Комплексная система работы педагогов доу по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности в условиях фгос. Тема: «Развитие мелкой моторики как одно из условий полноценного развития ребенка дошкол

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка–

детский сад №2 «Дельфин»

Тема: «Развитие мелкой моторики как одно из условий полноценного развития

ребенка дошкольного возраста»

Гаркуша Валентина Николаевна

Воспитатель

В соответствии с Законом №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей.

Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, так как не успевают на занятиях и не чувствуют успеха в данном виде деятельности.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Этим и обусловлен выбор моей темы по самообразованию.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Известно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые проекции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка. Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим опозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из простых фраз.

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом зависит от семьи ребенка, родители должны помогать не только воспитателям, но и логопеду (обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи), психологу (разработка коррекционного маршрута; тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка).

Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению, а также самим принимать активное участие в жизнедеятельности детского сада.

Совместно с родителями в группе создается необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Приобретаются и изготавливаются самостоятельно игры и пособия для развития мелкой моторики, с которыми дети очень любят заниматься, играть.

Для стимуляции речевого развития детей основными являются традиционные средства и методы: шнуровки, гимнастика пальчиков, трафареты, штриховка, завязывание бантов, узлов, лепка, аппликация, мозаика, конструирование из мелких деталей, игра на музыкальных инструментах, собирание пирамидок, пальчиковый театр, выкладывание фигурок из палочек, шнура и др.

Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.

Для этого используются принципы:

Систематичность проведения игр и упражнений.

Последовательность - (от простого к сложному).

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне; необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику. Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

Мы используем в работе с воспитанниками для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами нетрадиционные. К нетрадиционным мы относим такие игры и упражнения как: «сухой» бассейн, природный материал (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), массаж с помощью мячика Су-джок, различные бытовые предметы и бросовый материал (прищепки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и другое).

Практика показала, что одним из эффективных, увлекательных и нестандартных средств по развитию мелкой моторики выступает природный материал. Такой материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Играя с природным материалом, мы отмечаем, что дети стали проявлять высокую познавательную активность, стали более общительными и спокойными. Упражнения с природным материалом стараемся включать в разные режимные моменты: прогулку, игровую деятельность, непосредственно образовательную деятельность. Применение крупы (фасоль, горох, рис, манка, гречка), как показывают педагогические наблюдения, является очень интересным, полезным и приятным занятием для детей. Например, игры «Золушка», « Прячем ручки», «Разложи по тарелочкам», «Отгадай, какая крупа в мешочке», «Сухой бассейн» и др. Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Васильева Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 181 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Методическое обеспечение развития мелкой моторики руки у ребенка раннего возраста в условиях перехода на ФГОС ДО
Дата публикации: 24.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическое обеспечение развития мелкой моторики руки у

ребенка раннего возраста в условиях перехода на ФГОС ДО

1. Разработка методического обеспечения развития мелкой


Успешность развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста во многом зависит от того, каким образом организована работа в дошкольном образовательном учреждении. В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, поскольку, когда у детей развивают мелкую моторику пальцев, то осуществляется разнообразие тактильных впечатлений ребенка, оказывается большое влияние на развитие его речи, снижается проявление различных недостатков и даже снятие психического напряжения. ФГОС ДО также отводит важную роль игре - особой деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный культуру человеческих взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. С этой точки зрения, пальчиковые игры – идеальный способ развивать и развлекать ребенка одновременно. В начале работы организуется индивидуальное наблюдение за развитием мелкой моторики руки каждого ребенка с целью формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр. Дети раннего возраста имеют неповторимые особенности развития, которые необходимо учитывать при организации пальчиковых игр. Так, пальчиковые игры, организованные в самом начале, ориентированы на простое прикосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук ребенка, осуществление простых круговых движений внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом, активизируются точки,
связанные с речевыми зонами мозга. Все игры выполняет взрослый, помогая и управляя руками ребенка. Постепенно требуется усложнять игры, уже не просто дотрагиваясь и производя манипуляции с пальцами ребенка, но и быстрым движением массажируя пальцы от основания до подушечки. Уже с первого года жизни ребенка рекомендуется как можно более активно использовать игровые упражнения, вовлекая в них как можно больше пальцев ребенка. Так, детям предлагается покатать деревянные шарики, разные по размеру, при этом пытаясь использовать при движении все пальчики. Для проведения этого упражнения используют также шарики из пластилина или бусы. Начиная с полутора лет, задание может усложняться. Используются пальчиковые народные игры-потешки, игры с пальчиковыми животными, которые специально предназначены для развития мелкой моторики рук. Нужно помогать пальчикам, занимаясь с детьми до двух лет, поскольку в этом возрасте им еще не так легко воспроизводить произвольные движения пальцами, несмотря на то, что игры для таких детей подбираются достаточно простые (разгибание и загибание отдельных пальцев, массаж, ощупывание предметов разной формы и фактуры). Обычно такие игры предназначены для работы взрослого с рукой ребенка: он осуществляет поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т. д. Для детей постарше, примерно с двух с половиной – трех лет игры усложняются и включают уже в себя самостоятельные движения. На данном этапе участие взрослого просто необходимо: сначала он показывает на себе, а затем придает кисти и пальчикам ребенка нужное положение. Взрослый просит дошкольника выполнить это движение без его помощи. В случае, когда у ребенка не получается выполнить то или иное движение, то взрослый сами складывает его руки в нужную позицию. При систематическом повторении ребенок уже сам учится складывать и удерживать пальцы так, как надо. Очень важно не давить на ребенка.
Как только ребенок осваивает движения и ритм текста, он начинает играть простые игры, в то время, как игры посложнее он сначала просто запоминает. Но спустя время, он будет стараться самостоятельно сложить пальчики, будет долго тренироваться, и в конце концов сложит пальцы так, как от него хочет взрослый. Большое значение для детей раннего возраста имеет установление и выполнение режима дня, что играет важную роль для их воспитания. Своевременное кормление ребенка, достаточно длительный и глубокий сон выступают важными условиями правильного физического и психического развития ребенка данного возраста. Режим способствует и воспитанию организованного поведения детей. Если ребенок спит, ест, выходит на прогулку всегда в одно и то же время, то потребность в еде, сне или прогулке возникает именно в то время, которое установлено режимом время. Поэтому пальчиковые игры рекомендуется проводить в режимные моменты. Для этого необходимо выделить для них определенное время. Утром в качестве зарядки можно поиграть с ребенком пять минут, выполнив несколько знакомых ему упражнений, днем после сна провести полноценное занятие с введением новых игр, а вечером после прогулки в течение 10 минут состоится закрепление пройденного. При организации проведения пальчиковых игр нужно учитывать следующие методические принципы: доступность, индивидуальность, последовательность и систематичность, связь с жизненным опытом, наглядность. Детям раннего возраста характерен низкий уровень самостоятельности, отсюда организатором проведения пальчиковых игр всегда выступает воспитатель, который ставит своей задачей вызвать у детей интерес к игре, желание детей принять в ней участие, организовать ее, создать у детей положительные эмоции, поощрять попытки проявлять самостоятельность.
Дети раннего возраста любят ритмически организованную речь взрослого, поэтому стишки и потешки им очень нравятся. Воспитатель должен продумать содержание, объем и степень сложности упражнения в соответствии с возможностями детей. В процессе занятия с ребенком или с подгруппой детей он обязан создать такие условия, которые дадут возможность каждому ребенку работать в своем индивидуальном темпе, проявлять максимальную для него степень самостоятельности при выполнении пальчиковых игр. Правила проведения пальчиковых игр: - педагог должен выполнять упражнение вместе с ребенком, при этом обязательно показывая собственный интерес к игре; - при повторных играх дети произносят текст не полностью. Постепенно ребята разучивают текст наизусть и могут произнести его целиком. Педагог должен наблюдать за тем, чтобы слова ребенка соотносились с движением; - педагог отбирает несколько упражнений и постепенно заменяет их новыми; - педагогу не стоит ставить перед ребенком несколько задач сразу, потому что это довольно сложно для него. Объем внимания у детей еще небольшой, и если поставленная задача для них трудна, то это может вызвать снижение интереса к игре. Этапы разучивания пальчиковых игр: 1. Педагог показывает ребенку игру. 2. Педагог, показывая игру, управляет пальчиками и рукой ребенка. 3. Взрослый и ребенок одновременно выполняют движения, взрослый при этом проговаривает текст. 4. Ребенок выполняет движения самостоятельно, при необходимости педагог помогает ему, говоря текст. 5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст самостоятельно, а взрослый подсказывает и помогает при необходимости.
Пальчиковые игры следует организовывать систематически. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после того, как дети покушали. Перед проведением пальчиковых игр необходимо убедиться, что руки у детей теплые. При организации первых пальчиковых игр текст нужно читать медленно, чтобы дети успели показать движения. Нужно убедиться в том, что дети знают персонажей стихов, песенок и потешек. Вначале игры выполняются совместно с ребенком. Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения строятся таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались отдельные движения каждого из пальцев Пальчиковые игры начинаются с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение двух - трех минут. Перед игрой с ребенком обсуждают ее содержание, сразу при этом показывая необходимые жесты, положения пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить ребенка к правильному выполнению игры, но и создает положительное настроение. Мы уже отмечали, что занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. В тоже время не стоит торопиться обновлять репертуар: должно быть использовано не более 2-3 игр. Новые игры вводятся постепенно, исключается по одной из знакомых игр, но спустя какое-то время необходимо возвращаться к ней. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук. Игровой пальчиковый массаж является несложным, но достаточно эффективным средством развития мелкой моторики рук. Основные приемы массажа - поглаживание, манипуляция. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3
раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. При массаже внутренней поверхности ладоней можно использовать различные предметы: карандаши с гладкой и ребристой поверхностью; грецкие орехи, расчески и многое другое. Самомассаж кистей и пальцев можно проводить при помощи «сухого бассейна». Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Также существует много интересных упражнений с шариком массажером Су-Джок. Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО, важная задача дошкольного образовательного учреждения - развитие мелкой моторики обеих рук детей. Стандарт также отводит важную роль игре – ведущему виду деятельности ребенка, в том числе пальчиковым играм. При проведении пальчиковых игр учитываются такие принципы, как доступность, индивидуальность, последовательность и систематичность, связь с жизненным опытом, наглядность. Организатором в проведении пальчиковых игр выступает воспитатель. Мы предложили пример игрового пальчикового массажа и пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок.
2. Реализация методического обеспечения развития мелкой

моторики руки у ребенка раннего возраста через пальчиковые игры
Мы проводили наше исследование на базе МБДОУ № 181 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Деятельность детского сада направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В первую младшую группу ходят дети двух-трех лет. Сюда приходят так называемые домашние дети. Они отличаются друг от друга уровнем развития, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Недостаток тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение ими культурно-гигиеническими навыками, поэтому у детей недостаточно сформированы навыки самообслуживания. Рука ребенка еще физиологически несовершенна. У детей наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость, пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т.е. действовали воедино, движения пальцев слабо разделены, поэтому если сгибается один палец, то и остальные действуют также. Таким образом, у большинства детей раннего возраста отмечалось недостаточное развитие мелкой моторики рук. Поэтому мы поставили перед собой цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью игр с пальчиками. В группе оформлены картотеки пальчиковых игр, которые постоянно используются в работе. Игры для детей раннего возраста достаточно просты и включают в себя такие движения, как разгибание и загибание отдельных пальчиков, небольшой массаж, ощупывание предметов разной формы и фактуры. Подобные игры предназначены на взаимодействие взрослого с рукой ребенка. Поскольку пальчиковые игры достаточно многообразны, то мы разбили их на следующие группы. 1. Игры – манипуляции. - «Сорока-белобока…», «Ладушки-ладушки…» - во время игры выполняют круговые движения указательным пальцем;
- «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - нужно поочередно загибать каждый палец. Эти упражнения ребенок может выполнить как самостоятельно, так и при помощи взрослого. Они способствуют развитию воображения, так как в каждом пальчике ребенок начинает видеть тот или иной образ. 2. Пальчиковые упражнения с сюжетом. - «Как здороваются пальчики» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем, сначала правой руки, потом левой руки, а затем двух рук одновременно. - «Цветок распускается» - из сжатого кулачка начинают по очереди выскакивать пальцы. - «Грабли» - пальцы переплетаются между собой. - «Елка» - ладони направлены от себя, пальцы переплетены в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к телу не прижимаются. Сюда же относятся такие упражнения, которые помогают детям представлять диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, предметы транспорта и т.д. 3. Пальчиковые упражнения, проводимые одновременно со звуковой гимнастикой. Ребенок поочередно соединяет пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямляет по очереди каждый палец. Еще один вариант проведения этого упражнения – ребенок сжимает пальцы в кулак и разжимает, одновременно произнося следующие звуки: б-п, д-т, к-г. 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения, которые называют гимнастикой мозга. С помощью данных упражнений активизируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания и сосредоточенности.
- «Колечко» - ребенок по очереди перебирает пальцы рук, последовательно соединяя в кольцо с каждым пальцем указательный, средний и т.д. - «Кулак – ребро – ладонь» - ребенок последовательно меняет позиции: сжатая в кулак ладонь, потом ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) и др. 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж оказывает положительное влияние на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. В таких упражнениях используют традиционные для массажа движения, как разминание, растирание, надавливание, пощипывание. - «Помоем руки под горячей струей воды» - дети выполняют движения, как при мытье рук. - «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки ребята растирают каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирают всю ладошку. Для более эффективного самомассажа кисти рук используется грецкий орех, карандаш, массажный мячик. 6. Упражнение «Театр в руке» направлено на повышение общего тонуса, развитие внимания и памяти, содействует снятию эмоционального напряжения. Пальчиковыми красками на подушечках всех пальчиков правой руки дошкольника рисуется по зайчику и ребенку объясняют, что теперь каждый его пальчик – это зайчик. У каждого из них свое имя. Большой пальчик зовут Коротышка, указательный пальчик зовут Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого зовут Тишка, а пятого, самого маленького – Трусишка. Мы предлагаем ребятам поиграть с зайчиками, показав соответствующие упражнения (Приложение 4). - «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в
кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения, как будто выполняя «трепетание пальцев». - «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец представляет из себя какой-то персонаж. Движение рук построено на занимательной игровой основе. Мы использовали пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Потешки, которые сопровождают пальчиковые игры, способствуют хорошему настроению, вызывают у ребят чувство радости. Мы уже говорили о том, что с помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Пальчиковые игры обеспечивают благоприятное развитие, это замечательная тренировка для пальцев, кроме того, игры способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек. У детей раннего возраста хорошая автоматическая память и им не трудно запомнить текст потешки. Зато потом услышанные слова вызывают нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. В играх с пальцами сам звук голоса и громкость произносимого текста, как и движения отдельных пальцев и всей руки придают особую выразительность рифмам. Тексты можно не только произносить, но и петь, сопровождая их движениями рук и пальцев. Для развития устойчивого внимания, обеспечения интереса и хорошего настроения у детей использовались различные атрибуты: театр деревянный, вязаный, бумажный; театр ‐ рукавичка и др. Пальчиковые игры вводились в различные режимные моменты. Мы стараемся приучать ребенка раннего возраста к режиму дня с первых дней его поступления в детский сад. Это делается для того, чтобы детский организм привыкал к одному времени приема пищи, сна, прогулки, игр и развлечений.
Пальчиковые игры проводятся утром, когда ребенок приходит в детский сад как отвлекающий фактор для переключения внимания, а также после сна, как физминутки, используя при этом разнообразные формы, методы и приемы (показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка.). Мы обратили внимание, что эффективно использовать пальчиковые игры в период адаптации ребенка к детскому саду. Они помогают снять напряжение и стресс у детей, способствуют более легкому привыканию к новым условиям. Для проведения пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребенок не слишком возбужден, но и не слишком расслаблен. Когда утром ребенок приходит в детский сад, мы используем игру «Приветствие»: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками). После завтрака предлагаем детям игру «Помощник»: Посуду моет наш Антошка: Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан, И закрыл покрепче кран. Во время утренней гимнастики перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) мы предлагаем детям поиграть с предметом, например, передавать мяч из рук в руки или ловить его. Если использовался комплекс физических упражнений без предметов, то мы применяли разминку «Замок». Разминка начиналась с упражнений для
крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье). Дети выполняли махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следовала разминка для пальцев. Она начиналась с хватательных движений: сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Постепенно мы переходили на сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), затем в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша или грецкого ореха. На прогулке в теплое время года после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить следующие предметы и объекты: дом, скворечник, кошку, собаку, конуру, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. Для создания у детей хорошего настроения применялись игры «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки». Мы организовывали свою работу следующим образом. Перед началом упражнений дети легкими поглаживаниями разогревали ладони до приятного ощущения тепла. Все игры выполнялись медленно, от трех до пяти раз, сначала левой рукой, затем правой, а потом обеими руками одновременно. Мы обязательно показывали собственную увлеченность игрой, когда выполняли упражнения вместе с дошкольниками. При выполнении упражнений вовлекали все пальцы руки. В первую очередь мы обращали внимание на правильную постановку кисти руки, точное переключение с одного движения на другое. Нам было важно достичь такого уровня, чтобы дети могли выполнить все упражнения легко, без лишнего напряжения мышц руки. Желательно, чтобы эти
упражнения были легки и доступны и вызывали только положительные эмоции. Все объяснения даются спокойным тоном, четко и кратко. Если некоторым детям была нужна помощь, то мы ее оказывали. Каждое занятие по продолжительности занимает не больше пяти минут и ее два-три раза повторяют в течение дня. Мы обратили внимание на то, что когда игры проводятся повторно, дети иногда начинали произносить не весь текст (особенно забывая начало и окончание). И лишь потом, спустя какое-то время, когда дети запоминали весь текст наизусть, они могли воспроизвести его полностью, при этом соотнося слова с движением. Те игры, которые детям особенно нравятся, мы используем достаточно часто и никогда не отказываем детям в их желании сыграть еще и еще раз. Поскольку мы работаем с детьми раннего возраста, то не ставим перед ними одновременно несколько сложных задач, например, показать движение и произнести текст. Если у детей что-то не получалось, то наша основная задача - выявить причину, чтобы не отбить желание ребенка продолжить игру. Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Мы используем наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр». Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Такие игры способствуют установлению хороших дружеских взаимоотношений между детьми, а также между взрослым и ребенком. Таким образом, мы описали реализацию методического обеспечения развития мелкой моторики руки у ребенка раннего возраста через пальчиковые игры на базе МБДОУ № 181 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. В первую младшую группу входят дети двух-трех лет. У
большинства детей отмечается слабое развитие моторики рук. Поэтому мы поставили перед собой цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр. В группе сделаны картотеки пальчиковых игр, которые постоянно используются в работе. Мы использовали также пальчиковые игры «Пальчики-зайчики» и пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.
3. Оценка результатов использования методического обеспечения в

дошкольной образовательной организации
В результате реализации методического обеспечения развития мелкой моторики руки у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр, можно с уверенностью сказать, что мы достигли определенных результатов. В самом начале нашей работы мы могли наблюдать у детей раннего возраста мышечную напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети были скованны, медлительны в выполнении движений. Им было трудно выполнить ряд упражнений, пальцы были непослушными, малоподвижными, слишком напряженными. Дети захватывали различные предметы, картинки или мелкие игрушки всей ладонью, а не несколькими пальцами. Во время игр они применяли силу, заталкивая предметы в отверстия или емкости. После проведенной работы с помощью метода педагогического наблюдения мы пришли к выводу, что большинство детей раннего возраста в своих играх с удовольствием играют в пальчиковые игры и исполняют потешки и песенки. Те дети, которые совсем не умеют говорить, просто с удовольствием повторяют движения. Наблюдается позитивная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, они спокойно и уверенно совершают достаточно сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Более ловкими и гибкими стали пальчики у детей, ребята стали быстрее овладевать сложными упражнениями. У многих детей хорошего уровня развития достигла координация движений пальцев рук и кистей - они стали подвижными, исчезла некоторая скованность движений. Подавляющее большинство детей в освоении навыков самообслуживания достигло высокого уровня. Ребята стали меньше утомляться во время проведения игр, пальцы рук у них научились сгибаться и разгибаться поочередно, а не все вместе, как было раньше, более дифференцированы стали движения пальцев. По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что улучшилась ориентировка детей в пространстве, у них развились такие качества, как терпение, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Дети с удовольствием принимали участие в пальчиковых играх, внимательно слушали воспитателя и пытались согласованно выполнять движения руками в соответствии со стихотворным текстом. Сами движения рук стали более координированными. Дети сопровождали свои действия потешками, спокойно могли заучить небольшие четверостишия, в активной речи научились использовать фразу из нескольких слов. Постоянная методическая деятельность по развитию движений пальцев рук, помимо стимулирующего влияния на развитие речи, выступает сильным средством, способствующим повышению активности коры головного мозга у детей. Прелесть пальчиковых игр состоит не только в том, что они положительно влияют на развитие речи, но и в том, что они могут переключать внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения, и при этом дети быстро успокаиваются. Следовательно, пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны для ребенка. Проводя регулярно пальчиковые игры, мы отметили тот факт, что дети стали проявлять активный интерес к пальчиковым играм, увеличивается их
словарный запас, возрастает речевая активность детей в различных видах деятельности. Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова игр. Пальчиковые игры включают в себя определенную комбинацию жестов и движений. Для того чтобы принять участие в пальчиковой игре, ребенку нужно уметь делать дифференцированные движения, выделять их. Пальчиковая игра как бы подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и дифференцированно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим. Разученные игры дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх и повседневной жизни. Пальчики у ребятишек стали более ловкими, дети научились действовать осознанно. Пальчиковые игры улучшают развитие внимания детей, оптимизируют зрительную реакцию на собеседника, способствуют развитию подражательности как основы самостоятельности. Мы пришли к выводу, что в дальнейшем целесообразно расширять картотеку пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми раннего возраста. Стоит отметить, что положительной динамики развития мелкой моторики у детей раннего возраста удалось достичь благодаря совместной работе воспитателя с родителями. Было организовано вовлечение родителей в образовательный процесс и обучение их приемам взаимодействия с детьми. Родители с большим интересом посещали мастер-классы по проведению пальчиковых игр, оказывали помощь воспитателям в создании игровой атрибутики. Мы считаем, что смогли добиться поставленной цели с помощью организации в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики, используя развивающие возможности
пальчиковых игр с учетом возрастных особенностей детей, а также привлекая родителей в совместную деятельность. Можно выделить следующие показатели эффективности проведенной работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр: - отобраны и систематизированы пальчиковые игры; - оформлена картотека пальчиковых игр; - налажено взаимодействие с родителями. Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы: − разработанная система учитывает особенности возраста детей, а также объем информации, которая может быть им и воспринята; − отмечается положительная реакция и наблюдается эмоциональная реакция детей на пальчиковые игры, они проявляют желание и интерес играть в них; − возросла речевая активность детей, их внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; − удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Работа в данном направлении будет продолжена. Чтобы ее результат был более эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста. Мы пришли к выводу о том, что надо шире использовать не только разнообразные пальчиковые игры, направленные на формирование мелкой моторики рук, но и использовать в комплексе разнообразные средства. Например, сочетать ежедневный массаж кисти рук, пальцевые упражнения и развивающие занятия с ребенком, начиная с раннего возраста. Необходимо также продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, продолжать пополнять картотеку игр.
Разработанная система может использоваться воспитателями учреждений дошкольного образования для развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что регулярная работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики у детей раннего возраста. Использование пальчиковых игр на развитие мелкой моторики приводит к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыками письма.

Тема: Комплексная система работы педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности в условиях ФГОС.

С переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт в текущем учебном году, с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для своевременной коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими основной общеобразовательной программы ДОУ, подготовке к успешному обучению к школе, в нашем МБДОУ «ЦРР-ДС «Аленка» была открыта специальная группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Работа с детьми в группе основана на взаимосвязи специалистов ДОУ - учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, медицинской сестры, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

В ходе проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, были выявлены речевые нарушения наряду с неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. При подведении результатов диагностики выяснилось, что показатели мелкой моторики у детей речевой группы старшего дошкольного возраста в большем количестве ниже среднего и низкие.

Согласно решению данной проблемы специалисты и воспитатели ДОУ пришли к выводу, что необходимы совместные усилия. Работа должна вестись планово, целенаправленно, с учетом дидактических принципов, согласно разработанной адаптированной программы. Для этого нужно создать систему, которая позволила бы решать задачу развития мелкой моторики.

Эффективной система будет лишь тогда, когда поставлена общая цель, предусмотрены разные формы работы, различные методы и приемы. Когда учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Все это, а также профессиональный уровень педагогов и материальную базу мы постарались учесть при разработке системы работы.

После того как была поставлена общая цель - Создание условий для повышения уровня развития мелкой моторики, нами были разработаны конкретные задачи, которые можно увидеть на слайде.

Исходя из перечисленных задач, мы разделили работу на несколько направлений (блоков) работы.

Все блоки объединяет общая цель, но в каждом можно выделить свои определенные задачи.

БЛОК 1

Движение и здоровье

БЛОК 2

Социально-речевое развитие

БЛОК 3

Творческое развитие

БЛОК 4

От игры к письму

БЛОК 5

Взаимодействие с семьёй

Задачи первого блока:

Создание условий для:

Укрепления здоровья

Развития мелких мышц кисти

Развития тонких произвольных движений

Развития координации, ловкости, ориентировки в пространстве

Коррекции общей моторики

Задачи второго блока:

Создание условий для:

Активизации речевого и тонкомоторного центров

Стимулирования коммуникативной активности

Воспитания положительных нравственных качеств

Создания положительного мироощущения, чувства эмоционального благополучия

Задачи третьего блока:

Создание условий для:

Развития способности творческого самовыражения

Развития инициативности, любознательности

Развития эстетического восприятия

Обогащения представлений о мире вещей

Развития ручной умелости

Задачи четвертого блока:

Создание условий для:

Развития слухового и зрительного восприятия

Формирования двигательной координации

Развития ориентировки на листе бумаги

Развития силы пальцев и кисти

Развитие качеств, необходимых для осуществления в дальнейшем учебной деятельностью

Задачи пятого блока:

Установление контакта с родителями

Информирование родителей о развитии ребенка

Своевременная коррекция отклонений развития тонкой моторики

Ознакомление с литературой по подготовке к обучению в школе

Практическое обучение играм и упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики

Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного материала

Содержание каждого блока разнообразно и включает следующие компоненты:

Блок1:

Основные виды движений – ползание, лазание, метание, прыжки со скакалкой

Физические упражнения в физкультурно-оздоровительной деятельности, во время утренней гимнастики

Гимнастика после сна

Массаж

Подвижные игры с использованием атрибутов

Исполнители:

Руководитель по ФИЗО

Руководитель по ФИЗО

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Руководитель по ФИЗО, музык. рук-ль, воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед

Блок 2:

Пальчиковая гимнастика

Развлечения, праздники

Сюжетно-ролевые игры с разнообразным оборудованием

Учитель-логопед, воспитатели, руководитель по ФИЗО, музык. рук-ль

Воспитатели и специалисты

Воспитатели группы

Блок 3:

Изобразительная деятельность

Конструирование и ручной труд

Игра на музыкальных инструментах

Ритмические движения

Пальчиковый, перчаточные и теневой театры

Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед

Учитель-логопед, воспитатели

Учитель-логопед, муз.руководитель, воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед, муз.руководитель

Блок 4:

Работа в тетрадях (рисование узоров, дорисовывание изображений, проведение волнистых линий, штриховка и т.п.)

Выкладывание фигур на фланелеграфе

Прорисовывание фигур в воздухе

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог

Блок 5:

Оформление стендов, родительских уголков

Проведение собраний, совместных мероприятий (спортивные и музыкальные праздники, развлечения)

Беседы с родителями

Открытые занятия

Воспитатели и специалисты ДОУ

Вся работа строится согласно адаптированной программе и учебных программ воспитателей и специалистов. Работа с детьми проводится в рамках игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций, дети овладевают общими способами действий, т.е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Педагоги владеют технологиями проблемного обучения, позволяющими конструировать различные формы организации детских видов деятельности. Применение проблемного подхода позволяет создать условия для усвоения опыта, накопленного взрослыми, актуализировать индивидуальный жизненный опыт детей, повысить личностную значимость учения.

Решение проблемной ситуации ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка, соответствует учебной информации, которую познаёт ребёнок, а также максимально ясно сформулирована от непонятных для детей слов и выражений. Проблемная ситуация создаётся с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Осознание сути противоречия наряду с актуализацией знаний и опыта детей позволяет наметить направление размышлений и выбор практических действий по разрешению проблемы.

Именно стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, включающим детскую активность. Проблемная ситуация создается достаточно трудной в её решении и в то же время – посильной. При создании проблемной ситуации педагог формулирует проблему так, чтобы в процессе её разрешения были достигнуты и цели детей (помочь персонажу, найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность, выполнить творческую работу и т.д.) и программные задачи.

При планировании нашей работы мы руководствуемся принципами.

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации данной системы:

    уважение к ребенку, его выбору и результатам его деятельности

    построение взаимодействия с детьми на основе игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций

    в использовании практической, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников усвоения общих способов выделения свойств предметов и явлений и решение конкретно-практических задач

    увеличение доли самостоятельности ребенка в процессе НОД

    создание комфортной развивающей образовательной среды

    оказание своевременной помощи ребенку при затруднительной речи

Основными средствами развития мелкой моторики являются:

Пальчиковая гимнастика . Построение пальчиками фигурок, умение манипулировать ими способствует развитию мелких мышц, тонких произвольных движений, повышению качества управления движениями. При этом осуществляется активизация речевого центра, происходит подготовка руки к свободному письму, развитие глазомера, слухового внимания, зрительного восприятия. Она используется воспитателями и специалистами в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

В данный момент нами разрабатывается картотека пальчиковых игр с картинками и моделями. Ребенок по желанию сможет выбрать карточку знакомой игры, восстановить в памяти слова и действия. По мере усвоения детьми комплексов гимнастик они будут меняться. Игры подбираются с учетом возраста, интересов детей, они будут доступны детям по содержанию и по воспроизведению. Эта картотека пополнит предметно-развивающую среду группы.

Средством, которое способствует не только подвижности суставов кисти, но и оздоравливает организм, является массаж . Он проводится: организованно со всеми детьми или индивидуально, при взаимодействии ребенка с различными материалами (массажные мячи, щетки, су-джоки). С помощью массажа хорошо подготавливать руку к дальнейшим действиям, упражнениям.

Легкий пробуждающий массаж проводится воспитателями после дневного сна. В это время дети массируют не только руки, но и стопы, что очень полезно для здоровья.

Одним из важных средств развития мелкой моторики являются физические упражнения. Тонкая моторика связана с общей моторикой. На мой взгляд, даже физкультурные занятия, не ставящие целью развитие тонких движений, способствуют этому.

В физкультурно-оздоровительной деятельности при выполнении упражнений для крупных мышц, специалист, включает специально подобранные упражнения для мелких мышц, использует нестандартное оборудование в дополнение к мячам, скакалкам, верёвочкам, кеглям. Нестандартное оборудование мы изготавливаем вместе с детьми, подключая родителей.

В изобразительной деятельности, конструировании , дети взаимодействуют с различными материалами, оборудованием (краски, гуашь, пластилин, глина, тесто, различные конструкторы). Накапливается опыт тактильных ощущений, движений кисти в различных плоскостях, развивается координационная система глаз-рука. Это происходит не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей.

Широко используются в работе воспитателей, психолога и логопеда: пуговицы, прищепки, бусинки, спички, пробки от пластмассовых бутылок, горох, фасоль, крашеный рис, различной формы макароны, различные ленты.

В группе имеется набор конструкторов, мозаики, лото, домино, раскрасок, мелких сюжетных игрушек.

Так как группа была открыта совсем недавно и имеет недостаточно полную материальную среду, мы прикладываем много усилий для её создания и пополнения.

В данный момент изготавливаются с помощью родителей различные виды театра: из бумаги, из киндер сюрпризов, из ткани и ниток по различным сказкам и с разными героями в которые с большим удовольствием будут играть дети.

В работе по развитию мелкой моторики игровые приемы применяются постоянно.

Упражнения для пальчиков недаром называются играми. В них отражаются образы и явления, в них есть имитация, подражание. В игре уживаются жизнь и фантазия. Упражнения и массаж также проходят в виде игры, в занятиях театрализованной деятельностью присутствует перевоплощение, графические задания превращаются в игровые.

Главное для педагога - не заорганизовывать детей, не гасить их инициативу, навязывая свою.

Учитывая интересы детей, материал будет периодически обновляться, внося элемент новизны.

Для достижения поставленной нами цели мы стараемся создать такую предметно-развивающую среду, которая активизировала бы мелкие мышцы ребенка, повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

Система работы создана недавно, в процессе применения она совершенствуется, но уже мы видим первые результаты, происходящие в самих детях. Повышается интерес к играм по развитию мелкой моторики, развиваются произвольные движения руки, формируются различные двигательные навыки, развивается устойчивое стремление к достижению поставленной цели.

Возраста в условиях ФГОС

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время«учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.

2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.

4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребёнка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным фактором для коры больших полушарий.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

В настоящее время для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два или три («сделай вот так» - и показывают, как это нужно делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это - не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удаётся.

Воспитатель гр.№10

А.П. Зверева

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС

Цель:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. »
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.

Печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
1. Изучение методической литературы по теме:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
2. Изучение педагогического опыта.
Внедрение в практику:
1. Разработка перспективного план на сентябрь – декабрь по нетрадиционной техники рисования в средней группе.
2. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
3. Выставки детских рисунков для родителей.
4. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию.
5. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.
Представление опыта работы:
1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.
2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.
3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в средней группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Мною были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:
- Высокий – % - Средний – % - Низкий – %
Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.
Для родителей подготовила несколько консультаций.
А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.
Для воспитателей был проведен мастер – класс.

Перспектива:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования