Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. «Путь во взрослую жизнь» программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни

Социальная адаптация – важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников.

Одним из ведущих направлений в работе нашего детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы.

Известно, что большинство выпускников детских учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Наш детский дом работает над проблемой социально-трудовой адаптации воспитанников. Основные задачи, стоящие перед коллективом детского дома в процессе этой работы – это социальная адаптация воспитанников, восстановление их социального статуса, утраченных, либо невоспитанных социальных навыков, подготовка к самоопределению и полноценной жизни, подготовка выпускников к организации и ведению быта, воспитание граждан России.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы воздействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев: воспитательные мероприятия, трудовые занятия, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Воспитатели детского дома и инструктора по труду в повседневной жизни и на специальных занятиях формируют у детей необходимые навыки самообслуживания: учат их умению приготовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой, соблюдение личной гигиены и внешнего вида, ведению домашнего хозяйства. Дети полностью осуществляют уборку своих комнат, заботятся о создании уюта, с помощью взрослых по-своему оформляют интерьер. В каждой группе проводятся уроки этикета. Начиная, с 3-х летнего возраста, дети учатся вести себя за столом, в гостях, на улице, встречать гостей.

В более старшем возрасте, знакомятся с правилами пользования магазином, учатся самостоятельно делать покупки.

При поездках на рынок в сопровождении воспитателя дети сами выбирают себе

одежду.

Трудовое воспитание начинается с дошкольного возраста. Каждый ребенок имеет поручение: поливает цветы, протирает пыль, моет пол, расставляет книги, пользуется бытовой техникой. В швейной мастерской (в основном девочки, начиная с 9-летнего возраста) учатся штопать, гладить, пришивать пуговицы, класть заплаты, работать на швейных машинах.

В столярной мастерской мальчики своими руками заготавливают черенки к садово-огородным инструментам, разделочные доски для кухни, сувениры. Под руководством инструктора дети осуществляют мелкий ремонт мебели в группах.

С мая нынешнего года дети принимали непосредственное участие в выращивании гусят в детском доме. В порядке очередности они за ними ухаживали: кормили, пасли их, сопровождали на реку и обратно. Ежегодно с 1-го июня у нас работает лагерь труда и отдыха, где воспитанники работают на огороде, трудятся на ремонте своих квартир. Регулярно проводятся дни по благоустройству дома и территории детского дома.

Мы учим детей быть экономными, рассчитывать свой бюджет, даем основы экономических знаний. Они регулярно получают средства на карманные расходы. С детьми 7-9 классов проводятся занятия «Основы домашней экономики».

Одной из важнейших задач нашей работы при подготовке детей к самостоятельной жизни является социально-правовая защита детей. Наша цель – помочь детям подготовиться к жизни в обществе, принимать законы, нормы общежития.

С этой целью с учащимися 8-9 классов у нас проводятся занятия «Уроки правовых знаний», на которых знакомим детей с их правами и льготами, которые государство им представило при выборе жизненного пути. Воспитанники, особенно будущие выпускники 9-11 классов должны твердо запомнить наличие у каждого из них статьи о закреплении ими предоставления жилой площади, а также ориентируем их на то, в какие учреждения им необходимо обратиться в каждом отдельном случае за помощью. Задолго до входа из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного типа заявлений.

Из цикла бесед «Ты и закон» выпускники получают необходимые для них знания о норме права и юридической ответственности за правонарушения, о правах человека и гражданина, о праве собственности, трудовом праве, уголовном праве, уголовном праве и преступлении. Дети знакомятся с юридическими документами, помогающими им в будущем защищать свои права. Каждый из детей знает свои права на жилую площадь, получают пенсии.

Акцент в профориентационной работе Красивского детского дома делятся на возможность быстрого достижения экономической самостоятельности через выбранную профессию. Для достижения этой цели в детском доме согласно возрасту детей проводятся беседы, лекции, встречи, экскурсии. Например, такие темы бесед, как «Поговорим о выборе профессии», «Вступая во взрослую жизнь», «Кем быть, каким быть» и т. д. Проводится анкетирование «Выбор профессии. Цель в жизни». По желанию детей проводим экскурсии – посещение тех профессиональных училищ, куда они хотят пойти учиться.

Мы поддерживаем тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников детского дома и оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И к нам обращаются бывшие воспитанники. В основном, конечно, с просьбой о помощи в получении жилья, и, несмотря на сроки, прошедшие со дня выпуска, мы помогаем им, оказываем посильную помощь и следим за их дальнейшей судьбой.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. И помочь им в этом можем мы, взрослые, педагоги.


Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности

«Уверенными шагами»

Составила: социальный педагог

Н.В. Севостьянова

Пояснительная записка

Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для школ-интернатов, воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники интернатных учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.

Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная программа рассчитана на среднее и старшее учебное звено. Эта программа содействует

Развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе;

- созданию благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации;

Приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;

Формирование правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Повышению делопроизводительной и маркетинговой грамотности воспитанников и обучающихся в школе-интернате;

Формированию у обучающихся школы-интерната устойчивых семейных ценностей.

Предусмотрено использование основного метода работы: просвещение.

Для более эффективного результата правового просвещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать средства ТСО, видеоматериалы.

В процессе реализации программы предполагаются следующие критерии эффективности :

    повышение уровня правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    наличие положительно ориентированных жизненных планов;

    повышение у подростка уверенности в себе;

    осознание личной ответственности каждого ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей за свой выбор;

    полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, на полном доверии друг к другу;

    уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.

