Конспект занятия по развитию грамматического строя речи. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБОУ «Федоровская СОШ №1», п. Федоровский, ХМАО-Югра

Конспект логопедического занятия по развитию

лексико-грамматического строя речи у младших школьников

Тема «Домашние животные и птицы»

Цель: Развить лексико-грамматический строй речи, расширить и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.

Задачи:

    Активизация и расширение словаря по теме «Домашние птицы и животные»: птичница, животновод, ферма, курятник, овчарня, стадо, конюшня, свинарник, кличка, развитие связной речи.

    Использование детьми в речи грамматических конструкций.

    Развитие речевого дыхания, орального праксиса, просодии.

    Совершенствование координации движений в сочетании их с речью.

    Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.

    Совершенствование зрительного восприятия и речевого слуха.

    Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

    Обучение приёмам массажа.

    Воспитание чуткости и бережного отношения к животным.

Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и животных,

игрушки («говорящая» собака, петушок, курица, цыплёнок), схема описательного рассказа, изображения леса и скотного двора, крупа, аудиозапись голосов домашних птиц и животных, дидактическая игра «Семья», индивидуальные зеркала, презентация к занятию.

1.Перед занятием дети говорят фразу:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

Игра-задание «Сядет тот, у кого на столе лежат такие же изображения животных»:

Зайца, медведя, волка, лисы – (ребёнок делает обобщение) дикие животные

Огурца, помидора, моркови, капусты – овощи

Яблока, груши, винограда, ананаса – фрукты

Гуся, петуха, кошки, собаки – домашние животные и птицы.

Это и будет темой сегодняшнего нашего занятия «Домашние птицы и животные» . Давайте уточним, почему их так называют «домашние»? А у кого из вас дома есть домашние питомцы? Какие? Как вы за ними ухаживаете?

Детям предлагаются две схемы с изображением скотного двора и леса, а также изображения диких и домашних птиц и животных. Нужно расселить всех животных и птиц.

Дети просматривают видеоролик с аудиозаписью «Кто пасётся на лугу?»

2. Отгадайте загадки, о каких животных идёт речь?:

Му-му-му, молока кому? корова

Идёт, бредёт, бородой трясёт, травки просит:

«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». козёл

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, а хвост колечком. собака

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Всё время умывается, а с водой не знается. кошка

Я большой и я красивый, я бегу - и вьётся грива,

Длинный шёлковый хвосток и копытами – цок-цок. Конь

3. Упражнения для развития орального праксиса: артикуляционная и мимическая гимнастика:

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок,

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок.

Ты с лошадкой прокатись,

Звонко цокать научись.

На лошадке прокатились,

Звонко цокать научились.

Остановить её пора.

Тпру-тпру, слезай-ка, детвора!

Упражнение «Лопаточка» , (собака высунула язык)

Целый день щенок играл,

И, конечно же, устал.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Упражнение «Хоботок», (клюв утёнка)

Вы попробуйте, ребята

Как весёлые утята

Губы потянуть вперёд.

Никто из вас не устаёт?

Даже если мы устанем,

Их тянуть не перестанем.

Будем долго так держать,

Свои губы укреплять.

Упражнение «Улыбка»

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится зверушкам.

Упражнение «Киска лакает молоко»

Производить лакательные движения языком.

Посмотрите как легко

Кот лакает молоко.

«Болтушка», (индюк болбочет)

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

А индюк наш есть не хочет,

Ходит он и всё болбочет.

«Злой пёс»

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Пёс оскалился сейчас,

Может укусить он нас.

«Толстый и худой поросёнок»

Надувать и сдувать щёки.

Один поросёнок толстячок,

А другой – худышка.

Цель: развитие речевого слуха, воспроизведение различных по высоте звукокомплексов.

5.Физкультминутка, упражнение по развитию речевого дыхания

«Петушок – золотой гребешок»

Петушок, петушок – золотой гребешок.

На окошечке сидел, песни петь он не хотел.

Пришёл бычок – петушок молчок.

Прибежала овечка – петушок ни словечка.

Пришла курица – а петушок всё хмурится да хмурится.

Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка. Ку-ка-ре-ку.

6. Дидактическая игра «У кого – кто?»

Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей.

Образование множественного числа имён существительных.

7. Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Цель: Образование творительного падежа имён существительных.

8. Развитие мелкой моторики рук «Покормите птиц». Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.

9. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Цель: Образование предложного падежа имён существительных.

10. Составить описательный рассказ о домашнем животном или птице по схеме.

У кого дома есть домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? Как их зовут? Оказывается, у животных нет имён, а есть клички.

Придумайте клички: для кошки, для собаки, коровы.

11. Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: образование относительных прилагательных.

12. Логоритмическое упражнение «Купим мы бабушка себе курочку»

Купим мы, бабушка, себе курочку. Курочка по зёрнышкам, кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе уточку. Уточка та-та-та-та.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка. Индюшонок фолды-болды.

Купим мы, бабушка, себе кисоньку. Кисонька мяу-мяу.

Купим мы, бабушка, себе собачонку. Собачонка гав-гав.

Купим мы, бабушка, себе поросёнка. Поросёнок хрюки-хрюки.

Купим мы, бабушка, себе коровёнку. Коровёнка муки-муки.

Купим мы, бабушка, себе лошадёнку. Лошадёнка нуки-нуки.

Логопед: Купим мы, бабушка, себе бегемота.

Дети: Бегемота? Так играть нам неохота.

Логопед: Отчего же? Почему ничего я не пойму?

Дети: Потому что Вы всё перепутали, ведь это же не домашнее животное.

Логопед: А тогда скажите, каких домашних птиц и животных вы встретили в этой шуточной песенке?

13. Дидактическая игра «Отгадай, кто это»

Сторожит, грызёт, лает - собака

Хрюкает, роет - поросёнок

Ржёт, бегает, скачет - лошадь

Мяукает, лакает, царапается - кошка

Мычит, жуёт, ходит – корова

Жёлтый, пушистый, маленький – цыплёнок

Важный, со шпорами и гребешком, хвост с узорами - петух

14. Логоритмическое упражнение «Игра в стадо»

Дети:

Мы вчера играли в стадо, (идут по кругу, взявшись за руки)

И рычать нам было надо.

Мы рычали (рычат)

И мычали, (мычат)

По-собачьи лаяли. (лают)

Не слыхали замечаний

Елены Николаевны.

А она сказала строго:

Логопед:

Что за шум такой у вас?

Я детей видала много,

Таких вижу в первый раз.

Дети:

Мы сказали ей в ответ:

Никаких детей здесь нет! (отрицательно кивают головой)

Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на обеих руках)

Мы собаки и коровы.

А она в ответ:

Логопед:

Да что вы!

Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух.

И прошу иметь в виду: (дети идут друг за другом)

Я коров домой веду.

15. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

На магнитной доске укреплены изображения забора и куста, из-под и из-за которых видны разные части животных.

Логопед: Как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?

- За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачий хвост.

- Еще за кустом спрятался кролик, потому что из-за куста торчат кроличьи уши.

За забором спрятался бык, потому что из-за забора видна бычья голова и бычьи рога, а из-под забора видны бычьи копыта.

16. Рассказывание логопедом сказки «Как гусь всем завидовал».

Логопед ставит иллюстрации на наборное полотно по мере рассказывания.

Логопед : Эту сказку рассказал нашей знакомой девочке аист, который жил в деревне у бабушки на крыше ее дома.

Жил-был гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел...

Появился как-то на птичьем дворе индюк. Толстый и важный, хвост веером. «Вот бы мне такой хвост!» - подумал гусь и просит индюка;

- Давай меняться! Тебе - мой хвост, мне - твой.

Подумал индюк и согласился. Увидел с крыши гуся аист и стал смеяться:

- Ты не гусь, не индюк! Ха-ха-ха!

Обиделся гусь, хотел зашипеть, но вдруг увидел у аиста длинные красные ноги. «Вот бы мне такие!» - подумал гусь и говорит аисту:

- Давай меняться. Тебе - мои короткие ноги, а мне - твои длинные.

