Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке, стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам приходится с этим смириться. В 3 года ребенок обычно становится социально активным и может посещать детский коллектив. Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить ребенка к детскому саду?
Стресс - главный враг малыша
Любой ребенок при поступлении в детский сад непременно переживает стресс, связанный с адаптацией. Способности к адаптации у детей младшего возраста очень и очень невелики, из-за чего резкий переход малыша в абсолютно новую для него социальную среду никогда не проходит безболезненно, даже если внешние признаки этого не так очевидны. Затяжной стресс может нанести вред здоровью ребенка и затормозить его физическое и психоэмоциональное развитие.
Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо знать, как подготовить ребенка к детскому саду грамотно, все продумать и действовать максимально эффективно в интересах крохи.
Что же делать родителям?
Саму идею посещения детского сада взрослому требуется обыграть в зависимости от личности ребенка. Кому-то поможет подчеркивание его нового социального статуса - ты теперь большой и идешь в детский сад, как взрослый. Ребенку, который любит общаться, лучше всего рассказать, что дети в детском саду весело играют.
Перед первым расставанием постарайтесь определить для себя, какое время ребенок может прожить без вас. Можно постепенно оставлять его с отцом, бабушкой, хорошо знакомой соседкой или вашей подругой, которой можно доверять. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мама уходит ненадолго и всегда обязательно возвращается.
Как говорить с малышом?
О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах - описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и "своего человека". Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.
В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.
Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в "воспитание детей в детском саду" - например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.
Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.
Общение - основа успеха
Дети в детском саду должны уметь общаться. Водите ребенка в парк, на детскую площадку, организуйте совместное катание на качелях или возню в песочнице. Если у вас есть родственники или знакомые с детьми, старайтесь посещать эти семьи и приглашать к себе. Если нет - гуляйте там, где собирается много мам с детьми. Общение со сверстниками - один из важнейших социальных навыков.
Отучайте малыша подолгу возиться с едой. На обед в садике отводится около получаса, и всегда оказываться среди отстающих ему будет неприятно.
Поможем воспитателю
Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) - это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь - подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.
Но главное - приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).
Если ребенок не ест самостоятельно
Прием пищи - особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два - или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.
Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал - ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома - пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.
Адаптируемся постепенно
Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.
Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.
Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.
Ребенок плачет в детском саду
Приготовьтесь к тому, что при первом расставании ребенок обязательно заплачет. Это нормально. Вам придется проявить твердость и уйти, чтобы не дать жалости захлестнуть себя и малыша.
Если есть возможность, пусть первые дни в садик ребенка водит другой человек: папа, бабушка или няня. Но вечером забирайте его обязательно сами - в первые дни это необходимо.
Если уже прошло две недели, но ребенок все время плачет при расставании, требуется посоветоваться с воспитательницей. Возможно, малыш просто-напросто не готов к тому, чтобы на весь день расстаться с мамой. Тогда вам придется рассмотреть вопрос о переносе начала посещения детского сада на следующий год или позже.
Адаптация для мамы
Бывает так, что сама мать еще не готова отдать ребенка в детский сад. Своим поведением она вольно или невольно демонстрирует тревожность, чем заряжает и ребенка. Разумеется, адаптации это никак не поможет. Самым разумным в такой ситуации будет передача на время полномочий отцу или другим родственникам, которые смогут отводить малыша без излишних эмоций.
С детским садом необходимо поддерживать тесную связь. Разговаривайте с воспитательницей, будьте в курсе всего, что происходит с вашим малышом. Когда он не у вас на глазах, ребенок может вести себя совершенно иначе, чем дома. Разговор с воспитательницей способен на многое открыть вам глаза, а вы, со своей стороны, поможете ей лучше понять вашего ребенка.
Трудности привыкания
Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.
Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.
Самое главное - быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание - основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.
В этой статье:
У родителей нет возможности приглядывать за подрастающим ребёнком до его совершеннолетия. Ведь кроме заботы о малыше у родителей есть иные обязанности в социуме и желание самореализации, также им регулярно необходим отдых от всех проблем. Поэтому для деток, достигших определённого возраста, предусмотрены детские ясли (для малышей 1-3 лет) и детские сады (для деток 3-6 лет).
