Конспект занятия по легоконструированию в логопедии. Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием лего-конструирования в старшей группе с онр Просмотр содержимого документа «презентация «lego конструирование на занятиях по развитию р

Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:

  • автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • продолжать закреплять пространственное значение предлогов: В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД;
  • закреплять умение образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами;
  • продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов;
  • продолжать развивать фонематические процессы;
  • активизировать познавательные процессы (восприятие, память);
  • продолжать обогащение словарного запаса детей;
  • развивать мелкую моторику детей;
  • формировать навыки самостоятельности, активности;
  • формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: конструктор ЛЕГО, схемы построек, лазерная указка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Актуализация знаний.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли наши друзья. Помни что в их именах есть звук [Р]. Давай вспомним их имена.
Ответы детей…
… предлагают нам отправиться в ЛЕГО-страну. Вы хотите отправиться в путешествие?
Ответы детей…

  1. Сегодня нас ждет загадочный ЛЕГО-остров и волшебник который там живет. Как вы думаете, какой транспорт поможет нам добраться на остров? (детям предлагаются ЛЕГО-модели автомобиля, самолета и моторной лодки.)

Ответы-рассуждения детей…
Наша лодка не обычная у нее есть мотор. Как мы назовем лодку с мотором?
Ответы детей…моторная
Давайте заведем мотор и отправимся в путь…
Ррррр…

  1. А вот и наш ЛЕГО-остров, он очень маленький. Высадиться на него можно только с правой стороны. Причаливай нашу лодку к берегу.

Посмотри и назови, что ты видишь на острове (гора, пальмы, попугай, пират…)
Наши друзья узнали от волшебника-хранителя тайн, что на верхушке горы спрятан сундук с новыми ЛЕГО-деталями. Вы хотите узнать, что находиться в этом сундуке?
Ответы детей…

  1. Пират, живущий на острове, не хочет, чтобы мы забрали сокровища острова и хочет проверить нашу смекалку. Мы сможем подняться на гору только в том случае если построим лесенку из ЛЕГО-кирпичиков, используя предложенную схему.

Посчитайте сколько ступенек у нашей лестницы.
Дети считают: одна ступенька, две ступеньки…

  1. Подняться по лестнице мы сможет, если правильно произнесем слоговой ряд. ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ…
  1. Волшебник отдаст нам сундук с сокровищами, если мы правильно произнесем чистоговорки.

Ра-ра-ра - высокая гора.
Ру-ру-ру - мы поднялись на гору.
Ры-ры-ры - поиграли в ЛЕГО мы.
Ри-ри-ри - ты сокровища бери.
Итог.
Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и теперь сундучок с новыми ЛЕГО-детальками по праву принадлежит вам. А это значит, что вы сможете продолжать фантазировать и конструировать в ЛЕГО-стране.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали, что видели и с кем познакомились? Какие задания пирата и волшебника были для вас сложными?
Ответы детей…
А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Я уверена, что вы будете продолжать радовать нас своими новыми, удивительными постройками из конструктора ЛЕГО. Желаю вам успехов!

Зорина О.Ю.
учитель-логопед, МАДОУ № 586

Тема: Транспорт

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Транспорт», совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического слуха, общей и мелкой моторики. Развитие навыков конструирования.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Развивающий набор ЛЕГО (9230 Город DUРLО), схемы моделей транспорта, куклы ЛЕГО, ноутбук, план – схема рассказа.

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в сказочный Звукоград. Давайте мы встанем в круг, и улыбнёмся друг другу. От ваших улыбок стало тепло и солнечно. А теперь мы закроем глазки, и отправимся в путешествие. (Звучит музыка).

Открывайте глазки, вас встречают ЛЕГО - жители Звукограда, поздоровайтесь с ними.

ЛЕГО - жители. В нашем Звукограде мы принять вас рады!

Будем ЛЕГО мастерить и красиво говорить!

Логопед. Ребята, какой странный город. В нём есть аэропорт, но нет…

Дети. Самолётов.

Логопед. Есть широкая река, но нет…

Дети. Пароходов и теплоходов.

Логопед. Есть широкие дороги, но нет…

Дети. Машин.

Логопед. Как назвать одним словом, чего нет в городе?

Дети. Транспорта.

ЛЕГО - жители. У нас город молодой, и транспорт мы построить не успели. Мы надеемся на вашу помощь.

Логопед. Поможем, ребята нашим друзьям?

Дети. Конечно!

Логопед. Сегодня мы будем строить модели разных видов транспорта, и учиться составлять рассказ о них.