Механизм выполнения программы : содержание программы реализуется из расчета 2 раза в месяц. Реализация программы предполагается в течение учебного года социальным педагогом, воспитателями.

Ожидаемый результат:

Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников.

Целенаправленно реализуя все направления Программы, школа-интернат выпустит в жизнь молодого человека, способного к следующему:

    Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

    Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;

    Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;

    Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;

    Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.

    Знать свои права и обязанности;

    Иметь способность критически, в соответствии с нормами морали и прав оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

    Ориентироваться в социальной жизни общества, наличие системы социальных установок.

Выпускник школы-интерната – это личность, любящая родной край, готовая жить в нем и работать. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.

Цели программы:

    формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

    Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

    развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Эта программа включает шесть разделов:

    Правовая грамотность.

    Коммуникативные навыки

    Семейные ценности

    Секреты выбора профессии

    Маркетинговая и делопроизводительная грамотность.

    Здоровье и безопасность.

I Раздел «Правовая грамотность»

Цели:

Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Формирование ценностного отношения к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей, представления о смысле законов и норм как гаранте целесообразного и конструктивного сосуществования.

Перечень занятий:

1

Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права

Занятие-презентация

Беседа с элементами дискуссии, консультирование

Лекция. Консультация инспектора ПДН.

Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия

Беседа

Содержание раздела «Правовая грамотность»

    Человек. Личность. Гражданин.

- Миссия человека на планете Земля. Работа с понятиями “индивид”, “организм”, индивидуальность”, “я”, “личность”, “гражданин”. Выяснение социальных ролей человека .

    Главная книга страны.

Конституция РФ. Основные права человека. Права человека с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.

    Преступления и наказания

Правовая ответственность подростка, взрослого человека. Виды преступлений и меры их пресечений. Разбор ситуаций.

    Зачем нужны законы.

Два подхода к предназначению закона. Определения закона. Что такое разумная свобода? Чтение текста «Быль о правах». Упражнение «Тест на криминальность».

    Уголовная ответственность несовершеннолетних.

- Виды преступлений. Уголовная ответственность .

    Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права.

    Как не стать жертвой преступления

- Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах.

    Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.

- Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок.

II Раздел «Коммуникативные навыки»

Цели:

- развитие способности гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях

Показать сложность и многоплановость общения людей, повысить уровень коммуникативной компетентности обучающихся, способствовать личностному развитию;

Способствовать освоению разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности;

Формирование практических навыков общения, самопознания, саморазвития;

Повышение самооценки и уверенности в себе.

Перечень занятий:

Содержание раздела «Коммуникативные навыки»

    Что такое общение?

Понятия «вербальное» и «невербальное» общение. Язык тела. Тест «Приятный ли ты собеседник»

    Представление о себе.

Тренинг умений. Адаптивные способы поведения. Навыки уверенного поведения. Процесс самораскрытия, его основные проблемы: формирование искаженного образа, недоверие, отстраненность.

    Коммуникативные барьеры.

Понятие коммуникативных барьеров, их классификация. Моделирование ситуаций.

    Правила убеждения собеседника.

Раскрытие основных правил убеждения человека. Практикум «Выступление с убедительной речью».

    Умение слушать.

Слушать и слышать. Для чего это нам нужно. Правила для говорящего. Правила для слушающего. Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушателя.

    Этика делового общения.

Раскрытие понятий этика, этика делового общения. Практикум «Ваш стиль делового общения» - тест.

    Конфликт.

Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликта. Ошибки конфликтующего. Выход из конфликта.

    Виды взаимодействия людей.

Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт.

9. Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.

Рефлексия обучающихся, их ощущения и переживания во время прохождения курса.

III Раздел «Семейная азбука»

Цели:

Формирование необходимых способностей для создания собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина;

Формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и жизненных ситуаций;

Формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях;

Формирование мотивации деятельности обучающихся как членов собственной семьи и создателей своей модели счастливого дома;

Формирование у обучающихся знаний и умений ведения домашнего хозяйства.

Перечень занятий:

Содержание раздела «Семейная азбука»

    Семья – что это такое?

Семья в современном обществе. Семейные роли. Роль семьи. Русская энциклопедия семейной жизни.

    Из чего вырастает настоящая семья?

- «Дружба, любовь, семья, взаимоуважение, ответственность» - раскрытие понятий, взаимосвязь. Этика взаимоотношений. Тест «Измеритель ответственности».

    Радости и трудности отцовства-материнства.

Взаимоотношения мужчины и женщины. Гигиена. Мамочкина школа. Краткие сведения о детских заболеваниях. Народная медицина.

    Семейный кризис.

Семейные проблемы. Моделирование ситуаций. Пути разрешения семейных конфликтов. Терпенье, взаимоуважение, ответственность – три кита, на которых держится семейное счастье.

    Духовно-нравственные основы семьи.

Семейные ценности и традиции. Культура семьи. Воспитание у детей духовно-нравственных качеств. Эко-воспитание в семье. Этика и эстетика. Правильная организация досуга семьи.

    «В доброй семье пахнет пирогами».

Знакомство с основами приготовления пищи. Заготовка и хранение продуктов. Формирование тетради базовых рецептов. Конкурс «Кулинарный поединок».

    Мой уютный дом.

Основы ведения домашнего хозяйства. О семейной экономике. Как научиться жить по средствам. Когда пора делать ремонт?

