Познавательно - речевой проект "логопедические сказки". Логопедические сказки методическая разработка на тему Сказка «Невоспитанный мышонок»

Цель: развитие интереса к логопедическому занятию и воспитание мотивации к учению, развитие фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, развитие памяти, внимания.

Наглядные пособия: изображение мальчика, карточки артикуляционной гимнастики, изображение сказочного дворца, изображение гнома и королевы волшебной речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садимся на свои места, называя по одному вежливому слову (здравствуйте, спасибо и т.д.). Молодцы!

2. Работа над сказкой.

Сегодня, дети, я расскажу вам сказку. Послушайте внимательно:

Жил-был мальчик Ваня Арбузов. Жил он в городе Москва. Было ему 5 лет. Мальчик был особенный, так как он очень плохо говорил, не умел выговаривать очень много звуков.

Рисунок 1

Однажды мама отвела Ваню к логопеду Прогимназии №1661. Но там Ваня устроил скандал и сказал, что заниматься никогда не будет, потому что он и так очень хорошо говорит. Мама привела Ваню домой и велела сидеть ему в комнате и подумать о своём плохом поведении. А Ваня думать и не собирался! Он взял игрушки и начал играть. Но вскоре Ване надоело играть, мальчик закрыл глаза … и вдруг он очутился перед воротами красивого замка.


рисунок 2

На воротах было написано: «Постучи 3 раза и скажи [дым-дам-дом, ком-дом-гном, рак-мак-дак] быстро и четко!» (Ребята, попробуйте и вы повторить эти слова. Молодцы!) Ваня тоже произнес слова и постучал 3 раза, но ничего не случилось. Повторил еще раз, но ворота не открылись! Потом от обиды Ваня громко заплакал. Вдруг… перед мальчиком появилась прекрасная волшебница (Ваня узнал её, ведь у нее в руках была волшебная палочка).


рисунок 3

Здравствуйте! – сказал Ваня.
- Добрый день! Ваня Арбузов!
- А откуда Вы знаете как меня зовут?
- Я знаю все о детях 5-6 лет.
- Скажите, пожалуйста, а можно ли попасть в этот прекрасный замок? Ведь это Ваш замок?
- Да, это замок Волшебной Речи. А я Королева. В замок попадают дети, которые могут выполнить задание, написанное на воротах. Ты его выполнил?
- Нет, у меня не получилось! – и мальчик горько заплакал.
- А также в замок могут попасть дети, которые хотят научиться хорошо говорить! И это важно! Ты хочешь этого?
- Да! Я хочу заниматься! Я буду очень стараться!
И волшебница дотронулась своей волшебной палочкой до ворот. Ворота распахнулись, и Ваня оказался внутри красивого замка.
- Первое что ты увидишь – это комната Волшебного человечка, живущего в зеркале. Он умеет всё: красиво и правильно говорить, рисовать, петь, танцевать…, он может научить тебя многому!


рисунок 4

Ваня зашел в зеркальную комнату и сразу увидел маленького человечка, который запел:
Привет, мой миленький дружочек,
Я зеркальный человечек!
Сегодня будем мы учиться.
Все звуки чисто говорить.
И можно быстро научиться
Если с гимнастикой дружить!
- Готов ли ты повторять за мной?
- Да! Я готов! – ответил Ваня Арбузов.
- Смотри в зеркало.

Упражнение «Улыбка»

  • Растянуть губы в улыбку
  • Удерживать её под счет до 10.
  • Повторить это упражнение 5 раз.

Упражнение «Почистим зубки»

  • Улыбнуться
  • Показать зубки
  • Приоткрыть рот
  • Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубки.

Упражнение «Качели»

  • Улыбнуться, приоткрыть рот
  • Показать зубки
  • Кончик языка упереть за верхние зубы
  • Кончик языка упереть за нижние зубы
  • Поочередно менять положение 10 раз.