Если у малыша есть бабушки и дедушки – это решает многие проблемы родителей и ребёнка. В этом случае за ребёнком всегда есть присмотр, ему обеспечено нормальное питание, а вопрос о том, отдавать его в детский сад или нет, может вообще не рассматриваться. Бабушки обычно охотно берут на себя роль воспитателя и готовы заменить ребёнку маму, пока она находится на работе. Однако не всякая бабушка готова на такое самопожертвование, да и не всегда есть такая возможность.
Зачем нам нужен детский сад?
Не всем деткам везёт вырасти, минуя детский садик, потому что не в каждой семье есть бабушка, готовая заниматься воспитанием внуков и подготовкой их к школе. Но появление ребёнка в семье не означает, что жизнь родителей должна останавливаться и зацикливаться исключительно на его воспитании. Поэтому в определенный момент малышу подыскивают подходящий детский сад и начинают готовить его к тому, что скоро в его жизни произойдут изменения. Адаптация к новым условиям важна для здоровья малыша и спокойствия родителей.
Родители определяют малышей в детские дошкольные учреждения по двум причинам, которые крайне важны.
- Родителям необходимо свободное время для того, чтобы иметь возможность учиться, ходить на работу или заниматься домашним хозяйством.
- Ребёнку нужно приобретать личный жизненный опыт и адаптироваться к жизни в социуме. Он должен научиться понимать многие вещи. Например, ему необходимо знать, что:
- рядом живут такие же люди, как и он, с такими же желаниями, правами и обязанностями;
- люди должны уметь находить общий язык между собой и договариваться;
- следует считаться с чужим мнением и уметь отстаивать свою точку зрения;
- никто не будет ничего делать в этой жизни за него – он должен всему научиться сам;
- родители не всегда будут рядом – свои проблемы нужно научиться решать, так как жаловаться будет некому;
- коллектив – это большая семья, построенная на взаимном уважении и терпении, в которой определены обязанности для каждого и оговорены конкретные правила;
- за свои поступки человек всегда отвечает сам и т.д.
Сложно найти хороший детский садик, ещё сложнее – устроить туда своего ребёнка. и очень трудной задачей для родителей будет привести и оставить малыша в детском саду, особенно когда он не готов к этому шагу и протестует. Родители должны понимать, что даже подготовленному к детсаду малышу необходимо адаптироваться к новым условиям пребывания, к людям, которые появятся в его жизни.
Большую ошибку совершают родители, которые считают, что ребенок должен самостоятельно справиться с этой проблемой. Мотивируя свою точку зрения тем, что так малыш станет только сильнее духом, решительнее и смелее, они забывают, что психика ребёнка очень ранима. Если у него не хватит силы духа, чтобы побороть свои страхи и адаптироваться к новой среде пребывания, его психике может быть нанесён серьёзный урон. Сложная адаптация и негативный опыт непременно скажутся на его взрослой жизни.
Почему малыш не любит детский сад?
Если ребёнок протестует против посещения детского сада, постарайтесь не приказывать ему, не ругать и не запугивать малыша, а разобраться в причинах его протеста. Попытайтесь поговорить с ним откровенно, как с взрослым человеком, чтобы помочь ему разобраться в его проблеме и найти выход из сложившихся обстоятельств. Дайте ему понять, что он уже не маленький, а вы – его семья, в которой всё должно решаться сообща.
С практической стороны, детский садик – это место, где малыш быстрее научиться самостоятельности, режиму дня и дисциплине. Он овладеет новыми навыками общения, поймёт, что нужно убирать за собой и уметь быстро раздеваться/одеваться. В детском саду его ждут интересные игры, развивающие занятия и веселые праздники. У него появятся новые друзья и интересы, а значит, своя личная жизнь. Наряду с этими позитивными моментами, в первые дни посещения детсада у ребёнка могут возникать и негативные эмоции.
Что лежит в основе стресса и кризиса при адаптации?
Психологи полагают, что уровень стресса малыша, впервые посещающего детский садик, сопоставим с тем стрессом, который испытывает космонавт, отправляясь в космический полёт. Когда ребенок переступает в первый раз порог дошкольного учреждения, его организм в ближайшие дни начинает переживать многоуровневый кризис, где основу каждого уровня составляют конкретные факторы. В таблице ниже можно увидеть, какие факторы и на каком уровне отвечают за адаптацию ребёнка к новым условиям пребывания:
При всём этом у ребёнка есть ещё и главная задача – научиться оставаться на некоторое время без мамы и самостоятельно решать свои текущие проблемы. Он должен сам себя утешать, когда ему грустно или скучно, и защищаться, когда кто-либо из детей проявляет к нему агрессию.