IV Раздел «Выбираем профессию»

Цель:

Формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей;

Формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом своих возможностей, способностей и полученных знаний;

Способствовать положительной мотивации на трудовую деятельность

Перечень занятий:

Содержание раздела «Выбираем профессию»

    Выбор профессии за мной!

Законность, свобода выбора профессии и дисциплина труда .

    Основные категории в профессиональной деятельности.

Понятие «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

    Экскурсии на предприятия.

    Калейдоскоп профессий.

Лучшие специалисты в профессиональной области – показ презентации. «Все работы хороши» - профориентационная игра.

    Несколько важных правил.

Правила приёма в высшее и среднее учебное заведение. Правила приёма на производство. Как встать на биржу труда. Что надо знать о бизнесе.

    Умение трудиться – главное сокровище человека.

Умственный и физический труд. Пословицы о труде. Игра «Алфавит профессий».

    Профессия и способности. Профессия и характер.

Определение профессий, сопоставимых с индивидуальными предпочтениями, тест «Круг возможностей». Определение профессиональных предпочтений личности по сферам: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ» А.В. Либина.

V Раздел « »

Цели:

- дать знания о правилах оформления документов, деловой переписке;

Способствовать уверенности в собственных силах в различных жизненных ситуациях, связанных с оформлением документации;

Перечень занятий:

Содержание раздела « Маркетинговая и делопроизводительная грамотность »

    Документ.

- Общая информация о документе. Правила деловой переписки. Реквизиты документа. Общие правила оформления документа.

    Резюме.

Правила оформления. Образец. Структура.

Правила написания. Объём. Бланк. Подпись. Структура. Секреты «правильных акцентов».

    Автобиография.

Определение. Содержание. Оформление.

    Заявление.

Правила оформления. Сопутствующие документы. Структура. Особенности. Примеры и образцы.

    Письмо-запрос. Письмо-просьба.

Функция. Правила оформления. Условия необходимости написания письма. Особенности формулировки. Структура. Моделирование и анализ жизненных ситуаций.

    Объяснительная записка. Жалоба.

Правила написания. Функции. Структура. Особенности формулировки. Значение объёма. Правильное изложение требований. Ссылки. Мелкие важные нюансы.

    Этика делового общения. Деловая переписка.

Определение понятия. Историческая справка. «Золотое правило» нравственности. Собственная система ценностей. Этические принципы. «По одёжке встречают...».

VI Раздел «Здоровье и безопасность»

Цели:

- предупреждение вредных привычек;

Способствовать формированию здорового образа жизни;

Закрепить умения обучающихся заботиться о своём здоровье.

Перечень занятий:

Лекция. Беседа. Занятие презентация

Уход за ребёнком. Игра «Дочки-сыночки»

Лекция. Беседа. Анализ проблемных ситуаций. Игровая деятельность.

Первая помощь. Игра «Служба спасения».

Лекция. Беседа. Игровая деятельность.

Иммунитет.

Беседа. Лекция. Игровая деятельность

Признаки стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации.

Лекция. Презентация.

Чрезвычайные ситуации – правила поведения. Моделирование ситуаций.

Лекция. Беседа.

Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.

Беседа

Содержание раздела «Здоровье и безопасность»

    Жизнь без вредных привычек.

Привычка или болезнь. Показ презентации «Тяжелые последствия». Рисование плакатов. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Экскурсионное посещение «Музея наркоконтроля».

    Закаливание.

Предупредить лучше, чем лечить. Индивидуальные особенности организма. Правила закаливания.

    Активный отдых: что это такое?

Отдых может быть активным? Виды активного отдыха (презентация). Меры предосторожности. Игры на свежем воздухе. Игра-путешествие «За тридевять земель».

    Гигиена человека. Гигиена помещения.

Показ презентации «Кто живёт под ногтями?». Виды микробов. Борьба с грызунами. Туалет – самое чистое место в доме. Гигиена – королева чистоты (театрализованное занятие с наглядными пособиями).

    Уход за ребёнком.

Малыш в доме главный. Как пеленать. Особенности приготовления пищи для малыша. Организация прогулки. Детский гардероб. Режим дня. Краткие сведения о детских заболеваниях. Доврачебная помощь. Игра «Дочки-сыночки».

    Первая помощь.

Не навреди другому. Показ презентации «Оказание первой помощи». Моделирование ситуаций, их разбор, анализ. Игра «Служба спасения».

    Иммунитет.

- Определение понятия. Зачем нам нужен иммунитет. Что является причиной снижения иммунитета. Последствия снижения иммунитета. Показ презентации «Тайные силы внутри нас». Игра «Собери помощников организма».

    Чрезвычайные ситуации – правила поведения.

Виды чрезвычайных ситуаций. Правила поведения. Моделирование ситуаций.

Используемая литература:

    Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.– сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

    Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Смирнова Г. Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. – М., 2003.

    Великородная В.А. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.

    Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие / авт. – сост. Л.Г. Ивлиева ; под ред. В.Г. Паршиной. – М.: АРКТИ, 2006.

    Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

    Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008.

    Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

    Овчарова Р.В. справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

    Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа органов управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / авт. – сост.: Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009.

    Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт. – сост. Н.А. Меньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под. Ред. Н.М. Иовчук . М.: РЕАЛТЭК, 2003.

    Правовое воспитание школьников.5–9 классы. Конспекты занятий/сост. О.В. Летнева – Волгоград: Учитель, 2005.

  1. Организация воспитательной работы
  2. Модель путей осуществления поставленной цели.
  3. Критерии готовности детей к взрослой жизни

Введение.