Упражнение «Лошадка»

  • Вытянуть губы
  • Приоткрыть рот
  • Поцокать «узким» языком (как цокают лошадки)

Хорошо поработал, молодец! Так нужно заниматься дома каждый день, глядя в зеркало. Если ты выполнишь это условие, то через некоторое время ты попадешь во второй замок Волшебной речи! Ты будешь заниматься?
- Обязательно!
- Я дарю тебе вот это прекрасное зеркало за старание. Оно поможет тебе при выполнении гимнастики языка. До свидания, мой мальчик!

Ваня проснулся и увидел, что находится в своей комнате. Он подошел к маме и сказал:
- Прости мамочка. Я плохо себя вел. Давай будем заниматься с логопедом. Я хочу попасть во второй замок Королевы Волшебной Речи.
- Куда? – удивленно спросила мама.
- Я хотел сказать…, что хочу научиться красиво говорить. - И улыбнулся.
- Я рада сынок!
И Ваня начал заниматься!

3. Работа над содержанием сказки

  • Ребята, вам понравилась сказка?
  • Как звали главного героя? (Ваня Арбузов)
  • Какие упражнения для язычка выполнял Ваня? («Улыбка», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки»)
  • Давайте выполним эти упражнения, глядя в зеркало.
  • Хорошо!

4. Подведение итогов

  • Вы хотите заниматься с логопедом и научиться хорошо говорить?
  • Молодцы!

Логопедические сказки-помощницы в коррекционном обучении детей

Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Логопедической называют сказку, текст которой максимально насыщен определенными одинаковыми (невыговариваемыми) звуками либо необходимостью совершать желаемые тренировочные движения органами речи.

Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающим трудности в речевом развитии. Они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения. Материалы логопедов являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка, происходит позитивное воздействие на личность в целом.

Логопедические сказки можно использовать достаточно широко: логопедам – на этапе автоматизации и дифференциации звуков, учителям начальной школы – на уроках чтения и развития речи; родителям – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.

Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков. Чтение сказок, беседу по их содержанию и выполнение заданий целесообразно сопровождать пальчиковым театром или заготовками-персонажами (лучше, если дети изготовят игрушки сами). Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в понимании их содержании и пересказе.

Читая сказку, можно предложить детям (хлопок, поднятие карточки) обозначить названный звук, это способствует развитию дифференциации звуков на слух, а также проводить звуковой анализ и синтез слов.

Занятие с применением логопедической сказки происходит примерно по такой схеме:

Подготавливаются персонажи для сказки (в виде картинок, фигурок);

Взрослый читает сказку;

В процессе её прочтения ребёнок выкладывает так называемую модель – выбирает персонажей, раскладывает их на столе в желаемом порядке и взаимосоответствии;

Взрослый беседует с ребёнком согласно содержанию сказки в виде вопросов-ответов;

Взрослый с помощью заготовок-персонажей моделирует ситуации из сказки, а ребёнок пересказывает их;

Затем снова выкладываются все заготовки-персонажи, и ребёнок пересказывает сказку целиком;

Дополнительные задания целесообразно предлагать детям начальной школы, при индивидуальной работе с ними (на подгрупповых занятиях – только при условии, что каждый ребёнок будет иметь свой экземпляр текста сказки и заданий к ней).

С помощью таких сказок ребёнок не только тренируется выговаривать отдельные звуки, но и учиться связной речи с их использованием. У ребёнка развивается спонтанный словарный запас. Кроме того, при этом, кончено же, развивается воображение формируется интонационная образность речи. У ребёнка возникает чувство психологического комфорта и безопасности.

ЛУЧШИЙ ДРУГ

Чебурашка очень давно не ходил в гости к Крокодилу Гене. Он часто скучал, ведь Крокодил Гена был лучшим его другом. Чебурашка посмотрел на часы. Они показывали четверть четвёртого. Он выскочил из дома и на крылечке столкнулся с Черепашкой Чепой.

Куда ты так торопишься? – спросила его Черепашка.

Я помчался к Крокодилу Гене.