Основная задача есть и у родителей – она включает несколько подпунктов:
- Подготовить ребёнка (на биологическом, физическом, психологическом и эмоциональном уровне) к пребыванию в детском саду.
- Научиться отпускать его «без слёз».
- Понимать, что малышу ничего не грозит, чтобы иметь возможность сосредоточиться на учёбе, работе или любой другой жизненной проблеме.
Сколько времени занимает адаптация?
Малыши растут в разных семьях и условиях, обладают разными характерами, а потому и период адаптации к детсаду у каждого проходит по-разному. Специалисты выделяют средний адаптационный период для большинства малышей. Он составляет 1,5-2 месяца. В первые дни посещения детского сада даже неподготовленный ребенок, если у него отсутствует страх перед новыми событиями, с интересом воспринимает всё, что происходит вокруг. Он присматривается, пытается понять ситуацию, лучше узнать людей, которые его окружают.
Спустя 2-3 недели малыш может начинать капризничать, отказываясь идти в садик и мотивируя свой отказ самыми нелепыми причинами. Если при этом ваш ребенок начинает болеть, значит, он пребывает в стрессовой ситуации, а его адаптация к детсаду принимает затяжную форму. Его организм, измученный переживаниями, страхами, свойственными детсадам сквозняками и вирусными заболеваниями, слишком ослаблен, он нуждается в хорошем лечении и отдыхе.
Признаки стресса у малыша
В семьях, где детям уделяют достаточно внимания, родителям несложно будет заметить, насколько малыш изменился после определения в детский сад. Но бывает, что родители вовремя не заметили перемен в ребёнке или что он скрывает свои переживания – в этом случае ориентируйтесь на следующие изменения в его поведении и характере.
![](https://i1.wp.com/rebenkoved.ru/wp-content/uploads/2016/12/41414141414141414141414141414.jpg)
Всё это свидетельствует о том, что ваш ребёнок переживает стресс. Его страхи и нежелание посещать детский сад в первые несколько недель вполне объяснимы и считаются нормой. Они являются своего рода свидетельством того, что ребенок адаптируется в новом коллективе и процесс этот протекает естественно.
Опасение может вызывать затянувшаяся адаптация, когда по истечении первого, второго и последующих месяцев малыш всё так же протестует, капризничает, болеет и не желает ходить в детсад. Вероятно, что он испытывает там некий психологический дискомфорт – чтобы выявить его причину, родителям необходимо быть внимательнее к малышу или обратиться к психологу за помощью. Что же может причинять ребёнку неудобства и вызывать такой дискомфорт, что он начинает протестовать против садика? На это существует несколько причин – ниже описаны основные из них.
Ребенка пугает отсутствие мамы
С мамой малыш всегда как за каменной стеной. Что бы ни произошло, он знает, что мама всегда рядом и поможет ему в любой ситуации. В садике же он целый день вынужден быть без мамы, –эта ситуация его пугает больше всего. А ещё ему не даёт покоя мысль, что мама может уйти и не вернуться за ним. Если с ним поговорить и объяснить, для чего нужны садики, почему ему необходимо ходить туда и что будет делать мама в это время, малыш немного успокоится.
Безотказно действует такой трюк: напомните ему об игрушке, о которой он мечтает, и объясните, что вам необходимо ходить на работу, зарабатывать деньги, чтобы можно было купить ему эту игрушку, а также еду для семьи и т.д.
Ему не нравится окружающая обстановка
Малыш пошел в детсад, но с трудом приспосабливается к новым условиям. Отсутствие привычной домашней обстановки выбивает его из психологического и эмоционального равновесия. Раздражителем для него может стать любая мелочь, на которую он бы даже не обратил внимания, если бы был постарше. К примеру, в садике ему может не понравиться постельное бельё, одеяло, тарелки и ложки, горшок, игрушки или то, что окна в группе выходят не на улицу, а во внутренний дворик детсада.
