Методическое пособие детских садов. Методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой Учебно методические пособия для доу

Введение

Конечно, сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.

Однако многие сказки жестокие и в самом содержании несут подавление, насилие и другие негативные моменты. Взрослые сами убеждаются в этом, рассказывая как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело живется Иванушке-дурачку.

Еще одна проблема в том, что сказки подаются дошкольникам не разнообразно, т.е. это чтение, рассказывание, в лучшем случае рассказ в лицах или драматизация, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и воспитания добрых чувств.

Для решения этой проблемы предлагаются методика работы со сказкой. Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития детей, я предлагаю вам схему работы с художественными произведениями, которая складывается из семи разделов.

Нравственный урок

◆ Воспитание добрых чувств

◆ Речевая зарядка

◆ Развитие мышления и воображения

◆ Сказка и математика

◆ Сказка и экология

◆ Сказка развивает руки

Конечно, все семь разделов предложенных в схеме, выбраны условно и не претендуют на полное использование во всех произведениях. Их может быть меньше, а может быть и больше. Педагоги могут выбирать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными полезными для конкретной группы детей или ситуации. Не обязательно каждую сказку прорабатывать по всем разделам. Пусть вас не смущает, если в какой - то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы педагог мог преобразоваться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и кругосветное путешествие, и возвращение в прошлое, и воспитание добрых чувств, справедливости, патриотизма и др.

Таким образом, эта схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармоничного развития личности ребенка.

Некоторые могут откровенно спросить: «Какие учебные пособия? Разве дети еще и до школы должны учиться? »

Да! До 6 (7) лет, иначе говоря — до школы каждый ребенок должен многое знать и уметь, потому что время зря не может проходить, кроме того, он должна быть подготовлена ​​к активному и продуктивному получению школьного образования. Этот объем знаний и умений имеет определенное официальное название: «Базовый компонент дошкольного образования», и получить его можно тремя путями:

  1. В детском учебном заведении.
  2. В семье.
  3. С помощью репетитора.

Данный уровень образования, который достигается путем системного, целенаправленного, последовательного процесса усвоения определенного материала, предусматривает:

  • формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
  • воспитание целесообразного природоведческого мировоззрения и позитивного отношения к окружающей среде;
  • развитие правильного отношения к людям труда и результатам трудовой деятельности человека;
  • формирование потребности реализации личного творческого потенциала;
  • развитие фонетического слуха, умения выполнять звуковой и составной анализы слов, знакомство с буквами русского алфавита;
  • формирование навыков счета конкретных предметов в пределах 10, сравнения величин, развитие пространственной ориентации.

В каком возрасте, и в каких учебных заведениях дети должны получать знания?

Дошкольные учебные заведения призваны бесплатно обеспечивать детям все эти знания и навыки.

Дошкольные учебные заведения бывают разных типов:

  • ясли — дети от 2 месяцев до 3 лет;
  • ясли-сад — дети от 2 месяцев до 6 (7) лет;
  • детский сад — от 2 лет до 6 (7) лет;
  • центр развития ребенка — от 3 до 6 лет.

Существуют также специальные медицинские, частные детские сады семейного типа.

Дошкольному образованию подлежат дети от 3 до 6 лет; для удобства во всех отношениях малыши делятся на 3 возрастные группы:

  1. младшая группа 3-4 года, в которой проводятся 2 занятия по 15 минут
  2. средняя группа: 4-5 лет, проводится 2-3 занятия по 15-20 минут
  3. старшая группа: 5-6 лет, проводится 2-3 занятия по 25-30 минут.

Зачем нужны пособия для детских садов?

Ученые утверждают, что именно от рождения и до шести лет человек лучше всего усваивает знания. Также доказывают, что возраст 3-6 лет является благоприятным для умственного развития, поэтому именно в этом возрасте дети лучше воспринимают развивающие занятия с использованием различных методик работы. Наблюдения ученых наглядно доказывают результаты в изучении иностранных языков детьми дошкольного возраста в сравнении с школьниками. Поэтому родители положительно относятся к тому, что дети с трех лет изучают английский язык.