А можно я пойду с тобой? – спросила его Черепашка.

Чебурашка быстро подхватил Чепу. Чепа в знак благодарности чмокнула Чебурашку в щёчку, и они поспешили к Крокодилу Гене.

Крокодил Гена был рад гостям. Он напоил их чаем с черничным вареньем.

Задания и вопросы:

    Назови слова из сказки со звуком «Ч». Произнеси их, выделяя голосом звук «Ч».

    Назови слово с двумя звуками «Ч». Вспомни слова со звуком «ч» в начале, середине, в конце слова.

    Попроси Чебурашку взять тебя с собой так, чтобы он тебе не отказал.

    Разыграй сценку «В гостях».

    Кто был лучшим другом Чебурашки.

    Почему скучал Чебурашка.

    Какое время показывали часы?

    С кем столкнулся Чебурашка на крылечке?

    О чём попросила Черепашка Чебурашку?

    Как встретил гостей Крокодил Гена?

    Каким вареньем Крокодил Гена угощал гостей?

    Любишь ли ты принимать гостей? Любишь ли ты ходить в гости?

    Чем ты хотел бы угостить своих гостей?

    Что можно делать в гостях?

    Как не следует вести себя в гостях?

Дополнительные задания:

    Карандашом обведи и подчеркни в тексте сказки буквы «ч».

    Выложи из палочек ТШНА. «Сделай» слово «ГЕНА», изменив положение одной палочки и развернув одну из букв.

    Выложи из палочек НАЙ. «Сделай» слово «ЧАЙ», изменив положение одной палочки.

    Выложи из палочек слово ДАР, прочти его справа налево. Что у тебя получилось?

Сказки имеют большую воспитательно-образовательную ценность для детей всех возрастов. Особое значение имеют логопедические сказки.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О. Перова

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Конец, а кто слушал и делал МОЛОДЕЦ!!!


Людмила Лютова
Применение сказки как эффективного средства логопедической коррекции связной речи у детей с ОНР

Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей , которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОНР все большее значение имеет работа со сказкой . Сказка является эффективным развивающим , коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты характера героев ярко выражены, мотивы поступков понятны. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребенка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен , богат образными сравнениями, имеет несложные формы пря-мой речи . Образность языка сказки развивает речь , интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации .

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются , утомляются, не удерживают в памяти задания. Таким детям часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. У детей с речевыми проблемами выявлены серьезные нарушения в развитии связности высказывания . Именно эти особенности детей с ОНР диктуют основную цель использования приёмов сказки : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Целесообразность использования сказочных произведений в коррекционно -воспитательной работе с детьми с нарушением речи подчеркивали многие авторы : Н. В. Нищева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чеботанян, А. А. Гуськова, Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина, Н. А. Погосова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Многочисленные исследования этих авторов доказывают, что метод работы со сказкой занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи , поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

В настоящее время в логопедической практике используется большое количество разнообразных сказок .

Дидактические сказки - это сказки , которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок в доступной метафорической форме передает дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Психокоррекционные сказки - это сказки , сочиняемые психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы ребенка : эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи.

Одним из видов инноваций в педагогической практике являются логосказки . Это сказки , которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В таких сказках используются различные способы для работы над постановкой звуков и фонематическим слухом, обогащением словарного запаса, над законами словообразования и словоизменения, над развитием связного высказывания . Логопедическое воздействие происходит в сказочной игровой форме и является наиболее универсальным.

Логопеды М . А. Паваляева, Г. Г. Чеботанян используют в работе с детьми с речевыми проблемами серию авторских сказок под названием «Сказки Тихого Дона » . Авторы особо подчеркивают, что достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе . Во время работы над сказкой , дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной , логичной речи . Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи : тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Авторы утверждают, что конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интересней для детей , если использовать для этого словесный материал из сказок .