Ему не нравится распорядок дня в детском саду
Дома малыш привык к вольному режиму – ложиться спать, просыпаться, кушать и играть, когда ему захочется. А в садике есть строгий распорядок дня, которого должны придерживаться все дети. Естественно, что раннее пробуждение будет вызывать у него протест, как и еда, прогулка, дневной сон «по звонку». Он не понимает, почему ему нужно идти на прогулку, если он хочет играть с игрушкой или рисовать.
Психологи рекомендуют начинать подготовку малыша к детсаду за месяц до поступления, установив режим, аналогичный тому, что ожидает его в детском дошкольном учреждении. Обычно этого времени вполне достаточно, чтобы малыш полностью и безболезненно перешёл на новый режим. Это несложный шаг, но очень эффективный – он поможет малышу легче адаптироваться и уменьшит ваши проблемы.
Он считает, что его права ущемлены
Дома малыш привык делать все тогда и так, как хочется ему. Если дома ребенок может изменить для себя режим дня, то в садике этого сделать нельзя. Кроме того, здесь нужно добавить и об ущемлённом эго малыша. Если дома он является «центром вселенной», то в садике он всего лишь один из многих. Это положение не приносит ему каких-либо привилегий и бонусов, что и вызывает в нём досаду и внутренний протест. Задача родителей – объяснить малышу, что, например, мама находится в таком же положении у себя на работе. Если дома она – «мама», важнейший человек, то на работе она просто подчиненная или коллега, а в магазине и транспорте – обычная женщина.
Его пугает окружение
Привыкший к лицам близких людей, малыш тяжело переносит знакомство с новыми детками и персоналом детсада. Рядом с ним оказывается много новых лиц, но нет никого из родных и любимых людей. Эта ситуация ребёнка пугает, он теряется, не знает, кто они, кому можно доверять, а кого опасаться. Со временем ваш малыш будет знать каждого ребёнка в детском саду и каждого человека из обслуживающего персонала.
Чтобы он легче перенёс расставание, нужно найти ему человека «вместо мамы» и лично его с ним познакомить. Обычно в этой роли выступает воспитательница группы. Подведите ребёнка к ней, познакомьте их и объясните малышу, что в садике этот человек будет заменять ему маму. Любые вопросы, которые будут его волновать, он может решить с воспитателем, а в случае необходимости воспитатель может связаться с мамой. После этого дети, как правило, успокаиваются и стараются держаться ближе к воспитателю.
Ещё быстрее эту проблему можно решить, если до поступления в детсад договориться с администрацией, чтобы приводить своего малыша во время прогулки группы. Так он заранее познакомится с детьми и привыкнет к своему будущему воспитателю.
Неизвестность и отсутствие стабильности
Нестабильность и неизвестность способна выбить из равновесия даже взрослого человека – что говорить о ребёнке с его несформированной психикой? Узнайте у воспитателя распорядок дня на каждый день в течение всей недели и ежедневно рассказывайте малышу, чем он завтра будет заниматься в садике. Опишите ему, как пройдёт его день, какие интересные игры и занятия его ждут. Заранее осведомлённый, малыш не будет бояться идти в детский сад и не будет выглядеть там растерянным. Вечером, перед ночным сном, поговорите с ним о том, как прошёл его день, и расскажите, какие события его ожидают завтра.
Причины, вызывающие страх у ребёнка
Родителям, которые внимательны к ребенку, несложно будет увидеть изменения в поведении, характере или психике малыша. Если он обделён вниманием в семье, адаптация к детсаду для него будет проходить сложно. Ему придётся самостоятельно переживать этот трудный период со всеми вытекающими негативными последствиями.
Самый большой страх маленького ребёнка – это внезапно потерять маму и остаться одному. Поэтому, когда мама оставляет его в детском саду и уходит, страх малыша приобретает, пусть и временно, реальные черты. В момент расставания он испытывает сильнейший стресс, опасаясь, что за ним больше не придут и он останется один. Ему кажется, что его предали, променяли на «какую-то» работу или учёбу. Совсем недавно он был самым главным в жизни мамы, а теперь его как будто отодвинули на второй план. В детском саду он не чувствует себя кому-нибудь нужным, до него никому нет никакого дела.