Бывают даже случаи, что родители двухлетних малышей просят записать ребенка в группу изучения английского. Конечно для изучения языка или другого предмета необходима проверенная система обучения. Такие системы можно найти в пособиях для детского сада.

Таким образом, система изучения определенного предмета начинается в детском саду и имеет продолжение в школе. Раньше, когда дети шли в первый класс, родители жаловались на то, что начинался учебный курс по новой методике, и они теряли навыки, которые уже имели. Родители утверждали, что ребенок в садике знала больше, и учителя соглашались. Именно поэтому важно, чтобы учебный курс, начатый в детском саду, продолжался в школе.
Учимся играя

Учеными давно доказано, что ребенок, играя, гораздо легче усваивает информацию, чем тогда, когда ему предлагают ее заучивать. Не секрет, что у детей до 11 лет лучше развито правое полушарие мозга, которое отвечает за образное мышление. Если ребенку создать ассоциативный ряд, он иностранный язык усваивает не хуже родного, точно так же и с остальными предметами. Например, когда педагог говорит детям глагол «спать», «прыгать», они повторяют это действие. Когда речь идет о лесе, деревьях, они изображают елочки, пенечки и тому подобное. Конечно, выработать собственную методику будет трудно, на это понадобится время. Поэтому гораздо проще обратится за помощью к пособиям для детских садов, где опытные автора уже изложили всю необходимую информацию.


Почему пособия для детского сада – это важно?

Любое пособие для детского сада — это издание для инициативных, творческих, креативных воспитателей, методистов, стремятся хорошо выполнять свою работу, получать от нее удовольствие, реализовывать себя и самосовершенствоваться.

Перед воспитателями, методистами дошкольных учебных заведений возникает много сложных задач. Ежедневно им необходимо в интересной, легкой форме предоставлять своим воспитанникам новые знания, чтобы заложить основу для будущего обучения в школе. Для этого работникам детских садов надо быть информированными о новинках в области дошкольного образования, уметь налаживать контакты с родителями, постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Пособия — это материал для активных, прогрессивных работников дошкольных учреждений, которые полны сил, энтузиазма, желания совершенствоваться. В них вы найдете ответы на многие свои вопросы. Как правило, в пособиях содержится информация об организации работы по разным направлениям: работа с детьми, родителями, методическая работа, работа с документацией и тому подобное.

С помощью пособий вы сможете эффективно организовать обучение и досуга дошкольников. В них может также быть представлен лучший передовой опыт педагогов, мастер-классы от воспитателей, разработки сценариев проведения воспитательных мероприятий.

Для организации процесса обучения в детском саду пособия просто необходимы. Ведь пособие – это источник опыта и знаний, где определены формы, методы работы с детьми по реализации учебных, воспитательных задач. Материал в пособиях разделен таким образом, чтобы были охвачены все виды деятельности дошкольников, подобрано ряд интересных, практических задач, чтобы обучение для детей происходило с помощью игры и не вызывало усталости.

Какую информацию можно найти в пособиях для детских садов?

Методические пособия для воспитателей детских садов могут содержать необходимую для воспитателей информацию о критериях оценки развития дошкольников разного возраста, разработанную на основе распорядительных образовательных документов, базовые компоненты дошкольного образования. С помощью пособий работники дошкольных учреждений могут отслеживать конкретные изменения в развитии отдельного ребенка, выявлять проблемы, над которыми необходимо в дальнейшем работать.

Также существуют методические пособия, в которых представлены разработанные планы-конспекты для проведения занятий с детьми по музыкальному воспитанию, художественно-эстетическому, речевому, познавательному развитию. Причем, чем новее пособие, тем больше вероятность, что занятия составлены на основе действующих образовательных программ.

С целью формирования навыков здорового образа жизни представлены пособия, в которых размещены сценарии проведения воспитательных мероприятий разных направлений. Также наряду с методическими пособиями можно использовать диски, с помощью которых ребенок получает первые основные знания об опасных вещах, которые окружают его дома и на улице. В пособиях заложены основы для формирования навыков безопасного поведения дошкольников, правил поведения в различных опасных ситуациях.

Как можно использовать пособие для детских садов?

  • Игры с мелкими игрушками, шнурками, пазлами, пирамидками, конструкторами, мозаикой.
  • Массаж кистей рук с описанием и рисунками.
  • Пальчиковые гимнастики со стихотворным сопровождением.
  • Методические рекомендации по развитию мелкой моторики с возрастными особенностями — от 2-х месяцев до 1 года, от 1 года до 3-х лет и от 3-х до 5 лет.

Такие пособия пригодятся родителям, воспитателям, логопедам, которые заботятся об интеллектуальном развитии детей. Истоки способностей и одаренности детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые наполняют источник творческого мышления.

Тренировка пальцев рук стимулирует интенсивное речевое развитие ребенка, способствует координации артикуляционной моторики. Выполнять различные пальчиковые упражнения следует начинать с 2 месяцев после рождения малыша. Так как рука является вторым артикуляционным аппаратом, то тем самым мы будем развивать подвижность языка с такого раннего возраста через пальчиковые игры, которые предлагаются в пособиях.

Пальцы рук приобретают силы, гибкости, ловкости, что необходимо для подготовки руки к письму. Дети учатся запоминать различные положения рук и последовательность движений. Это способствует развитию тактильно-двигательной и зрительной памяти и пространственных представлений. Их следует вводить, когда детские пальчики становятся подвижными, гибкими.

Пальчиковая картинка (фигурка) — это воспроизведение с помощью пальцев образов каких-то предметов, животных. Рассказывая детям сказку «Коза Дереза» предлагать ребенку условно изобразить пальчиками главного персонажа. Этот процесс можно обобщить одним словом «Покажи». Картинки фигурки используются как элементы общей пальчиковой гимнастики, и как составные части занятий и развлечений.

Кому нужны учебные пособия для детских садов?

Итак, наши пособия пригодятся тем, кто хочет плодотворно работать, получать удовольствие от результатов своей работы, решать проблемы, готов к изменениям, чтобы вводить новые тенденции в современном образовании. В нашем магазине вы сможете найти методическую литературу для воспитателей, педагогов, родителей, а также литературу, которая пригодится самим дошкольникам.

Методические пособия – надежные и верные помощники для организации правильной и продуктивной работы с детьми дошкольного возраста. Используя в своей деятельности методические пособия, педагог позволяет детям усваивать материал быстрее и проще. Ведь методики, которые представлены в таких пособиях, являются проверенными временем, они написаны авторитетными педагогами, мастерами своего дела. К тому же, когда преподаватель начинает использовать методические пособия, детям становится легче усваивать материал, ведь теперь нет необходимости заставлять ребенка учить и заучивать, все происходит непринужденно прямо во время игры.

Не важно, молодой вы воспитатель детского сада или уже опытный педагог, вам все равно не будет лишним пособие для детского сада. Ведь оно помогает научиться лучше понимать детей, разглядеть в них способности к чему-либо и развивать их. К тому же методические пособия – это прекрасный инструмент для профессионального роста. Ведь именно из таких пособий вы можете узнать о новых методиках воспитания детей, различных практиках, которые используют авторитетные педагоги у нас в стране и по всему миру.

Для детей же пособия – это еще один способ получить знания непринужденно и легко. Ведь согласитесь, дети не всегда так просто воспринимают материал, который им преподносят в саду. Связано это с несколькими факторами. Конечно, это может зависеть и от темперамента ребенка, однако больше всего это зависит именно от методики преподавания. И поскольку в возрасте до 6 лет ребенок больше всего предрасположен к познанию мира именно через игру, то необходимо это использовать. Такой подход позволит получить детям максимум знаний еще в дошкольном возрасте, что в последующем положительно скажется на подготовке к школе.

Смотреть видео фильм « »:

Учебно-методические пособия необходимы лишь для того, чтобы достойно организовывать все образовательное пространство, использовать определенное оборудование и инвентарь.