2. Пальчиковая гимнастика

Логопед приглашает детей сесть за круглый стол, на котором лежит развивающий набор ЛЕГО. и сделать пальчиковую гимнастику (соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай,

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В море уплывают корабли далеко,

В небо взлетают самолёты высоко.

3. ЛЕГО – конструирование.

Дети выбирают, что будут конструировать, и приступают к работе.

4. Представление моделей.

Логопед. Молодцы! Какие красивые у вас получились модели. Давайте мы расскажем о них жителям Звукограда.

Дети рассказывают о своих моделях по плану:

1. Название.

2. Вид транспорта.

3. Что он перевозит?

4.Из каких частей состоит?

5. Кто им управляет?

5. Деление на слоги названий транспорта.

6.Назвать транспорт, который начинается на звук [с], [ф], [п] и т.д.

7. Физкультурная пауза.

Логопед. А сейчас я предлагаю подарить модели нашим друзьям, полетать на самолёте и полюбоваться на Звукоград сверху.

Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели, (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны)

На поляну тихо сели, (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны).

8.Составление рассказа по постройке из ЛЕГО.

Логопед. Какой красивый у нас получился город! Посмотрите, как радуются ЛЕГО – жители. Я вам предлагаю составить рассказ о построенном Звукограде.

Рассказы детей. Логопед предлагает оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика.

ЛЕГО - жители. Спасибо большое, ребята! Мы дарим вам альбомы для раскрашивания с разными машинами, надеемся, вам они понравятся.

8. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям перечислить понравившиеся игры и модели ЛЕГО. Фотографирование.

Логопедическое занятие по теме: «Лего»-технология.

Цели:Отработка предлогов «на», «за» у ребенка средней группы.

Отработка предлогов «Под»,понятие вверх,у ребенка старшей группы.

Отработка предлогов «не», «только»,закрепить предлог «между»,у ребенка подготовительной группы.Формирование сторон лево,право у всех детей.

Задачи:

У тебя на столе кирпичики разных цветов.

Поставь кирпичик «НА»кирпичик,построй башенку.

Хорошо.Расскажем о башенки

Зеленый кирпчик лежит «на» столе.Продолжи.

Молодец!

Обязьянки понравилась твоя башенка,давай с ней поиграем.

Умничка!

Строит.

Красный кирпичик лежит «на» зеленом кирпичики

Желтый кирпичик лежит «на»красном кирпичике

Синий кирпичик лежит «на» жёлтом кирпичики.

Обязьянка прыгнула «на» башенку.

Обязьянка прыгнула «на» стол.

Построй башенку так чтобы кирпичик красного цвета был внизу,а желтый кирпичик на верху.

Молодей!Расскажим о твоей башенки.

-«Под» желтым кирпичекам лежит красный кирпичик.

Умничка!Поиграем с обязьянкой.

Обязьянка прыгает вверх.

Молодец!

Строит.

-«Под» красным кирпичикам лежит зелёный кирпичик.

-«Под»зеленым кирпичикам лежит красный кирпичик.

-«Под»красным кирпичикам лежит синий кирпичик.

Обязьянка прыгает вниз.

Обязьянка прыгает вверх.

А ты мне,построй башенку по схеме.

Раскажи мне о свое башенки.

Между какими кирпичиками находиться желтый кирпичик?

Между каками кирпичиками находиться синий кирпичик?

А теперь скажи мне какой кирпичик находиться выше красного?

Молодец!

Строит!

Желтый кирпичик находиться между красным и зеленым кирпичикам.

Синий кирпичик находиться между зеленым и желтым кирпичикам.

Выше красного кирпичика находиться желтый кирпичик.

Выше желтого находиться зеленый кирпичик.

Выше зеленого находиться синий кирпичик.

Выше синего желтый кирпичик.

Давайте поиграем в другую игру «Дорожка»

Подхожу к ребенку из средней группы.

Построй лисички дорожку.

Кирпичик «за» кирпичик.

Расскажи о своей дорожки.За зеленым кирпичиком стоит….?

Молодец!

Строит.

-«За»зелёным кирпичиком лежит синий кирпичик.

-«За» синим кирпичиком лежит красный кирпичик.

-«За» красным кирпичиком лежит жёлтый кирпичик.

Подхожу к ребенку из старшей группы.

А ты построй дорожку для зайчика такую чтобы красный был первый,а зеленый последний.

Расскажи о своей дорожки.

-«Перед» зайчиком стоит красный кирпичик,продолжи.

Умничка!