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю. Социальные потрясения XX века стали причиной возникновения нового явления, получившего название социального сиротства. Социальные сироты -дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силу того, что родители были лишены родительских прав, находятся в заключении, страдают тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями вследствие наркомании, алкоголизма или по другим причинам.

По данным МВД России, в стране 2,5 миллионов детей-беспризорников, 700 тысяч инвалидов, 14 миллионов детей, у которых только один родитель, как правило, мать; растет число детей, рожденных вне брака.

90% воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами.

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.

Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её. Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью . Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей . Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым . При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным» . Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности . Иначе говоря, выпускнику детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания . Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру .

В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи :

  1. перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;
  2. выстроить границы своего нового жизненного пространства .

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений . Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения и пр .

Каковы факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников детских домов? Это неопределенность их социального статуса . Дети-сироты лишены семьи, а после ухода из детского дома они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению . Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития . Отставание в физическом и интеллектуальном развитии этих детей нередко осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении .

Особенности психического развития , по мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми . Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему. Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т . е . отношение к своему будущему . Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее . Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием . Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать . Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей . В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему . Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.

Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. Недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий, путей и способов их разрешения определена следующая цель.

Цель: создание условий для подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий:

  1. создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах;
  2. осуществлени медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития;
  3. внедрение разнообразных форм и методов совместной деятельности, направленной на формирование родственных взаимоотношений;
  4. формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье.

Задачи:

  1. Развивать различные формы устройства детей в семьи (приёмная, гостевая, опека, попечительство)
  2. Попытаться восстановить, либо компенсировать утраченные семейные связи.
  3. Укреплять родственные взаимоотношения, как основу для привития навыков самостоятельной семейной жизни.
  4. Готовить воспитанников к самостоятельной жизни, созданию в будущем своей благополучной семьи.
  5. Создавать условия для подготовки воспитанников к трудовой деятельности. Организовывать профориентационную работу.
  6. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома.
  8. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.
  9. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности в формировании родственных взаимоотношений.

Методы для решения поставленных задач:

  1. теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме,
  2. изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;
  3. опытно-экспериментальная работа,
  4. эмпирические методы, (беседы, наблюдение, анкетирование, сочинение, тестирование, методы диагностики, прогнозирование, моделирование ситуации, анализ педагогического опыта, продуктов деятельности,).

Способы решения поставленных задач.

  1. коррекционный. Основными задачами являются: корректировка показателей моделей деятельности участников воспитательного процесса; внесение изменений: в коммуникативные процессы, в инструкции и методики, в программу дополнительного социального воспитания в детском доме.
  2. конструктивно-организационный : создание личностных и коллективных условий воспитания социальной компетентности у воспитанников и повышения профессионального мастерства воспитателей (изменение режима дня, регламента воспитательного процесса, отработка взаимосвязей со школами и другими учреждениями социальной инфраструктуры, проведение мероприятий по оптимизации воспитательного процесса, дополнительных исследований проблем, сдерживающих процесс воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома и т.д.)
  3. итогово-диагностический . В задачи которого входит анализ тенденций изменения квалиметрических показателей, заложенных в модели деятельности участников воспитательного процесса; определение эффективности предыдущего этапа: экспертный анализ; анализ развития групповых процессов на основе индивидуальных показателей воспитанников; анализ на основе показателей модели социально-компетентной деятельности выпускника; педагогический анализ.

Показателем эффективности осуществления воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома является увеличение числа детей, имеющих оптимальный уровень социальной компетентности. Положительная динамика изменения результатов свидетельствует о конструктивном влиянии реализации предложенной нами педагогической технологии на процесс адаптации подростков к взрослой жизни, на формирование их нравственно-моральных качеств.

Организация воспитательной работы должна идти поэтапно:

Первый этап - изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы, накопление эмпирического материала; определение цели обобщение полученного материала; разработка методики опытно-экспериментального исследования; приведение в систему идей развития готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

Второй этап - опытно-экспериментальная работа по выявлению и апробации организационно-педагогических условий адаптации воспитанников к условиям семейно-родственных групп; разработка и внедрение новых программы; модели создания службы сопровождения развития воспитанников детского дома.

Третий этап - анализ, оценка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка выводов.

Для решения поэтапно данной проблемы необходимо:

1. медико-социально-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника детского дома в процессе развития готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

2. Уточнить понятие «семейно-родственные группы» как группы детей-родственников, объединенных из нескольких семей и проживающих совместно, связанных общностью быта и взаимной помощью;

3. Выявить и охарактеризовать основные составляющие понятия готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни: когнитивная, потребностно-мотивационная, эмоциональная и деятельностно- практическая;

4. Определить условия среды и средства воспитания, влияющие на формирование готовности к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Программа подготовки воспитанников школы- интерната

к самостоятельной жизни.

Пояснительная записка.

Вопросы социально-правовой подготовки выпускников-сирот к самостоятельной жизни в обществе и в настоящее время стали особенно актуальны. Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что влечет за собой неуспешность выпускников в решении задач жизнеустройства.

Поэтому возникла необходимость создания программы, направленной на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.

За основу была взята программа повышения социальной компетентности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Мы сами» и программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни Сидоровой Л. К.

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и уставом образовательного учреждения. Содержание программы разрабатывалось на основании принципов: гуманистической направленности, демократизма (право каждого ребенка на выбор своей траектории развития), детоцентризма (приоритетность интересов ребенка), системности (предполагает преемственность знаний), сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых), природосообразности и деятельностного подхода.