Особенности использования

Согласно федеральным образовательным стандартам нового поколения, которые были внедрены в дошкольные образовательные учреждения, воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учебно-методические пособия для ДОУ по ФГОС разработаны и для детей, которые имеют серьезные ограничения по физическому здоровью.

Принципы, заложенные в новых стандартах

Среди основных принципов, которые включены в дошкольное образование, выделим:

  • полноценность проживания ребенка на всех этапах его детства, возможность для развития;
  • создание образовательных траекторий на базе индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • полноценное сотрудничество между детьми и взрослыми;
  • поддержка творческой инициативности детей в разнообразных видах деятельности.

Учебно-методические пособия для ДОУ должны способствовать приобщению дошкольников к социальным и культурным нормам, семейным ценностям, гордости за свою страну.

Кроме того, важно именно в дошкольном возрасте формировать познавательный интерес ребенка к различным видам деятельности.

Учебно-методические пособия по программе от рождения до школы по ФГОС учитывают возрастную адекватность дошкольного обучения. Все методические материалы должны соответствовать требованиям возраста, особенностям развития детей.

Задачи пособий

Новые учебно-методические пособия, рекомендуемые для применения в дошкольной системе по новым ФГОС, направлены на предоставление каждому ребенку права на качественное дошкольное образование. В задачу педагога входит охрана психологического и физического здоровья детей, предоставление одинаковых возможностей для саморазвития каждого малыша, независимо от места проживания, национальности, языка, а также от социального положения его родителей.

Учебно-методические пособия, рекомендованные Министерством образования для использования в дошкольных образовательных учреждениях, должны обеспечивать преемственность образования. Они должны создавать благоприятные условия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствовать проявлению творческих данных подрастающего поколения.

Направления развития и образования ребенка

Для выполнения всех задач, поставленных перед педагогами дошкольных учреждений, содержательно-насыщенная часть пособий должна включать игровое, оздоровительное, спортивное оборудование, позволяющее обеспечивать исследовательскую, познавательную, творческую активность всех детей, формировать мелкую моторику, способствовать созданию благоприятной эмоциональной обстановки, самовыражению детей.

Список пособий, образовательных программ для реализации ФГОС (ДО)

Предлагаем примерный перечень тех материалов, которые соответствуют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в дошкольные образовательные учреждения, связанные с физическим и психологическим воспитанием подрастающего поколения.

  1. Э. Я. Степаненкова написала пособие "Физическое воспитание детей в детском саду", изданное "Мозаикой-синтез" в 2006 году.
  2. М. А. Рунова. Книга "Двигательная активность в детском саду" издана в 2000 году.
  3. М. А. Рунова. Пособие "Ознакомление с природой с помощью движения" вышла в 2005 году.

Интерес представляют следующие методические материалы, рекомендованные к применению Министерством образования, соответствующие новым образовательным стандартам:

  1. Пособие М. А. Руновой "Физкультурное оборудование для дошкольных образовательных учреждений" напечатанное в 1999 году.
  2. Книга Л. Д. Глазыриной о физической культуре для дошкольников, изданнае в 2004 году.
  3. Материал Л. В. Яковлевой о физическом развитии и здоровье детей 3-7 лет, появившийся в печати в 2003 году.
  4. Учебно-дидактическое пособие, автором которого является А. П. Щербак, посвящено тематических занятиям и праздникам в дошкольном учреждении. Оно издано в 1999 году.
  5. Автором Т. Л. Богиной предлагается материал по охране здоровья в дошкольных учреждениях, 2006 год.
  6. Материал, посвященный воспитанию здорового ребенка, был опубликован М. Д. Маханевой в 1997 году.
  7. Пособие, позволяющее воспитывать одаренных и талантливых детей, создано Л. А. Венгером в 2000 году.

Данный список включает еще множество пособий, каждое из которых направлено на формирование здорового поколения, любящего свою страну, уважающего традиции народа.