Строит.

-«Перед» красным кирпичиком стоит желтый кирпичик.

-«Перед» желтым кирпичиком стоит синий ктрпичик.

-«Перед» синим кирпичиком стоит зеленый кирпичик.

Подхожу к ребенку из подготовительной группы.

Построй дорожку по схеме.

Где лежит синий кирпичик.

Я зачеркну в схеми кирпичики который стоит в переди и с зади.

Какие кирпичики стоят теперь в переди и с зади.

Молодец!

Ребята давайте поиграем свами еще в одну игру. Наденьти ризиночку на левую руку.

Перед вами кубики.

Подхожу к ребенку из средней группы.

Поставь синий кубик с правой стороны.

Поставь желтый кубик с левой тороны.

Поставь красный кубик с правой стороны.

Поставь зеленый кубик слевой стороны.

Подхожу к ребенку из старшей группы и подготовительной группы.

Перед ними седит кукла.

Поставь синий кубик с лево от куклы.

Поставь желтый кубик с право от куклы.

Поставь зеленый кубик с лево от куклы.

Ребята постройте башенки мне на ковре.

А теперь встаньте с лево от башенки.

Встаньте за башенку.

Встаньте перед башенкой.

Встаньте с право от башенки.

Молодцы!

Понравилось вам сегодня играть в игры с лего?Что больше всего понравилось?

Строит.

Синий кирпичик лежит «между» красным и желтым кирпичиком.

Жёлтый кирпичик лежит» между»Синим и зеленым кирпичиком.

В переди стоит красный кирпичик,а с зади стоит желтый кирпичик.

Ставит.

Ставит.

«LEGO конструирование на занятиях по развитию речи»Работа по развитию речи с применением «LEGO» - технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ «LEGO конструирование на занятиях по развитию речи»»


Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Игра – важнейший спутник детства.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются LEGO-технологии. Логопеды и педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов LEGO позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании

«LEGO» позволяет учиться играя и обучаться в игре.


История LEGOведет своё начало с 1932г. Сам знаменитый кубик LEGO, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился в 1947г. Слово LEGO – которое в переводе с латинского означает «я учился», «я собирал», официально было зарегистрировано в Дании только 1 мая 1954г.

В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов: «Ферма», «Дом», «Город»,…

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в LEGO эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.



Основными компонентами работы с применением «LEGO» - технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической

составляющей речи.



Волшебные LEGO мешочки «Четвёртый лишний», «Обобщение».







Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми

с общим недоразвитием речи

, учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»

Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.

С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия, создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

В нашем центре, работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопедам и дефектологам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, мы решили в коррекционной работе использовать наборы конструктора «ЛЕГО».

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками .

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение «ЛЕГО»-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе.


Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться играя и обучаться в игре.

История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года. Сам знаменитый пластиковый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился только в 1947 году. И с тех пор элементы ЛЕГО во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Слово «ЛЕГО», которое в переводе с латинс­кого означает «я учился», «я собирал», официально было зареги­стрировано в Дании только 1 мая 1954 г. В дальнейшем компания наладила производство темати­ческих наборов: «Ферма», «Дом», «Города», «Замки» и др.

Конструктивно-игровую деятельность в педагогическом процессе мы рассматриваем не только как развитие и коррекцию нарушенных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребенка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.

Основными компонентами работы с применением «ЛЕГО» - технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Котёнок без чего?- Без хвоста .)

При работе над составлением описательного рассказа тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Например, при игре на тему «Наш город» дети не только выстраивают пространственную организацию самого города и положения предметов в этом городе, но и закрепляют знания правил дорожного движения.


Проводя занятия с построением на лексические темы, дети учатся общаться как между собой, так и с логопедом. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корректируемого логопедом, потом и спонтанного, или наоборот.

С использованием «ЛЕГО» работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.

Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями. Здесь также для наглядности можно применять элементы конструктора, выкладывая «Лего» – коврики, тем самым контролируя увеличение лексической наполняемости предложений.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

· развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

· формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);

· формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декораций для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.

· постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

· формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.

· овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

· формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

· развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

· тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Список литературы:

1. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996.

2. Комарова из LEGO / . – М., 2001.

3. Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996.

4. Лусс навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / . – М., 2003.

5. , LEGO: среда, игрушка, инструмент / , // Информатика и образование. – 1996.

6. , Якушкин LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / , //Информатика и образование. – 1996.

7. Парамонова и методика творческого конструирования в детском саду / . – М., 1999.