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Данная цель реализуется через развитие следующих способностей и формирование следующих навыков:

– развитие способностей понимать себя и других;

– развитие способностей прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них;

Развитие активной гражданской позиции;

– формирование навыков самостоятельного проживания и взаимодействия с разными социальными группами и институтами.

Программа реализуется по нескольким направлениям:

    развитие коммуникативных навыков;

    семейно-экономическое;

    гражданско-патриотическое и правовое;

    профориентация;

    культурно-нравственное;

    формирование социально-бытовых навыков.

При реализации данной программы необходимо тесное взаимодействие всех структур образовательного учреждения, участвующих в воспитательном процессе: воспитателя, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога. При этом дети должны быть активными участниками реализации программы. Для этого необходимо постоянно поддерживать мотивацию на участие в занятиях.

Занятия проводятся с 1 по 9 классы по всем вышеперечисленным направлениям в соответствии с возрастными особенностями. Воспитательный и коррекционный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту в духовном, физическом и социальном становлении.

Коммуникативные навыки

Компетенции

Уступать друг другу, разговаривать спокойно, выполнять просьбы взрослых, оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть приветливым доброжелательным, иметь навыки общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

Иметь понятие о «толерантности», быть терпимым к окружающим, обладать навыками бесконфликтного общения; быть уверенным в общении; понимать, что такое дружба, уметь поддерживать друг друга.

Владеть навыками эффективного общения (вербального и невербального); иметь представление о коммуникативных барьерах и путях их преодоления; виды общения (деловое, свободное, игровое и т. д.). Отношение к неприятностям и неудачам. Уметь использовать различные формы общения (беседа, дискуссия)

Семейно-экономическое воспитание

Компетенции

Знать свою фамилию, имя, братьев, сестер, других родственников. Полоролевую принадлежность мальчиков и девочек. Через сюжетно-ролевые игры уметь пользоваться деньгами, совершать самостоятельные небольшие покупки.

Родословная. Корни семьи. Отличительная роль юношей и девушек в обществе. Что такое дружба, что такое любовь. подростковый возрастной кризис. Источники денежных доходов в семье. От чего зависит экономическое благосостояние семьи.

Формирование представлений о семейной жизни. Теории выбора брачного партнера. Функции семьи. Семейные проблемы и радости. Рождение детей. Экономика семьи.

Компетенции

Понятие Родина, малая Родина. Традиции, природа, мировоззрение своего народа, исторические факты. Честность как норма культурного человека. Уважительность к общественной собственности. Права и обязанности воспитанников. Государство по отношению к другому человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.

Знание Родины, ее истории, гордость за свою страну. Конституция РФ. Экономические, социальные и культурные права человека.

Человек как патриот своей страны. Система правоохранительных органов. Уголовное право. Правовая культура.

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.

Профориентация

Компетенции

Участие в ролевых играх. Знание профессий шофера, продавца, воспитателя, учителя, врача, швеи, повара, строителя и т. д. Чествование взрослых в день их профессионального праздника.

Диагностика склонностей, интересов, способностей к той или иной профессии. Предварительный выбор профессии.

Осознанный выбор профессии. Реализация программы «Как научиться выбирать профессию» Посещение предприятий. Углубленное изучение профильных предметов. Выбор учебного заведения.

Культурно-нравственное воспитание

Компетенции

Поведение за столом: умение пользоваться приборами, салфеткой, эстетика приема пищи. Поведение в общественных местах. Культура чтения. Знание шедевров мировой художественной и музыкальной коллекций. Общие сведение об этикете, соблюдение правил этикета при общении с окружающими.

Посещение музеев, картинных выставок, знакомство с классической музыкой. Поведение в группе, выбор группы. вербальные и невербальные этикетные знаки. Жесты, мимика, тон, позы и др.

Социально-бытовое воспитание

Компетенции

Уметь обращаться с бытовыми приборами: телевизор, холодильник, пылесос, утюг, стиральная машина и т. д. Знать правила уборки помещения, уметь убрать за собой и товарищами. Уметь готовить простейшие блюда: заварить чай, сделать бутерброд, простой салат. Уметь обратиться в случае необходимости за помощью к прохожему, милиционеру.

Правила стирки, ухода за одеждой (умение штопать, гладить, вязать). Правила сервировки стола, приготовление простейших вторых блюд и салатов. Уметь выполнять элементарные работы по дому: забить гвоздь, покрасить поверхность. Уход за мебелью. Социальные институты: поликлиника, администрация, банки, почта, пункты приема платежей – знать их назначение.

Стремиться самостоятельно выполнять бытовые дела. Иметь навык консервирования, приготовления мясных, рыбных блюд. Делать своими руками простейшие ремонтные работы техники, жилища. Уметь самостоятельно обратиться в необходимые социальные институты. Знать, куда обратиться за помощью в случае необходимости получения жилья, льгот. В случае необходимости уметь самостоятельно осуществлять платежи по коммунальным услугам, обратиться в поликлинику, банк и т. д.

Государственное образовательное учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

"Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта С.И.Горшкова"

Программа

подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.» Тяпугина Светлана Михайловна ГКУ «Детский дом 2 «Золотой ключик» с.розовка Минераловодского района Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её. Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным». Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускнику детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить, и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи: 1. перейти на самостоятельное жизнеобеспечение; 2. выстроить границы своего нового жизненного пространства. Особенности психического развития, по мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему. Большое значение для формирования личности

2 воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т.е. отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения. Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается. Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. Недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны. На основании выявленных противоречий, путей и способов их разрешения определена следующая цель.