Преемственность

Учебно-методические пособия для начальной школы также разрабатываются с учетом требований новых стандартов. Среди тех книг, которые можно порекомендовать преподавателям начальных классов, отметим следующие материалы:

  1. С. А. Козлова. "Я - человек. Программа социального развития ребенка" - Москва, "Школьная пресса", 2003;
  2. К. Ю. Белая. "Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках" Москва, "Школьная пресса", 2010;
  3. В. И. Семенюк. "Изучение правил движения" - Москва, "Просвещение", 1996;
  4. Р. Б. Стеркина. "Основы безопасности младшего школьного возраста" - Москва, "Просвещение", 2000;
  5. Л. Я. Кондыкинская. "Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду" - Москва, "Сфера", 2010.

Заключение

Любые учебно-методические пособия для начальной школы по математике, русскому языку, окружающему миру, в полной мере отвечает всем требованиям, которые предъявляются к преподаванию этих учебных дисциплин стандартами второго поколения.

Развивающая предметно-пространственная среда, которая представлена специальным инвентарем, оборудованием, материалами, является важным компонентом для развития детей дошкольного и школьного возраста. Она позволяет учитывать возрастные особенности, укреплять и охранять здоровье детей, осуществлять корректировку воспитательного и образовательного процессов.

Вся современная учебно-методическая литература, используемая воспитателями в детских садах, педагогами в начальной и средней школе, обязательно должна быть рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствовать требованиям ФГОС второго поколения. Они направлены на укрепление и охрану физического, эмоционального здоровья детей, развитие самостоятельности в подрастающем поколении страны.

Пособия, которые не отвечают обновленному российскому образованию, не одобрены Министерством образования и науки Российской Федерации, не используются воспитателями детских садов, учителями начальных классов в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях.

Елена Валентиновна Воронина

«Развиваемся играя»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

В данном альбоме представлены пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Дидактическое пособие «Цветочная поляна»

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие «Цветочная поляна». Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Цветочная поляна».

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

«Подбери серединку к цветку»

«Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую»

«Заверни у цветка красную серединку. Белую»


Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»


Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.


Дидактическая игра «Бусы из солёного теста»


Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли «Экстра»,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике, слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!


Дидактическое пособие «Разложи яички в свои домики»


Цель: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие «Разложи карандаши по стаканчикам».


Цель: формировать умение различать цвета; учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!


Дидактическое пособие "Божья коровка найди свою полянку"


Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Описание приготовления пособия:

Божьих коровок делаем из дисков, обклеив их самоклеящейся плёнкой. Цветы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Оставить не обклеенной часть диска, что бы при попадании солнечного луча они бликовали. Пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием, малыши с удовольствием с ним занимаются.


«Сенсорная тропа для ног»

Это дорожка из кленки, на которой пришиты разные по фактуре материалы. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Дидактическое пособие «Мозаика»


Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

В игре с мозаикой участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, формируется умение различать и правильно называть цвета. А еще, мозаика развивает художественный вкус ребенка, умение детей ориентироваться на плоскости игрового поля, позволяет проявить ему творческую активность.

Описание приготовления пособия:

Вариант №1: Распечатать крупные картинки раскрасок, вырезать по контуру, шаблон разместить на доске для мозаики (для удобства закрепить скотчем).


Вариант №2: Распечатать крупные цветные картинки раскрасок, приклеить их на деревянные дощечки, просверлить отверстия по диаметру мозаики.

Детям раннего возраста трудно самостоятельно создавать образы из мозаики, а с работой по шаблону они прекрасно справляются.




Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки»


Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика)

Описание приготовления пособия:

Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на линолеум. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры - задания.

«Сделай дереву веточки»

Использование прищепок одного цвета

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

«Сделай колючки ёжику»

Чередование прищепок по цвету

Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.

«Сделай лучики солнышку»

Проявление творчества

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.


Дидактическое пособие «Осенние листочки» и «По грибы»


Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные».

Описание приготовления пособия:

Листочки, грибы, корзинки вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Листочки разной формы и величины. Данное пособие можно использовать на музыкальных и физкультурных занятиях.




Дидактическое пособие «Одень куколку»


Цель: Закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать, их свойства и качества;

Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику;

Учить детей в назывании предмета, его цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах;

Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.

Описание приготовления пособия:

Связать детали одежды одинаково цвета.