Н. А. Погосова разработала сборник для логопедических занятий с детьми с нарушениями речи и эмоциональной нестабильностью по программе «Погружение в сказку » . Средства сказки автор использует для формирования у детей звукопроизношения , лексики, грамматики и связной речи .

Н. В. Нищевой предложено учебно-методическое пособие с авторскими сказками «Развивающие сказки » для детей , старшего и подготовительного к школе возраста с речевыми нарушениями. На основе сказочного сюжета , автором разработаны дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром , упражнения для формирования звукопроизношения и грамматической стороны речи , игровые задания для развития зрительного и слухового внимания, связной речи . Автор подчеркивает, что для поддержания устойчивого внимания детей на занятиях должны использоваться иллюстрации, разнообразные демонстрационные материалы, элементы конструирования, лепки и рисования.

О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко, предлагают несколько моделей работы со сказкой в зависимости от возраста детей на основе всем известных сказок «Теремок» , «Гуси-Лебеди» , «Репка» и т. д. Комплексы заданий, представленные в книге, включают знакомство детей со сказкой , закрепление знания содержания и анализ сказки , развитие психических процессов у детей и творческую работу по мотивам сказки . Разработки авторов, дают возможность организовать разнообразную деятельность детей : инсценирование сказки с использованием масок героев, пересказ сказки с демонстрацией изображений героев на фланелеграфе, представление сказки в теневом театре с использованием контурных картинок, изготовление изображений героев сказки в технике оригами , выполнение оригинальных и интересных дидактических заданий. Логосказки авторов , направлены также на развитие полисенсорности ребенка («сказка » плюс «предметная деятельность» , развитие мелкой моторики и графических навыков.

Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина предлагают пособие с рекомендациями по воспитанию нравственно-этических норм и правил, эмпатийного поведения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи . В пособии предложены формы знакомства со сказкой , работа над лексической темой недели и различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной, этюдами пси-хогимнастики, коммуникативными играми и упражнениями для развития навыков общения и развития речи .

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева разработала серию сказок дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний и проб : артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики, фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков, сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах) .

Авторские сказки учителей- логопедов Г . А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской – это логосказки-тренинги , насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями. Авторы ставят лексико-грамматические задачи : обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий.

Т. А. Ткаченко предлагает сказки с моделированным содержанием, способствующие формированию связной речи .

Все перечисленные авторы отмечают , что сказка является одним из наиболее доступных средств , для развития не только речи , но и всех сторон психической деятельности ребенка с речевыми нарушениями. У детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, а это значит, что информация, переданная посредством ярких сказочных образов , лучше усваивается ребенком. Язык сказок ритмичен , понятен, героям даны неожиданные и забавные определения, интересный сюжет сказок , привлекает внимание детей .

По мнению А. М. Поваляевой, сказочный материал для проведения логопедических занятий нужно подбирать соответственно возрасту детей , только тогда ребенок, наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка близка и интересна дошкольникам, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, речь, дает образцы русского литературного языка. В атмосфере сказки дети раскрепощаются , проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, повышается эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

При использовании сказки в логопедических занятиях у детей повышается речевая активность в процессе узнавания и пересказа сказки . Дети учатся давать развернутые речевые характеристики сказочным героям , правильно оценивать взаимоотношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, понимать логику построения сюжета, сопоставлять сказки с приобретёнными знаниями.

Сказки легко запоминаются благодаря своей образности языка. Из сказки ребенок узнает много новых слов, крылатых выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты, пословицы, поговорки и другие средства образной выразительности. Соответственно, у детей совершенствуется выразительность речи , расширяется словарный запас, повышается уровень связности диалогической и монологический речи .

Для развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи сказка замечательна еще и тем, что в ней подробно излагается конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, таким детям необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала повествования к его завершению. Сказка – это произведение с «ясным соотношением частей» (завязка, средняя часть , концовка, поэтому, ребенку проще усвоить основную мысль и тему произведения, его структурные части.