Посмеялся аист и согласился. Понравилось гусю меняться. У курицы свои большие белые крылья на ее маленькие пестрые выменял. У петуха свой большой пестрый клюв обменял на острый петушиный. Добрый петух подарил гусю заодно и гребешок, и бородку, и «кукареку» в придачу.

Стал гусь ни на кого не похож. Идет гусь на длинных аистиных ногах, маленькими куриными крылышками без толку машет, индюшиный хвост веером распускает, петушиной бородкой трясет. Навстречу ему стадо гусей.

- Га-га-га! Это что за птица?

- Я гусь! - крикнул гусь и захлопал куриными крылышками: - Ку-ку-ре-ку! Я лучше всех!

- Ну, если ты гусь, идем с нами, - сказали гуси.

Пошли гуси на лужок, и «гусь» с ними. Все гуси траву щиплют, а «гусю» петушиная бородка мешает. Пошли гуси на пруд купаться, и «гусь» с ними. Все гуси в пруду плавают, а «гусь» по берегу бегает, аистиные ноги ему плавать не позволяют. Вдруг откуда ни возьмись, лиса. Все гуси загоготали и полетели. Один «гусь» остался. Куриные крылья его поднять не могут. Побежал он от лисы, да индюшиным хвостом в камышах запутался. Ухватила его лиса и понесла. Увидели это гуси, налетели на лису и давай ее щипать со всех сторон. Бросила «гуся» лиса и убежала.

- Спасибо, гуси, спасли вы меня! - сказал «гусь». - Теперь я знаю, что мне надо делать.

Пошел он к индюку и вернул хвост веером, аисту - длинные ноги, курице - пестрые крылышки, петуху - острый клюв, бородку, гребешок и «кукареку».

И стал гусь как гусь. Только умный и независтливый.

Вот вам сказка про гуся. Вот она и вся!

Беседа по сказке.

Логопед: Как называется сказка, которую я вам рассказала?

Дети: Сказка называется «Как гусь всем завидовал».

Логопед: Кому завидовал гусь? Почему? Перечислите по порядку.

Дети: Гусь завидовал индюку, потому что у индюка хвост веером.

Еще гусь завидовал аисту, потому, что у аиста длинные красные ноги.

Гусь завидовал курице, потому что у нее пестрые крылышки.

Гусь завидовал петуху, потому что у петуха есть гребешок, бородка, острый клюв и «кукареку».

Логопед: Как выдумаете, кто из перечисленных птиц лишний и почему?

Дети: Лишний аист, потому что он - перелетная птица, а все остальные птицы - домашние.

Логопед : Что произошло с завистливым гусем?

Дети: Его чуть не утащила лиса.

Логопед: Кто его спас?

Дети : Его спасли другие гуси.

Логопед : Как они поступили?

Дети: Они поступили как настоящие друзья, потому что помогли тому, кто попал в беду.

Логопед: А вы всегда помогаете своим друзьям?

Дети: Да! Конечно!

17. Обучение приёмам массажа.

Мы построим прочный дом, хорошо жить курам в нём

И утятам, и котятам, и весёлым поросятам.

Вышли куры погулять, зёрна по двору искать.

Вот поймали червячка, ухватили за бочка.

Потом дворник к нам пришёл, всё так чисто он подмёл.

Месяц по небу гуляет, спать ложиться приглашает.

18. Рефлексия

19. Домашнее задание.

Предложить детям вырезать и раскрасить дома контурные изображения домашних животных и птиц. На следующем занятии мы приклеим их на макет скотного двора и птичника, всё это подарим детям младшей группы.

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

Закреплять обобщающие понятия.

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие

Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Воспитывать интерес к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Фрукты»

Разработчик Корепова Ольга Александровна,

Воспитатель ГБОУ №297

Пушкинского района

Г. Санкт-Петербурга

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

Закреплять обобщающие понятия.

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие

Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: плакат с изображением корзины с фруктами,

Конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

Основная часть:

Д/ и «Посмотри и назови»

Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы назовём одним словом? (Фрукты).

А где растут фрукты? (На деревьях)

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

- Где растут фруктовые деревья? (В саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Раздаются картинки.

Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная, аппетитная (груша).
- Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный
(апельсин).

Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный (лимон).
- Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный
(банан).

Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

Д/ и «Приготовим сок»

Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

А если сок приготовить груши? (Грушевый).

Сок из персика? (Персиковый)

Сок из апельсина? (Апельсиновый)

Сок из лимона? (Лимонный)

Сок из банана? (Банановый)

Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

Физминутка

Ребята, что - то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.

Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

А теперь получаем ещё один конверт четвертый.

Д/и «Один - много»

(Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.)

Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши – не стало груши, груш

персик - персики – не стало персика, персиков

апельсин - апельсины – не стало апельсина, апельсинов

лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов

банан – бананы – не стало банана, бананов.

Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

Д/и «Сосчитай-ка»

(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)

Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

А теперь вы!

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.

Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

Ребята, за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).

Рефлексия:

Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

Литература

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
  5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
  6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
  9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
  10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Овощи» для детей с ОНР(III)уровнем речевого развития

Цели:

- расширение и активизация словаря по теме овощи;

Закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Обучение образованию относительных прилагательных;

- обучать образованию множественного числа существительных;

- обучение образованию уменьшительно-ласкательных существительных;

Развитие навыков связного высказывания;

Развитие памяти, концентрации и устойчивости внимания, словесно-логического мышления с использованием загадок;

Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики «Готовим капусту».

Оборудование: картинный материал(овощи, грядки на огороде),гном

Лексический материал:

-- словарь предметов : овощи, морковь, капуста, редиска, картофель, огурец, помидор(томат), баклажан, горох, кабачок, тыква, лук, чеснок, сок, суп, каша, земля ;

-- словарь признаков : оранжевая, длинная, сладкая, круглые, сырой, соленый, сочные, красная, крупные, желтая, зеленый, большой, маленький

-- словарь действий: растут, цветёт, созревают копается, зеленеют, краснеют, приготовить, варить, жарить, собирать, срывают, срезают, выкапывают, выдёргивают, нарубили, перетерли, посолили

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята , к нам в гости пришел гномик и он хочет загадать вам загадки, послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Расту в земле на грядке я, Оранжевая, длинная, сладкая.

( морковь )

Ребята,а какая морковь? А теперь ответим красиво, начиная со слова морковь…(Морковь длинная, оранжевая)

Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. ( помидоры )

Помидор еще называют томат. В русском языке существуют такие слова как синонимы, т.е, слова, которые совершенно различные по звучанию, но обозначают один и тот же предмет . Помидор и томат -это одно и тоже. Когда созревают помидоры? А теперь ответим красиво, начиная со слова помидоры… (Помидоры созревают осенью)

Круглый бок, жёлтый бок,

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(огурец)

Ребята,а какой огурец? А теперь ответим красиво, начиная со слова огурец …(Огурец длинный, зеленый.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи- меня ищи.

(капуста)

Ребята,а какая капуста?(Капуста большая, белая)

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
( редиска )

В темноте, значит в земле, редиска растет в земле.

Кругла, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная...

( картошка )

Как можно приготовить картошку? А теперь ответим красиво, начиная со слова

(Картошку можно варить, жарить, тушить.)

2.Основная часть

Ребята, а вы знаете как морковь, лук, баклажан, огурец, помидор, горох назвать одним словом(Овощи). Овощи растут в огороде на грядках. Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Посмотрите на картинки и назовите, а какие еще овощи растут под землей? Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь, редиска. Вы знаете какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. овощи, которые растут на земле срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле выкапывают, выдёргивают.

3. Игра “Один- много”

Инструкция: Давайте поиграем в игру, я буду назвать один овощ, а вы мне много.

Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

Физкультминутка “Урожай”.

Инструкция: Ребята, а вы помогаете маме дома? (Да). Тогда давайте сейчас поможем маме заготовить капусту на зиму? Смотрите внимательно, сейчас я покажу, как заготавливать капусту (педагог показывает выполнение упражнений). Ребята, а теперь давайте все вместе заготовим капусту.

Ребята, давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли,
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
и теперь у нас все в порядке. (Отряхивают руки.)

Игра “Назови сок, салат”.

Инструкция: Ребята, а что можно приготовить из овощей? А сок можно приготовить? Какой сок можно приготовить из…?

Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный

Игра “Большой- маленький

Инструкция: Ребята наш гномик, живет в стране, где все маленькое: маленькие домики, маленькие огороды, маленькие овощи, поэтому там все называют ласково. Давайте подумаем как в стране гномика будут называть…?
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

9. Итог занятия.

Цель: повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.

Ребята, давайте еще раз повторим, что изображено на картинках. Педагог по очереди показывает на картинке, а дети называют. Как мы можем назвать одним словом все эти картинки? Где растут овощи? Какие овощи растут на земле, а какие под землей? Что можно приготовить из овощей? Молодцы ребята! Сегодня все старались!

Юлия Роднова
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья»

Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение и активизация словаря по теме «семья»

Продолжать работу по обучению образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Учить образовывать сравнительные степени прилагательных

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение подбора прилагательных

Развивать умение образования притяжательных прилагательных

Развивать слуховое внимание, связную речь, логическое мышление

Воспитательные:

Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким, стремление заботится о них;

Создание позитивного микроклимата в группе;

Привитие любви и уважения к мамам;

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие»;

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»

Ход работы

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение, давайте пожелаем все вместе друг другу доброго утра. 3,4

Теперь садитесь, пожалуйста, за свои места.

2. Объявление темы

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Верно. О семье. Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Кто старше всех? Кто младше всех (полным предложением)

3. Кто кем приходится?

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

4. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра с мячом.

Я буду называть членов семьи. Тот, кому я брошу мяч, должен назвать ласково.

В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

5. Подбор прилагательных

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник мы скоро будем отмечать?

Международный женский день – это светлый праздник - праздник наших бабушек, мам, праздник всех женщин и девочек. Традиционно каждый год 8-го марта в нашей стране все мужчины поздравляют женщин с праздником. Дарят им подарки и цветы, помогают по хозяйству.

Скажите, какими качествами обладает мама? Какая она? (красивая, терпеливая, нарядная, нежная, ласковая, скромная, заботливая, веселая, умная, щедрая)

6. Динамическая пауза

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три – в ладоши три хлопка,

(Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка.

(Движения головой.)

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

(Движения руками.)

Шесть – за парту тихо сесть.

7. Игра на развитие слухового внимания

Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат, что педагог назвал родственника. Педагог перечисляет различных персонажей: маму, одноклассницу, папу, соседа, дворника, сестру…

8. Выберите предмет. Подумайте, кто и что может делать этим предметом?

Детям предлагаются предметные картинки.

9. Образование притяжательных прилагательных

Платок мамы

Фартук бабушки

Инструменты папы

Шляпа дедушки

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

10. Образование сравнительной степени прилагательных

заботливая

трудолюбивая

здоровая

счастливая

11. Заключительная часть

Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

Публикации по теме:

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Екатерина Бардакова
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в младшей группе «В гостях у бабушки»

Конспект по грамматическому строю речи в младшей группе .

Тема : В гостях у бабушки .

Цель : Формирование грамматического строя речи в ходе представлении о домашних животных.

Задачи :

Образовательная : Закреплять знания детей о домашних животных, учить распознавать их по внешнему виду. Развивать грамматический строй речи : умение изменять существительные с единственного числа на множественное и наоборот, образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Развивающая : Развивать слуховое и зрительное внимания, психические процессы : память, мышления внимание.

Воспитательная :Воспитывать любовь к животным.

Ход ООД:

Вводная часть :

Воспитатель : Настенька, принеси пожалуйста нашу любимую книгу.

(Настя берёт с полки книгу и из книги выпадает письмо.)

Воспитатель : Ой что это?

Дети : Письмо

Воспитатель : Несите его скорее сюда, и мы узнаем кто его нам написал.

(воспитатель открывает письмо и читает.)

Воспитатель : Так так…Нас пишет Бабушка Василиса и приглашает к себе в гости . Отправимся к ней в гости ?

Дети : Да.

Воспитатель : А на чём можно отправится?

Дети : На самолёте, на поезде, на машине, а автобусе.

Воспитатель : Какие у вас интересные идеи, но нам нужен такой транспорт чтобы мы могли туда поместиться, на что лучше нам поехать?

Дети : На поезде.

Воспитатель : А вы знаете из чего состоит поезд?

Дети : Да. Поезд состоит из вагонов, колёс.

Основная часть :

(воспитатель показывает картинку, на которой изображён поезд, но у него нет колёс, по всей группе разложены нарисованные колёса.)

Воспитатель : Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?

Дети : Колёс.

Воспитатель : Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому нам надо их найти. Запоминайте, где вы нашли колесо.

(дети выполняют задание и приносят колёса воспитателю.)

Воспитатель : Кирилл где ты нашёл колесо?

Кирилл : Колесо лежало под столом.

Воспитатель : Оля, а ты где нашла колесо?

Оля : Я нашла колесо на стуле.

(поочерёдно подходит каждый ребёнок к воспитателю и разлаживает где он нашел колесо.)

Воспитатель : Молодцы нам получилось починить поезд. Можно отправляться в путь.

(дети строятся быстрое – в быстром темпе . Воспитатель останавливается возле первого стала, где сидит кукла бабушки .)

Воспитатель : Вот мы и прибыли. Здравствуйте бабушка Василиса .

Дети : Здравствуйте бабушка Василиса .

Бабушка : Здравствуйте детишки, а вы хотите узнать кто со мной живёт?

Дети : Да.

Бабушка : Тогда проходите на задний двор.

(дети и воспитатель проходят на коврик где расставлены игрушки домашних животных.)

Воспитатель : Смотрите, кто это?

(воспитатель показывает на игрушки, которые стоят на коврике.)

Дети : Корова

Воспитатель : А это?

Дети : Маленький теленок.

Воспитатель : А это?

Дети : Ещё одна корова.

Воспитатель : Сколько коров?

Дети : Много коров.

Воспитатель : Кого вы ещё ведете?

Дети : Мы видим телят.

Воспитатель : Один телёнок, а много?

Дети : Телят.

Бабушка : Кто вы ещё ведете?

Дети : Мы видим быка.

Бабушка : Один бык, а много?

Дети : Быков.

Воспитатель : Правильно, молодцы. А как говорят бык, корова и теленок?

Дети : Они мычат Му-уу

Воспитатель : Посмотрите к нам пришли ещё животные. Давайте назовём ласково всех животных.

(воспитатель по очереди показывает животных, а дети называют их ласково.)

бык – бычок

свинья – свинка

собака – собачка

баран – барашек

теленок – теленочек

корова - коровка (коровушка)

овца – овечка

щенок – щеночек

коза - козочка

Бабушка : Домашние животные расшалились и стали с вами играть, подскажите, что они делают.

(воспитатель имитирует движения животных, подключая звукоподражание, поощряя детей к называнию предложений.)

щенок-тявкает

собака-грызет

овечка-жует

корова-мычит

свинья-хрюкает

теленок-скачет

Воспитатель : Домашним животным пора отдыхать, давайте попрощаемся с ними и с бабушкой Василисой , скажем им "До свидания!".

Дети : До свидания.

Бабушка : До свиданья дети, приезжайте ко мне в гости .

Рефлексия :

Воспитатель : Занимаем свои места в вагонах. Отправляемся.

(дети строятся , как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе .)

Воспитатель : Где мы сегодня побывали? С кем мы познакомились? Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали нового? А что вы узнали нового? Кому вы хотите рассказать по наше путешествие?

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи. «Формирование грамматического строя речи" (Логопедическая группа) Цель: определение звука в разных позициях (слог, слово, предложение.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с "Чебурашка" учитель-логопед Турапина Е. А.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: закрепить правильное употребление предлогов в речи. Задачи: 1. Развивать грамматический строй речи через упражнения.

Конспект открытого занятия по развитию речи «В гостях у бабушки Варварушки» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация. Социализация - развивать желание детей играть вместе с воспитателем в.