Наши мальчики и девочки с большим удовольствием наряжают куколок.


Дидактическое пособие «Разложи по тарелочкам»


Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.

Описание приготовления пособия:

Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов. Геометрические формы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами.


Дидактическое пособие ««Прокати шарик через ворота»»


Цель: Научить детей сопоставлять предметы по цвету; познакомить с понятием «круглый»; формировать представление о величине предметов; закрепить умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Описание приготовления пособия:

Деревянные воротики и шарики 4-х основных цветов.

Дидактическое пособие «Катушечки»


Цель: познакомить детей с нитками; рассказать об их назначении; научить наматывать нитку на шаблон; развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.

Описание приготовления пособия:

Вырезать шаблон катушки из оргстекла, намотать нитки разных цветов.

Дидактическое пособие «Автобус»


Цели: учить различать предметы, круглой и квадратной формы;

ориентироваться на плоскости; учить совмещать формы с предметом, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать мелкую моторику пальцев рук;

учить пониманию слов и словосочетаний: «автобус», «у автобуса колеса, окна»; пополнить словарь ребенка словами: «машина», «едет», «стоит».

Описание приготовления пособия:

Из пластика вырезаем трафареты автобуса, без окон и колёс. Колёса и окна делаем соответствующей формой (круг, квадрат). Пособия обклеиваем самоклеющейся плёнкой соответствующими цветами.


Появление в семье малыша сопряжено не только с радостями, но и с заботами о его будущем. Вряд ли можно оспорить важность хорошего образования и всестороннего развитие личности, но далеко не все родители и, тем более, бабушки и дедушки понимают, что основы этого закладываются в самом раннем возрасте. Если ребёнок посещает детский сад, можно надеяться, что его развитие будет идти надлежащим образом, ведь в наши дни разработаны прекрасные пособия для воспитателей детского сада.

Большое количество методической литературы по развитию детей раннего возраста издаёт "Мозаика-Синтез". И хотя эти методички называются «Пособия для детского сада» , их с успехом могут применять и родители. С помощью этих руководств можно направлять развитие ребёнка буквально с первых моментов его сознательной жизни.

Методические пособия для детского сада выпускаются сериями. "Библиотека воспитателя" предлагает воспитателям и родителям разные игры и упражнения, которые, несомненно, способствуют развитию ребёнка. Так, книжка «Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) развивает осязание, слух, зрение. Изменение воображения малышей и способы его фиксации прослеживаются в пособии «Развитие воображения дошкольника».

Отсутствие воображения или его слабое развитие стало подлинным бичом нашей цивилизации. Как часто, просматривая новый кинофильм, посещая вернисажи, приходится констатировать, что у авторов есть очень многое для достижения успеха, но недостаток воображения снижает ценность созданного ими. Воображение и творчество связаны теснейшим образом, но потребно оно не только в творческих профессиях. Остаётся только порадоваться тому, что учебные пособия для детского сада уделяют внимание этому вопросу.

Трудно переоценить и важность пособия «Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей». Разработанные методистами сценарии способствуют активизации общения, с помощью ролевых игр ребёнок обучается диалогическому общению.

Рассматривая пособия для воспитателей, издаваемые "Мозаикой-Синтез", нельзя не упомянуть серию "Программа воспитания "От Рождения до Школы". С помощью этих дидактических пособий, методичек, конспектов и рабочих тетрадей можно добиться всестороннего развития дошкольников.

Все пособия для воспитателей, выпускаемые издательством, непременно ориентированы на возрастные группы детей. Например, В авторской программе В. П.Новиковой «Математика в детском саду» можно найти в отдельных книгах конспекты занятий и рабочие тетради для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Так же ориентирована на разный возраст и авторская программа С. Н.Николаевой «Экологическое воспитание в детском саду».

Издательство выпустило не только книги помогающие обучить детей, но и чтобы потом проверить результаты обучения (мониторинг).

Многие книги этого педагогического издания имеют гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации". «Мозаика-Синтез» по праву считается одним из ведущих издательств в сфере дошкольного воспитания и образования.