Логопедические занятия по развитию речи на основе сказки строятся по следующему алгоритму : слушаем, рассказываем , проживаем и сочиняем сказку . Самостоятельное сочинение сказок – самый сложный вид работы со сказкой , приближает ребенка к тому уровню монологической речи , который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Методы и формы работы со сказкой по формированию связной речи детей с ОНР разнообразны : рассказ новой или пересказ известной сказки (от 3-го или от 1-го лица, групповой, по кругу) ; придумывание продолжения или завершения известной сказки ; составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал; самостоятельное или коллективное сочинение сказки ; метод решения сказочных задач ; сравнение нескольких сказок или сказочных героев ; узнавание детьми иллюстраций; выбор любимой сказки или любимого героя сказки ; выбор самой смешной сказки или самого смешного эпизода; игры-беседы детей с персонажами сказок ; игры-драматизации; постановка сказки с помощью кукол ; рисование персонажей из сказки и др .

Чтобы поддерживать интерес детей на логопедических занятиях по сказкам , важно творчески подходить к работе со сказочными произведениями . Для этого можно предложить детям преобразовывать ход повествования : изменять сюжет сказки с помощью «волшебной палочки» , придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, делать плохих героев – хорошими и т. д. Для стимулирования речевой активности дошкольников детям предлагают придумать и задать шуточный вопрос героям сказки , написать им письмо или послать телеграмму, самостоятельно подобрать пословицу или поговорку к данной сказке , придумать новое название сказки и т . д.

Сказка в работе с детьми с речевым недоразвитием должна быть зримой, одушевленной, поэтому в работе должны обязательно использоваться средства наглядности : иллюстрации, различные настольно-печатные пособия, мини-макеты, фланелеграф, карточки с графическими символами, модели сказки , перчатки с наклеенными персонажами сказки , куклы, игрушки. Для драматизации сказки используются объемные ширмы, маски, различные видов театров - кукольный, рукавичный, картонный, теневой и т. д.

В процессе работы над сказкой важно развивать крупную и мелкую моторику старших дошкольников с общим недоразвитием речи . Для этого, рекомендуется проводить занятия по изготовлению иллюстраций к сказкам , используя работу с бумагой, фломастерами, карандашами или красками, конструирование, лепку. Включение в логопедические занятия по сказке элементов логоритмики дает наибольший эффект для развития речевых и моторных навыков детей с недоразвитием речи .

На занятиях на основе сказки должно использоваться большое количество тематических упражнений и дидактических игр, где тесно переплетаются грамматические и лексические задания, что эффективно для развития навыков построения предложений и текстов и способствует совершенствованию коррекционной работы по развитию связной речи .

Итак, А. А. Гуськова выделяет следующие задачи, которые решает сказка в работе на коррекционных занятиях с детьми с речевым недоразвитием :

1. Воспитательные задачи :

Донести в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей : воспитание любви ко всем людям и природе; расширение кругозора и представлений о мире; закладывание нравственных основ.

2. Коррекционные задачи :

Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии .

Совершенствование лексико-грамматических средств языка .

Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи .

- Эффективность игровой мотивации детской речи .

- Взаимосвязь зрительного , слухового и моторного анализаторов.

Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.

Исходя из вышесказанного , можно сделать вывод, что занятия на основе сказочных произведений являются эффективными средством для коррекции связной речи детей с ОНР . Занятия по сказке речи высказыванию своих мыслей речи детей . Использование связности высказывания высказывания , что делает речь детей логичной

Работа со сказкой способствует снятию напряжения и созданию положительного эмоционального фона на занятиях, что повышает мотивацию к обучению в целом.

Научное исследование литературы по данной теме позволяет сделать вывод, что сказка является эффективным развивающим , коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Образность языка сказки развивает речь , интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи , формировать способности к точному высказыванию своих мыслей , повышают коммуникативную направленность речи детей . Использование сказочного материала логопедами в своей работе , значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания , что делает речь детей логичной , последовательной и развернутой.