На фоне этих страхов малыш может по-разному реагировать на расставание. Психологи выделяют три основных типа реакции у детей:
Тип | Проявление | Характеристика |
1 | Ребенок громко кричит, привлекая внимание посторонних. Он сильно плачет, крепко держится своими маленькими ручками за маму, а после её ухода не может успокоиться. В группе он не играет с другими детьми, отказывается от еды, не засыпает во время дневного сна, не идёт на диалог с воспитателем. Малыш насторожен и беспокоен, каждую минуту ожидает чуда – что мама вот-вот вернётся за ним. | Это реакция на катастрофу в жизни: мир для него рухнул, когда ушла мама. |
2 | Малыш не испытывает огорчения в момент расставания, он не плачет, а с обречённым видом уходит в группу, не махнув маме ручкой. В группе он играет с некоторыми детьми, но чаще предпочитает сидеть одиноко в сторонке с какой-нибудь игрушкой в руках. Мало смеётся, не умеет радоваться, всё время насторожен и насуплен. | Данная реакция не считается нормальной и свидетельствует о потере эмоциональной связи между ребёнком и матерью. |
3 | Ребенок плачет при расставании, но быстро успокаивается, кивает головкой, обещая «быть умничкой», и уходит в группу, оглядываясь и маша маме ручкой. Ему грустно расставаться с мамой, но он не боится, потому что знает: мама за ним обязательно вернётся. Он хорошо кушает, активен в играх, быстро засыпает во время дневного сна и хорошо спит. Малыш контактен, охотно общается с детками, воспитателем и остальным персоналом детсада. | У малыша есть определённая база доверия к миру, есть прочная эмоциональная связь с мамой и необходимые внутренние ресурсы, чтобы самостоятельно справляться с переживаниями. |
Причиной возникновения реакции 1 и 2 типа часто оказываются сами родители, непроизвольно сформировавшие у малыша негативное мнение относительно детсада. Детские психологи разделяют детей дошкольного возраста по трём группам адаптационного периода, учитывая особенности его течения для каждой группы.
Группа | Особенности течения адаптационного периода | Характеристика группы |
I | Тяжёлая адаптация.
Ребенок быстро слабеет, утомляется и с первых дней пребывания в детском саду начинает болеть. Его болезни сложно связать с сезонностью. Малыш плаксив, капризен, плохо спит и ест, с игрушками играет мало. |
Часто у таких детей психологи отмечают те или иные виды нервно-психических расстройств. |
II | Адаптация среднего уровня.
Ребенок начинает болеть сезонными вирусными и инфекционными заболеваниями. Развитие нормальное. Если не болеет, то с аппетитом ест, спокойно спит и активно играет с игрушками. |
Наличия нервно-психических расстройств не отмечается. |
III | Адаптация в норме. Дети активны, контактны, спокойно приходят утром в садик, играют со сверстниками, хорошо кушают и спокойно спят. |
Уравновешенная психика, позитивный эмоциональный фон, гармоничное развитие. |
В череде факторов, способных спровоцировать у ребенка проблемы в адаптационный период, психологи и педиатры отмечают ранний возраст, настаивая на том, чтобы родители не отдавали детей в детсад ранее трёх лет. В противном случае им необходимо быть готовыми к тому, что малыш тяжело перенесёт адаптацию к детскому саду, его иммунная система ослабнет, он станет чаще болеть. Лёгкой и быстрой адаптация для него и для вас не будет.
Противопоказания к посещению детского сада
В этом разделе мы не будем учитывать тяжёлые заболевания, врождённую патологию или инвалидность ребёнка, которые являются прямыми противопоказаниями к посещению детского дошкольного учреждения. Мы поговорим о тех противопоказаниях, которые могут быть и у визуально здоровых, нормально развитых детей.
Если ребенок очень долго протестует против посещения детского сада, при этом с каждым днём его психоэмоциональное состояние и самочувствие ухудшаются, лучше и далее воспитывать его дома. Есть дети, нуждающиеся в индивидуальном воспитании, даже если прямых противопоказаний к детсаду у них нет. Если родители не будут учитывать этот факт, вскоре они могут столкнуться с куда более серьёзными проблемами, такими как:
- затянувшееся течение адаптационного периода;
- изменения со стороны психики ребёнка в худшую сторону;
- нервный стресс, который может сопровождаться энурезом и ночными кошмарами, страхами;
- ослабление организма и повышенную заболеваемость;
- плохой аппетит и апатию;
- некоммуникабельность и отсутствие желания общаться со сверстниками;
- боязнь чужих людей и другие фобии.
В случае, когда малыша крайне необходимо определить в детский сад, а при посещении садика процесс адаптации у него протекает тяжело, родителям рекомендуется обратиться за помощью к психологу.
Подготовка ребёнка к детсаду
В этом разделе мы поговорим о том, что должны знать родители перед тем, как определять ребёнка в детский садик, и как правильно подготовить малыша к этому событию. Вам необходимо будет решить несколько важных вопросов, касающихся:
- места расположения и режима функционирования детского садика;
- пригодности вашего ребёнка к детсаду по состоянию здоровья;
- общего уровня развития и подготовки малыша к детсаду.
Как найти подходящий детский сад?
В поисках детсада ориентируйтесь на его близость к дому: чем ближе, тем лучше. Во-первых, вам не нужно будет рано вставать, ехать несколькими видами транспорта, чтобы малыш вовремя пришёл в садик и не опоздал на завтрак. Раннее пробуждение всегда вызывает недовольство ребёнка, а близость детсада к дому позволит ему немного больше поспать. Забирая его из детсада, вам также после тяжёлого рабочего дня захочется быстрее оказаться дома. Долгая дорога утомительна для него с утра, а для вас – вечером.
Важным моментом является режим работы детсада. Одни садики открываются раньше, другие на полчаса позже, но дневной график у них почти ничем не отличается.
Важно, чтобы родители точно знали режим работы детского сада, в который намерены отдать своего ребёнка, а также распорядок дня для малышей. Постарайтесь дома придерживаться такого же распорядка дня, чтобы посмотреть, насколько ваш ребёнок готов к изменениям в его жизненном графике. Когда он будет посещать детский сад, этот навык поможет ему легче пройти адаптационный период.
Пригоден ли ребёнок физически к детскому саду?
Сегодня невозможно устроить ребёнка в детсад без медицинского заключения о том, что он здоров. Обычно детей, страдающих врождённым или другим серьёзным заболеванием, родители в детский садик не отдают.
На практике также часто случается, что во время медицинской комиссии у малыша обнаруживается какое-нибудь заболевание, которое протекало скрыто и не выдавало себя симптомами. Если болезнь легко лечится, малыш получает курс лечения, после чего повторно проходит медкомиссию – если он здоров, ему открыт путь в детсад.
Кроме особенностей физиологического характера или физических недостатков, могут обнаруживаться отклонения в психике малыша. В этом случае родителям следует обратиться к психологу. Возможно, несколько занятий с детским психологом решат проблему, и ребёнка можно будет отвести в детский сад.
Закаливание ребёнка в раннем возрасте играет важную роль в его жизни, поскольку у таких деток выработан хороший иммунитет – они здоровые и активные, легко адаптируются к условиям детского сада.
Малыш должен быть самостоятельным
Отдавая ребёнка в детский сад, убедитесь, что он готов к нему не только с точки зрения здоровья, но и на бытовом уровне. Если малыш пошел в детсад, он должен уметь самостоятельно кушать ложкой, одеваться и раздеваться после игры, и мыть руки,складывать игрушки, умываться ходить на горшок. Он также должен уметь хорошо разговаривать – разборчиво и членораздельно.
На этапе подготовки к детсаду ребенка не следует дома кормить с ложечки. Во время семейного обеда позвольте ему кушать самостоятельно. Конечно, с непривычки он будет протестовать, раскидывать и размазывать еду по столу, пачкаться сам и измазывать кашей окружающих его людей. Поймите, что всё это временно – раз за разом его навык будет совершенствоваться, и вскоре он научиться кушать быстро и аккуратно.
Воспитательный процесс у детей лучше проходит на примерах – обратите его внимание на то, как ведёт себя за столом, например, папа, сестра или бабушка. Малыш будет смотреть на них, и стараться повторять все их движения. Дети любят похвалу и всегда стараются её получить. Если он будет плохо кушать и не успевать за другими детьми, то будет недоедать, начнёт худеть и болеть вследствие ослабления организма и понижения иммунитета.
В садике воспитательница в группе одна – докормить одного-двух малышей она ещё успеет, но кормить из ложечки каждого ребёнка она физически не в состоянии.
Крайне важно отучить малыша от памперсов и научить проситься на горшок. Ведь в садике никто не будет ему менять памперсы, и максимум, на что можно рассчитывать – это что вашего ребёнка вовремя высадят на горшок. В любом случае, смену белья для малыша – маечку, запасные трусики и колготки – вам всё равно нужно будет принести в садик.
Научите малыша самостоятельно одеваться на прогулку, переодеваться перед сном. Пусть сначала у него это будет получаться плохо, но опыт приходит на практике – не забывайте об этом. Чтобы ребёнку было легче одеваться, не выбирайте для него сложную и узкую одежду. Старайтесь, чтобы на ней не было пряжек, змеек и прочих застёжек, с которыми ребёнку сложно справиться самостоятельно.
Запомните, что одежда, изготовленная из синтетических материалов, не согревает малыша в холодную пору года, а в тёплый и жаркий сезон не способствует нормальному теплообмену и терморегуляции. Выбирайте для своего ребёнка одежду, изготовленную из натуральных материалов: хлопка, шерсти, льна и т.д.
Уделяйте особое внимание закаливанию. Утренняя гимнастика, воздушные и водные процедуры, соблюдение режима дня, сна и питания – залог здоровья вашего ребёнка.
Утром, перед тем, как вести малыша в детсад, покормите его завтраком. Обычно дети в первые дни отказываются завтракать в саду.
В обед, проголодавшись и глядя на других малышей, которые охотно едят, ваш ребёнок тоже возьмётся за ложку.
![](https://i1.wp.com/rebenkoved.ru/wp-content/uploads/2016/12/3.jpg)
Водить в детсад ребёнка или нет – индивидуальное дело каждой семьи. Если же вы на семейном совете решили, что ему пора идти в садик, убедитесь, что ваш малыш здоров, достаточно хорошо развит и самостоятелен.
В случае, когда у него есть противопоказания к посещению детсада, обратитесь к своему участковому педиатру или психологу.Если проблема решаема, ваш малыш скоро будет в норме и его можно будет отвести в сад. Если же врачи решат, что ребёнку противопоказано посещение детского дошкольного учреждения, вам придётся найти возможность для его дальнейшего воспитания в домашних условиях.
Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?
Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых. Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство семей все-таки склоняются к варианту «отдавать в садик». Возможно, маме необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.
И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее, малыш вдруг начинает закатывать истерики, капризничать, отказывается самостоятельно засыпать. Или, наоборот, замыкается в себе, тихо плачет, перестает интересоваться ранее любимыми игрушками и сказками. Что же происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?
На все эти вопросы мы и постараемся найти ответы в нашей статье.
![](https://i2.wp.com/f-journal.ru/wp-content/gallery/cache/3082__630x420_37.jpg)
Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.
Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:
- отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
- необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
- постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
- внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
- необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.
Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:
- Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
- Снижение или потеря аппетита.
- Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
- Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
- Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
- Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
- Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
- Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
- Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.
Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события!
![](https://i0.wp.com/f-journal.ru/wp-content/gallery/cache/3087__630x420_42.jpg)
Теперь мы знаем, что происходит с крохой, когда мы отдаем его в детский сад. Но, тем не менее, есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:
1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.
Такой ребенок:
- входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
- смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
- может при необходимости попросить о помощи;
- сам способен завязывать контакты;
- может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
- находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
- в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
- принимает установленные правила поведения;
- нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
- умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.
2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.
Малыш, переживающий адаптацию средней степени:
- соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
- после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
- адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
- может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.
Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.
3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.
При этом типе адаптации малыш:
- не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
- встревожен, замкнут;
- не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
- не может развернуть игру;
- пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.
Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.
Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:
- темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
- состояния здоровья крохи;
- обстановки в семье;
- уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни крохи.
![](https://i1.wp.com/f-journal.ru/wp-content/gallery/cache/3084__630x420_39.jpg)
Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:
1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:
- самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
- умываться;
- одеваться и раздеваться;
- пользоваться горшком;
- пользоваться носовым платочком.
Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.
Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.
Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с крохой дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.
2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».
3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким:
- 7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
- 8-30 – время прихода в садик;
- 8-40 – прием завтрака;
- 10-30 –12-00 – прогулка;
- 12-15 – 12-45 – обед;
- 13-00 – 15-00 – дневной сон,
- 15-30 – полдник.
Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш» режим.
Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.
4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с воспитательницей - обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.
Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома – пошалить, немного пошуметь и побегать.
5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой хороший садик вы выбрали для своего крохи и какие чудесные люди там работают.
6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.
7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.
8. Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь малыш сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!
9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.
10. Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.
11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.
12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».
13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.
14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.
15. Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.
16. И в садике, и дома говорите с крохой уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут крохе поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.
17.
Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.
18. Если вы замечаете сильные отклонения от обычного поведения крохи, обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.
19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.
20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.
21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.
22. По возможности укрепляйте иммунитет крохи с помощью закалывания и прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на ночь.
23. Помните: причина постоянных простуд чаще всего кроется в психике. Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но организм начинает ослабевать, с легкостью поддается негативному влиянию. Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.
Список «табу» для родителей
- Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
- Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
- Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
- Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
- Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
- Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
- Нельзя водить в садик больного ребенка.
![](https://i0.wp.com/f-journal.ru/wp-content/gallery/cache/3085__630x420_40.jpg)
И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!
Анна Кутявина
Согласно законодательству России, возраст детей, в котором уже возможно перестать полностью зависеть от матери и стать воспитанниками детского сада, - 1,5 года. Именно до этого момента родители получают пособие по уходу за своим малышом. Многие психологи старой закалки тоже утверждают, что это самое оптимальное время для привыкания детей к детскому саду, мотивируя отсутствием у ребенка такого возраста осознания, где ему лучше, благодаря чему первые дни в детском саду проходят менее болезненно. Но часто малыш с трудом может адаптироваться в новой обстановке.
Почему возникают трудности в период привыкания к садику
Однако часто происходит так, что впервые ребенок приходит в детский сад в 4 года, а то и в 5 лет. Длинная очередь на получение места в муниципальном детском учреждении, возможность мамы находиться в отпуске по уходу до исполнения малышу 3 лет, бабушки-помощницы - все это играет свою роль. А к этому времени у малыша уже формируются основы он задается вопросами: «Почему меня туда ведут? Почему я должен расставаться с мамой? Почему я должен слушаться чужую тётю?» Это усложняет его адаптацию в Однако всегда можно найти способ максимально бережно подготовить почву для того, чтобы дети безболезненно привыкли к новой жизни. Когда решение отдать малыша в детский сад уже принято, поначалу переживает не он сам, а родители. Ведь они прекрасно понимают: если раньше ребенок проводил все свое время вместе с мамой, в режиме, удобном им обоим, то теперь он должен будет привыкнуть к совершенно новому окружению, новой еде, новым требованиям, что вносит огромные перемены в его жизнь. Как бы ни готовились родители к этому моменту, приучая малыша к режиму, приближенному к садиковскому, изменяя меню и проводя обучающие занятия, воссоздать условия дошкольного учреждения в своем доме невозможно. Как же поступить, чтобы эти перемены не стали сильнейшим стрессом для крошки? Ведь ненависть, возникшая в первые дни в детском саду, определит отношение малыша к пребыванию в учреждениях для детей на месяцы, если не на годы вперед.
Психологические установки для ребёнка
Как свидетельствуют отзывы о детских садах от родителей, очень многое зависит от воспитателя, который станет их заменой на целый день пять дней в неделю. Поэтому, если есть возможность, лучше заранее познакомиться с педагогами той группы, в которую записали малыша. Не следует оставлять ребенка в садике, как вещь, спеша поскорее уйти - это вызовет у него шок и дальнейший протест, преодолеть который будет уже сложно. Малышу важно чувствовать себя в безопасности и быть уверенным, что его там не бросили. Его необходимо морально подготовить рассказами о том, куда он пойдет, что его там ждет. Обычно дети стремятся к общению со сверстниками, поэтому такой разговор может стать стимулом для желания попасть туда.
В первые дни в детском саду лучше оставлять ребенка только до обеда: он сможет пообщаться с другими детьми, поиграть новыми для него игрушками, но не успеет соскучиться по маме и папе. В некоторых садиках разрешено, чтобы родители несколько дней посидели в поле зрения малыша. Так он воспримет такой поход в садик как обычную прогулку с мамой - это тоже альтернативный вариант для более успешной адаптации крохи.
В детском саду ребенок еще захвачен новыми возможностями, новыми друзьями, и если родители правильно и спокойно помогут ему освоиться, то каждое утро не будет начинаться с испорченного настроения и для него, и для взрослых.