3 Цель: создание условий для подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме. Эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий: 1. создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах; 2. осуществление медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития; 3. внедрение разнообразных форм и методов совместной деятельности, направленной на формирование родственных взаимоотношений; 4. формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье. Задачи: 1. Развивать различные формы устройства детей в семьи (приёмная, гостевая, опека, попечительство) 2. Попытаться восстановить, либо компенсировать утраченные семейные связи. 3. Укреплять родственные взаимоотношения, как основу для привития навыков самостоятельной семейной жизни. 4. Готовить воспитанников к самостоятельной жизни, созданию в будущем своей благополучной семьи. 5. Создавать условия для подготовки воспитанников к трудовой деятельности. Организовывать профориентационную работу. 6. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома. 8. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. 9. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности в формировании родственных взаимоотношений. Особенности психического развития, по мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему.

4 Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т.е. отношение к своему будущему. Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее. Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать. Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей. В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему. Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. В настоящее время во многих учреждениях разрабатываются и реализуются различные программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением и т.д. Такие программы социальной адаптации выпускников детских домов включают довольно разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения и т.п. Особым видом работы является подготовка выпускников к созданию собственной семьи и семейной жизни. Готовность к самостоятельной жизни и деятельности выпускников детских домов включает совокупность следующих элементов: 1. социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу); 2. трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности); 3. морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка); 4. физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности)

5 Условия жизнедеятельности в детском доме должны быть приближены к семейным. В нашем детском доме воспитанники распределены по семейным группам. Каждая группа имеет свой отдельный жилой блок по типу семейной квартиры, оснащенной всем необходимым: мебелью, бытовой техникой и бытовыми приборами. Такая среда обитания позволяет детям легко адаптироваться к проживанию в детском доме и сохранить семейные традиции и отношения. В детском доме необходимо проводить большую работу по охране и укреплению психического и физического здоровья воспитанников. Провожу комплекс занятий на различные темы, способствующие адаптации и интеграции в дальнейшей жизни, подготовке к семейной жизни. - «Пользование инфраструктурами», включающий знакомство с государственными учреждениями, эти знания дают возможность определить, куда необходимо обратиться в нужный момент, как за полнить ту или иную квитанцию, бланк, где и как оплатить счета и Др.; - «Навыки семейной жизни», включающий домоводство, усвоение санитарногигиенических норм и правил, вопросы семейных, половых отношений и т.д.; - «Правоведение», включающий различные юридические экономические, финансовые вопросы, знакомство с кодексами Российской Федерации, с правами и обязанностями гражданина России; - «Умение пользоваться деньгами». Воспитанники старше четырнадцати лет оформлены в Центре занятости работают в летний период в строительной бригаде детского дома, получают за свою работу заработную плату и могут распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Для достижения цели в своей группе детского дома разработала план мероприятий, где согласно возрасту детей проводятся беседы, игры, лекции, встречи, экскурсии. Например, темы бесед: «Семья и семейные ценности», «Семья в моей жизни», «Смысл семьи стремление к счастью», «Как сохранить любовь в семье», «Моя семья мое богатство», «Вступая во "взрослую" жизнь», «Кем быть, каким быть», «Новый взгляд молодых» и другие беседы. Выпускникам детского дома тяжело дается не столько сам процесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практически бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении со сверстниками, преподавателями, органами милиции, с другими социальными структурами. Проводятся встречи с людьми разных профессий, организуется посещение профессиональных училищ, лицеев, вузов. В сотрудничестве с психологом

6 районного центра занятости населения проводится тестирование будущих выпускников и профориентационная работа. Реальный жизненный опыт воспитанники детского дома приобретают также благодаря участию в разнообразных видах деятельности. Посещая многочисленные кружки и секции, каждый ребенок имеет возможность найти себе увлекательное занятие, проявить потенциальные возможности. В результате он приобретает не только полезные практические умения и навыки, но и овладевает элементами коммуникативной деятельности, научается адекватно вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками. Расширению представлений подростков о будущей профессии способствует посещение «Дней открытых дверей» в средних специальных учебных заведениях. Демонстрация диапазона профессионального выбора, ориентация на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности позволяет будущему выпускнику более осознано сделать выбор будущей профессии. Параллельно проводится учебно-воспитательная деятельность по социализации выпускников, направленная на освоение ими новых социальных ролей (семьянин, труженик, гражданин), подготовка их к будущей семейной жизни. В детском доме широко осуществляется комплексная реабилитационная работа с подростками и выпускниками, не достигшими социальной и личностной зрелости (по результатам диагностического обследования). Социальные педагоги уделяют особое внимание обеспечению защиты прав и интересов выпускников детских сиротских учреждений в обществе. Воспитатели, социальный педагог, администрация детского дома поддерживают тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. При необходимости они участвуют в работе психологической, медицинской и социальной служб по оказанию консультативной помощи выпускникам в решении их проблем. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников детского дома и оказанию экстренной помощи выпускникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Ежегодно социальный педагог или представители администрации детского дома посещают выпускников предыдущего года выпуска и проживающих самостоятельно с целью изучения степени социальной адаптированное выпускника в обществе. При посещении выпускников по адресу регистрации применяется метод беседы.

7 При оценке результативности беседы делаются выводы о том, в какой степени выпускник состоялся как гражданин общества (пали-чие работы, отношение к труду, стремление повысить свой уровень и т.д.) и как семьянин (наличие семьи, бытовые условия, материальное обеспечение, отношения с родными и т.д.). По итогам таких посещении проводится малый педагогический совет с воспитателями этих выпускников и службой сопровождения, где отмечаются элементы адаптации и дезадаптации данного выпускника, разрабатывается план конкретной помощи (при необходимости), иногда с привлечением районных государственных структур, вырабатываются рекомендации по социализации других воспитанников с учетом выявленных отрицательных моментов. В целом результаты обследования выпускников детского дома доказали эффективность такого рода целенаправленной систематической работы. Одноразовые мероприятия не могут обеспечить целостной подготовки выпускника к самостоятельной жизни, только комплексная работа но социализации и профориентация дает положительный результат, тем не менее выпускник некоторое время вес же нуждается в социально-психологи чес ко и поддержке, особенно в ситуациях поиска решения жизненно важных проблем. Список литературы: 1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия», с. 2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. М., с. 3. Авдеева, Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание С, 5. -С, 7. -С Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства / Ю. П. Азаров. М.: Издво Московского психолого-социального института, с. 5. Айзенк, Г. Ю. Структура личности: Пер. с англ. / Г. Ю. Айзенк. СПб.: Ювента, с.


Агентство по управлению социальными службами Государственное краевое образовательное учреждение для детей, нуждающихся а психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального

Вопросы образования, профориентации, занятости, охраны труда, здоровья обучающихся и их социальной защиты, Уставом техникума и настоящим Положением. 1.5. Работа Службы строится на трех аспектах: научный

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум

Раздел 4.2.1. План работы социальной службы на 2016-2017 учебный год Цель работы создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных,

ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психолого- педагогической службе ГБОУ Школа 2065 1. Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба в своей работе руководствуется: конституцией РФ; конвенцией ООН о правах

Министерство образования и науки Камчатского края Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «КАМЧАТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» (КГПОАУ «Камчатский политехнический

Психологическая служба в Хивской школе Основные функции и направления работы Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует

Утверждаю Директор МБОУ «Лицей 17» С. И. Харченко Приказ 187 от 31 августа 2017 года План работы педагога-психолога МБОУ «Лицей 17» на 2017 2018 учебный год Перспективно-календарный план работы педагога-психолога

УТВЕРЖДЕНО: приказом ГКУ СО КК «Кореновский реабилитационный центр» от «12»января 2015г. 18 Перечень социальных услуг, предоставляемых государственным учреждением социального обслуживания Краснодарского

«УТВЕРЖДАЮ» директор детского дома 1 «Колосок» с. Нижняя Александровка /Е.А. Гетманская/ 2015 г. План работы Службы постинтернатного сопровождения выпускников государственного казенного образовательного

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Братский педагогический колледж» ; ^УТВЕРЖ ДАЮ Д и р е к ^ ^ Ш О У ИО «БПК» У /;0арилона Г.М. \«7-Г>> 201 _ г. ^

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский дорожный техникум» (ГБПОУ

Замещающая семья в системе образования: современные аспекты сопровождения и развития Губанова Ольга Александровна, ГУО «Средняя школа 3 г. Пинска», педагог психолог тел: +375296927248 электронный адрес:

«Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребѐнка, детских домах и интернатах)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новкинская основная общеобразовательная школа Положение о социально-психологической службе УТВЕРЖДАЮ Директор школы Н.В. Сазанова Приказ _287_ от 02.09.2013_

Тематика обращений замещающих родителей на Телефон Доверия Комлева О.В., Малетина Т.А. Телефон Доверия один из наиболее доступных видов психологической помощи. Цель деятельности Телефона Доверия оказание

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 21 ОАО «РЖД» 1.Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба является структурным подразделением школы интерната 21 ОАО «РЖД», находящимся

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТВЕРСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 1» ПРИНЯТО: Педагогическим советом ГКОУ «Тверская школа-интернат 1» протокол 4 от 28.02.2017 г УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната

Дать родителям минимум психологических знаний, необходимых для того, чтобы помочь их детям успешно обучаться; обеспечивать руководство колледжа комплексной психологической информацией, необходимой для

2.2.6. Психологическая коррекция разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы, контроль за ее выполнением. 3. Ответственность педагога-психолога

Негосударственное образовательное учреждение «Частная Школа «Дипломат» ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол / от «; /» o J 2«-в года Негосударственное образовательное учреждение «Частная школа

УТВЕРЖДАЮ Директор муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение гимназия 13» Л.П. Юдина Приказ 1/66-П «02» сентября 2013 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации психолого-педагогического

Утверждаю Директор МБОУ гимназия 9 В.Н. Мигун Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ гимназия 9 Кузнецова Л.П. Перспективный план работы социального педагога 2013 2014 учебный год. Цель - содействие

1. Общие положения 1.1 Психологическая служба один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. 1.2 Психологическая служба школы имеет подчинение: по административной линии директору

Согласовано на заседании Управляющего Совета МОУ Школа с.аксарка Протокол J? cfjf.m./s" Положение о социально-психологическо! 1. Общие положения СПС работает в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,

План работы психолого -педагогического консилиума (ППК) на 2016-2017 учебный год Цель: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями

Министерство образования Московской области Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы» Отдел постинтернатного

Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ Знаменская СОШ 1 за 2015/2016 учебный год. Цели работы: 1.Обеспечение сохранности психического здоровья учащихся. 2.Создание благоприятных социально-психологических

Развивающая среда как условие успешной социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Известно, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить

ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе МОУ «Лицей 13» г. Петрозаводска I. Общие положения 1.1.Социально-психологическая служба (далее СПС) лицея является компонентом системы образования и социальной

Положение о психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС - центре) ГАОУ «Гимназия «1 г. Назрань» I. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании

Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов,

Деятельность социально-психологической службы В целях качественного осуществления образовательного процесса в гимназии создана социальнопсихологическая служба (социальный педагог, два педагога-психолога).

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя 2.1. Деятельность классного руководителя целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава и плана работы школы, иных локальных

Основина Л.И., г. Екатеринбург ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ Для подавляющего большинства подростков выбор профессии - первое наиболее важное жизненное решение. Его

Программа благотворительного фонда «Открывая горизонты»: «Служба сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», г. Новосибирск Программа реализуется в партнерстве с с благотворительным фондом

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Проблема психологической культуры человека, формирования ее основ у детей дошкольного возраста является на сегодняшний

1. Общие положения. 1.1. Социально-психологическое сопровождение один из вспомогательных компонентов целостной системы образовательной деятельности в МБОУ ООШ п. Ушаково. 1.2.Деятельность социально-психологического

Согласовано Утверждаю Педагогический совет Директор ГБОУ ГБОУ Школа 1508 Школа 1508 Протокол от «15» января 2019 г. 5 В.Э.Меламуд «15» января 2019 г. ПОЛОЖЕНИЕ о службе социально-психолого-педагогического

3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Непременным условием реализации требований

Оказание консультативной помощи органам опеки и попечительства в осуществлении полномочий по координации деятельности психолого-педагогических служб образовательных учреждений территориального образования,

2 2.2. Принцип закрытости информации, т.е. «не навреди». Он предполагает строгое соблюдение участниками СПС этических принципов. Конкретизация и обнаружение противоречий и трудностей развития не должны

Приложение 1 к приказу 127 от 29.08.2016г. План работы ПМПк на 2016 2017 учебный год Муниципального общеобразовательного учреждения Прибрежненская средняя школа Цель: создание целостной системы сопровождения,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа 2» 630063, г.новосибирск 63, ул. Чехова, 271 тел. 262-48-13 Принято: Педагогическим советом

Областное казенное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении «Клюквинская санаторная школа-интернат» Курского района Курской области Принята на заседании Педагогического

1 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Семейный центр, созданный на базе государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторный детский

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ МГДМЦ им. Петра Великого Н.А. Сусов 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе ГБОУ МГДМЦ имени Петра Великого I. Общие положения. 1.1. Настоящее положение определяет

Положение о социально-психолого-педагогической службе (СППС) МБОУ города Иркутска гимназии 3 1. Общие положения. 1.1. Служба социально-психолого-педагогического сопровождения (далее Служба СППС) является

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ «ООШ 33» Программа коррекционной работы (ПКР) в ОУ предусматривает работу в 3-х направлениях: 1.Работа с детьми с ОВЗ. 2.Работа с одарёнными детьми. 3.Работа со слабоуспевающими

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Коваленко В.А. ГКОУ «Детский дом», г. Орск Будущее детей-сирот и детей,

Модель развития и сопровождения приёмной семьи, детского дома семейного типа Шаргородская Алеся Станиславовна ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района» педагог-психолог тел.8-01632-7-21-28

Выступление на городском методическом объединении: «Особенности работы социального педагога с неблагополучными семьями» Социальный педагог МБОУ СОШ 16 Саркисян Анаида Юрьевна «Особенности работы социального

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни Вандышевой Марины Александровны Государственное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ДЕТСКИЙ ДОМ 15 «НАДЕЖДА»

1 Пояснительная записка Программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8-9 классов. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься

Положение о Службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей различных категорий. Общие положения. 1.1 Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот

С. В. Лактионова УДК37.0 С. В. Лактионова ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ Статистические данные свидетельствуют, что в последние годы в России непрерывно увеличивается количество

2.1 Цель и задачи Цель создание условий для гармоничного развития самостоятельной личности, охватывающих интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический и гражданский рост личности, способной

1 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления и показатели эффективности постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей,

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога Евлашкиной Н.М. на 0-0 учебный год Цель: создание условий для гармоничного развития детей в процессе школьного обучения, психолого-педагогическое сопровождение ребенка

«СОГЛАСОВАНО» Директор МБОУ «СОШ«ЦО«Кудрово» Соловьев И.Ю. 20 г. ПЛАН РАБОТЫ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА - ГУЩИНОЙ В.Н. Ознакомлена Гущина В.Н. Подпись Дата Цели: 1. Создание системы психолого-педагогического

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Браженская средняя общеобразовательная школа» Принято: Утверждаю: Школьный методсовет Директор МБОУ «Браженская СОШ» протокол Л.И. Лебедева от 2011г

ПРИНЯТО: на педагогическом совете протокол 1 от 29.08.2015г. УТВЕРЖДАЮ: Директор школы С.Д.Кесаева Приказ от 11.09.2015г. 150 Положение о службе социально-психолого-педагогического сопровождения 1. Общие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНО БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кабардино - Балкарский гуманитарно - технический

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 22» Мероприятия по адаптации и социализации детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы "Понимание и поддержка"

Перспективный план работы на 2015-2016 учебный год педагога-а МБОУ МДДШМВ Основная цель ОУ: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных