Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога. Как помочь ребенку в период адаптации Степень психологического развития

Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке, стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам приходится с этим смириться. В 3 года ребенок обычно становится социально активным и может посещать детский коллектив. Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить ребенка к детскому саду?

Стресс - главный враг малыша

Любой ребенок при поступлении в детский сад непременно переживает стресс, связанный с адаптацией. Способности к адаптации у детей младшего возраста очень и очень невелики, из-за чего резкий переход малыша в абсолютно новую для него социальную среду никогда не проходит безболезненно, даже если внешние признаки этого не так очевидны. Затяжной стресс может нанести вред здоровью ребенка и затормозить его физическое и психоэмоциональное развитие.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо знать, как подготовить ребенка к детскому саду грамотно, все продумать и действовать максимально эффективно в интересах крохи.

Что же делать родителям?

Саму идею посещения детского сада взрослому требуется обыграть в зависимости от личности ребенка. Кому-то поможет подчеркивание его нового социального статуса - ты теперь большой и идешь в детский сад, как взрослый. Ребенку, который любит общаться, лучше всего рассказать, что дети в детском саду весело играют.

Перед первым расставанием постарайтесь определить для себя, какое время ребенок может прожить без вас. Можно постепенно оставлять его с отцом, бабушкой, хорошо знакомой соседкой или вашей подругой, которой можно доверять. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мама уходит ненадолго и всегда обязательно возвращается.

Как говорить с малышом?

О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах - описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и "своего человека". Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.

В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.

Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в "воспитание детей в детском саду" - например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.

Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.

Общение - основа успеха

Дети в детском саду должны уметь общаться. Водите ребенка в парк, на детскую площадку, организуйте совместное катание на качелях или возню в песочнице. Если у вас есть родственники или знакомые с детьми, старайтесь посещать эти семьи и приглашать к себе. Если нет - гуляйте там, где собирается много мам с детьми. Общение со сверстниками - один из важнейших социальных навыков.

Отучайте малыша подолгу возиться с едой. На обед в садике отводится около получаса, и всегда оказываться среди отстающих ему будет неприятно.

Поможем воспитателю

Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) - это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь - подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.

Но главное - приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).

Если ребенок не ест самостоятельно

Прием пищи - особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два - или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.

Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал - ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома - пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.

Адаптируемся постепенно

Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.

Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.

Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.

Ребенок плачет в детском саду

Приготовьтесь к тому, что при первом расставании ребенок обязательно заплачет. Это нормально. Вам придется проявить твердость и уйти, чтобы не дать жалости захлестнуть себя и малыша.

Если есть возможность, пусть первые дни в садик ребенка водит другой человек: папа, бабушка или няня. Но вечером забирайте его обязательно сами - в первые дни это необходимо.

Если уже прошло две недели, но ребенок все время плачет при расставании, требуется посоветоваться с воспитательницей. Возможно, малыш просто-напросто не готов к тому, чтобы на весь день расстаться с мамой. Тогда вам придется рассмотреть вопрос о переносе начала посещения детского сада на следующий год или позже.

Адаптация для мамы

Бывает так, что сама мать еще не готова отдать ребенка в детский сад. Своим поведением она вольно или невольно демонстрирует тревожность, чем заряжает и ребенка. Разумеется, адаптации это никак не поможет. Самым разумным в такой ситуации будет передача на время полномочий отцу или другим родственникам, которые смогут отводить малыша без излишних эмоций.

С детским садом необходимо поддерживать тесную связь. Разговаривайте с воспитательницей, будьте в курсе всего, что происходит с вашим малышом. Когда он не у вас на глазах, ребенок может вести себя совершенно иначе, чем дома. Разговор с воспитательницей способен на многое открыть вам глаза, а вы, со своей стороны, поможете ей лучше понять вашего ребенка.

Трудности привыкания

Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.

Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.

Самое главное - быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание - основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.

В этой статье:

У родителей нет возможности приглядывать за подрастающим ребёнком до его совершеннолетия. Ведь кроме заботы о малыше у родителей есть иные обязанности в социуме и желание самореализации, также им регулярно необходим отдых от всех проблем. Поэтому для деток, достигших определённого возраста, предусмотрены детские ясли (для малышей 1-3 лет) и детские сады (для деток 3-6 лет).

Если у малыша есть бабушки и дедушки – это решает многие проблемы родителей и ребёнка. В этом случае за ребёнком всегда есть присмотр, ему обеспечено нормальное питание, а вопрос о том, отдавать его в детский сад или нет, может вообще не рассматриваться. Бабушки обычно охотно берут на себя роль воспитателя и готовы заменить ребёнку маму, пока она находится на работе. Однако не всякая бабушка готова на такое самопожертвование, да и не всегда есть такая возможность.

Зачем нам нужен детский сад?

Не всем деткам везёт вырасти, минуя детский садик, потому что не в каждой семье есть бабушка, готовая заниматься воспитанием внуков и подготовкой их к школе. Но появление ребёнка в семье не означает, что жизнь родителей должна останавливаться и зацикливаться исключительно на его воспитании. Поэтому в определенный момент малышу подыскивают подходящий детский сад и начинают готовить его к тому, что скоро в его жизни произойдут изменения. Адаптация к новым условиям важна для здоровья малыша и спокойствия родителей.

Родители определяют малышей в детские дошкольные учреждения по двум причинам, которые крайне важны.

  1. Родителям необходимо свободное время для того, чтобы иметь возможность учиться, ходить на работу или заниматься домашним хозяйством.
  2. Ребёнку нужно приобретать личный жизненный опыт и адаптироваться к жизни в социуме. Он должен научиться понимать многие вещи. Например, ему необходимо знать, что:
  • рядом живут такие же люди, как и он, с такими же желаниями, правами и обязанностями;
  • люди должны уметь находить общий язык между собой и договариваться;
  • следует считаться с чужим мнением и уметь отстаивать свою точку зрения;
  • никто не будет ничего делать в этой жизни за него – он должен всему научиться сам;
  • родители не всегда будут рядом – свои проблемы нужно научиться решать, так как жаловаться будет некому;
  • коллектив – это большая семья, построенная на взаимном уважении и терпении, в которой определены обязанности для каждого и оговорены конкретные правила;
  • за свои поступки человек всегда отвечает сам и т.д.

Сложно найти хороший детский садик, ещё сложнее – устроить туда своего ребёнка. и очень трудной задачей для родителей будет привести и оставить малыша в детском саду, особенно когда он не готов к этому шагу и протестует. Родители должны понимать, что даже подготовленному к детсаду малышу необходимо адаптироваться
к новым условиям пребывания, к людям, которые появятся в его жизни.

Большую ошибку совершают родители, которые считают, что ребенок должен самостоятельно справиться с этой проблемой. Мотивируя свою точку зрения тем, что так малыш станет только сильнее духом, решительнее и смелее, они забывают, что психика ребёнка очень ранима. Если у него не хватит силы духа, чтобы побороть свои страхи и адаптироваться к новой среде пребывания, его психике может быть нанесён серьёзный урон. Сложная адаптация и негативный опыт непременно скажутся на его взрослой жизни.

Почему малыш не любит детский сад?

Если ребёнок протестует против посещения детского сада, постарайтесь не приказывать ему, не ругать и не запугивать малыша, а разобраться в причинах его протеста. Попытайтесь поговорить с ним откровенно, как с взрослым человеком, чтобы помочь ему разобраться в его проблеме и найти выход из сложившихся обстоятельств. Дайте
ему понять, что он уже не маленький, а вы – его семья, в которой всё должно решаться сообща.

С практической стороны, детский садик – это место, где малыш быстрее научиться самостоятельности, режиму дня и дисциплине. Он овладеет новыми навыками общения, поймёт, что нужно убирать за собой и уметь быстро раздеваться/одеваться. В детском саду его ждут интересные игры, развивающие занятия и веселые праздники. У него появятся новые друзья и интересы, а значит, своя личная жизнь. Наряду с этими позитивными моментами, в первые дни посещения детсада у ребёнка могут возникать и негативные эмоции.

Что лежит в основе стресса и кризиса при адаптации?

Психологи полагают, что уровень стресса малыша, впервые посещающего детский садик, сопоставим с тем стрессом, который испытывает космонавт, отправляясь в космический полёт. Когда ребенок переступает в первый раз порог дошкольного учреждения, его организм в ближайшие дни начинает переживать многоуровневый кризис, где основу каждого уровня составляют конкретные факторы. В таблице ниже можно увидеть, какие факторы и на каком уровне отвечают за адаптацию ребёнка к новым условиям пребывания:

При всём этом у ребёнка есть ещё и главная задача – научиться оставаться на некоторое время без мамы и самостоятельно решать свои текущие проблемы. Он должен сам себя утешать, когда ему грустно или скучно, и защищаться, когда кто-либо из детей проявляет к нему агрессию.

Основная задача есть и у родителей – она включает несколько подпунктов:

  • Подготовить ребёнка (на биологическом, физическом, психологическом и эмоциональном уровне) к пребыванию в детском саду.
  • Научиться отпускать его «без слёз».
  • Понимать, что малышу ничего не грозит, чтобы иметь возможность сосредоточиться на учёбе, работе или любой другой жизненной проблеме.

Сколько времени занимает адаптация?

Малыши растут в разных семьях и условиях, обладают разными характерами, а потому и период адаптации к детсаду у каждого проходит по-разному. Специалисты выделяют средний адаптационный период для большинства малышей. Он составляет 1,5-2 месяца. В первые дни посещения детского сада даже неподготовленный ребенок, если у него отсутствует страх перед новыми событиями, с интересом воспринимает всё,
что происходит вокруг. Он присматривается, пытается понять ситуацию, лучше узнать людей, которые его окружают.

Спустя 2-3 недели малыш может начинать капризничать, отказываясь идти в садик и мотивируя свой отказ самыми нелепыми причинами. Если при этом ваш ребенок начинает болеть, значит, он пребывает в стрессовой ситуации, а его адаптация к детсаду принимает затяжную форму. Его организм, измученный переживаниями, страхами, свойственными детсадам сквозняками и вирусными заболеваниями, слишком ослаблен, он нуждается в хорошем лечении и отдыхе.

Признаки стресса у малыша

В семьях, где детям уделяют достаточно внимания, родителям несложно будет заметить, насколько малыш изменился после определения в детский сад. Но бывает, что родители вовремя не заметили перемен в ребёнке или что он скрывает свои переживания – в этом случае ориентируйтесь на следующие изменения в его поведении и характере.


Всё это свидетельствует о том, что ваш ребёнок переживает стресс. Его страхи и нежелание посещать детский сад в первые несколько недель вполне объяснимы и считаются нормой. Они являются своего рода свидетельством того, что ребенок адаптируется в новом коллективе и процесс этот протекает естественно.

Опасение может вызывать затянувшаяся адаптация, когда по истечении первого, второго и последующих месяцев малыш всё так же протестует, капризничает, болеет и не желает ходить в детсад. Вероятно, что он испытывает там некий психологический дискомфорт – чтобы выявить его причину, родителям необходимо быть внимательнее к малышу или обратиться к психологу за помощью. Что же может причинять ребёнку неудобства и вызывать такой дискомфорт, что он начинает протестовать против садика? На это существует несколько причин – ниже описаны основные из них.

Ребенка пугает отсутствие мамы

С мамой малыш всегда как за каменной стеной. Что бы ни произошло, он знает, что мама всегда рядом и поможет ему в любой ситуации. В садике же он целый день вынужден быть без мамы, –эта ситуация его пугает больше всего. А ещё ему не даёт покоя мысль, что мама может уйти и не вернуться за ним. Если с ним
поговорить и объяснить, для чего нужны садики, почему ему необходимо ходить туда и что будет делать мама в это время, малыш немного успокоится.

Безотказно действует такой трюк: напомните ему об игрушке, о которой он мечтает, и объясните, что вам необходимо ходить на работу, зарабатывать деньги, чтобы можно было купить ему эту игрушку, а также еду для семьи и т.д.

Ему не нравится окружающая обстановка

Малыш пошел в детсад, но с трудом приспосабливается к новым условиям. Отсутствие привычной домашней обстановки выбивает его из психологического и эмоционального равновесия. Раздражителем для него может стать любая мелочь, на которую он бы даже не обратил внимания, если бы был постарше. К примеру, в садике ему может не понравиться постельное бельё, одеяло, тарелки и ложки, горшок, игрушки или то, что окна в группе выходят не на улицу, а во внутренний дворик детсада.

Ему не нравится распорядок дня в детском саду

Дома малыш привык к вольному режиму – ложиться спать, просыпаться, кушать и играть, когда ему захочется. А в садике есть строгий распорядок дня, которого должны придерживаться все дети. Естественно, что раннее пробуждение будет
вызывать у него протест, как и еда, прогулка, дневной сон «по звонку». Он не понимает, почему ему нужно идти на прогулку, если он хочет играть с игрушкой или рисовать.

Психологи рекомендуют начинать подготовку малыша к детсаду за месяц до поступления, установив режим, аналогичный тому, что ожидает его в детском дошкольном учреждении. Обычно этого времени вполне достаточно, чтобы малыш полностью и безболезненно перешёл на новый режим. Это несложный шаг, но очень эффективный – он поможет малышу легче адаптироваться и уменьшит ваши проблемы.

Он считает, что его права ущемлены

Дома малыш привык делать все тогда и так, как хочется ему. Если дома ребенок может изменить для себя режим дня, то в садике этого сделать нельзя. Кроме того, здесь нужно добавить и об ущемлённом эго малыша. Если дома он является «центром вселенной», то в садике он всего лишь один из многих. Это положение не приносит ему каких-либо привилегий и бонусов, что и вызывает в нём досаду и внутренний протест. Задача родителей – объяснить малышу, что, например, мама находится в таком же положении у себя на работе. Если дома она – «мама», важнейший человек, то на работе она просто подчиненная или коллега, а в магазине и транспорте – обычная женщина.

Его пугает окружение

Привыкший к лицам близких людей, малыш тяжело переносит знакомство с новыми детками и персоналом детсада. Рядом с ним оказывается много новых лиц, но нет никого из родных и любимых людей. Эта ситуация ребёнка пугает, он теряется, не знает, кто они, кому можно доверять, а кого опасаться. Со временем ваш малыш будет знать каждого ребёнка в детском саду и каждого человека из обслуживающего персонала.

Чтобы он легче перенёс расставание, нужно найти ему человека «вместо мамы»
и лично его с ним познакомить. Обычно в этой роли выступает воспитательница группы. Подведите ребёнка к ней, познакомьте их и объясните малышу, что в садике этот человек будет заменять ему маму. Любые вопросы, которые будут его волновать, он может решить с воспитателем, а в случае необходимости воспитатель может связаться с мамой. После этого дети, как правило, успокаиваются и стараются держаться ближе к воспитателю.

Ещё быстрее эту проблему можно решить, если до поступления в детсад договориться с администрацией, чтобы приводить своего малыша во время прогулки группы. Так он заранее познакомится с детьми и привыкнет к своему будущему воспитателю.

Неизвестность и отсутствие стабильности

Нестабильность и неизвестность способна выбить из равновесия даже взрослого человека – что говорить о ребёнке с его несформированной психикой? Узнайте у воспитателя распорядок дня на каждый день в течение всей недели и ежедневно рассказывайте малышу, чем он завтра будет заниматься в садике. Опишите ему, как пройдёт его день, какие интересные игры и занятия его ждут. Заранее осведомлённый, малыш не будет бояться идти в детский сад и не будет выглядеть там растерянным. Вечером, перед ночным сном, поговорите с ним о том, как прошёл его день, и расскажите, какие события его ожидают завтра.

Причины, вызывающие страх у ребёнка

Родителям, которые внимательны к ребенку, несложно будет увидеть изменения в поведении, характере или психике малыша. Если он обделён вниманием в семье, адаптация к детсаду для него
будет проходить сложно. Ему придётся самостоятельно переживать этот трудный период со всеми вытекающими негативными последствиями.

Самый большой страх маленького ребёнка – это внезапно потерять маму и остаться одному. Поэтому, когда мама оставляет его в детском саду и уходит, страх малыша приобретает, пусть и временно, реальные черты. В момент расставания он испытывает сильнейший стресс, опасаясь, что за ним больше не придут и он останется один. Ему кажется, что его предали, променяли на «какую-то» работу или учёбу. Совсем недавно он был самым главным в жизни мамы, а теперь его как будто отодвинули на второй план. В детском саду он не чувствует себя кому-нибудь нужным, до него никому нет никакого дела.

На фоне этих страхов малыш может по-разному реагировать на расставание. Психологи выделяют три основных типа реакции у детей:

Тип Проявление Характеристика
1 Ребенок громко кричит, привлекая внимание посторонних. Он сильно плачет, крепко держится своими маленькими ручками за маму, а после её ухода не может успокоиться. В группе он не играет с другими детьми, отказывается от еды, не засыпает во время дневного сна, не идёт на диалог с воспитателем. Малыш насторожен и беспокоен, каждую минуту ожидает чуда – что мама вот-вот вернётся за ним. Это реакция на катастрофу в жизни: мир для него рухнул, когда ушла мама.
2 Малыш не испытывает огорчения в момент расставания, он не плачет, а с обречённым видом уходит в группу, не махнув маме ручкой. В группе он играет с некоторыми детьми, но чаще предпочитает сидеть одиноко в сторонке с какой-нибудь игрушкой в руках. Мало смеётся, не умеет радоваться, всё время насторожен и насуплен. Данная реакция не считается нормальной и свидетельствует о потере эмоциональной связи между ребёнком и матерью.
3 Ребенок плачет при расставании, но быстро успокаивается, кивает головкой, обещая «быть умничкой», и уходит в группу, оглядываясь и маша маме ручкой. Ему грустно расставаться с мамой, но он не боится, потому что знает: мама за ним обязательно вернётся. Он хорошо кушает, активен в играх, быстро засыпает во время дневного сна и хорошо спит. Малыш контактен, охотно общается с детками, воспитателем и остальным персоналом детсада. У малыша есть определённая база доверия к миру, есть прочная эмоциональная связь с мамой и необходимые внутренние ресурсы, чтобы самостоятельно справляться с переживаниями.

Причиной возникновения реакции 1 и 2 типа часто оказываются сами родители, непроизвольно сформировавшие у малыша негативное мнение относительно детсада. Детские психологи разделяют детей дошкольного возраста по трём группам адаптационного периода, учитывая особенности его течения для каждой группы.

Группа Особенности течения адаптационного периода Характеристика группы
I Тяжёлая адаптация.

Ребенок быстро слабеет, утомляется и с первых дней пребывания в детском саду начинает болеть. Его болезни сложно связать с сезонностью. Малыш плаксив, капризен, плохо спит и ест, с игрушками играет мало.

Часто у таких детей психологи отмечают те или иные виды нервно-психических расстройств.
II Адаптация среднего уровня.

Ребенок начинает болеть сезонными вирусными и инфекционными заболеваниями. Развитие нормальное. Если не болеет, то с аппетитом ест, спокойно спит и активно играет с игрушками.

Наличия нервно-психических расстройств не отмечается.
III Адаптация в норме.
Дети активны, контактны, спокойно приходят утром в садик, играют со сверстниками, хорошо кушают и спокойно спят.
Уравновешенная психика, позитивный эмоциональный фон, гармоничное развитие.

В череде факторов, способных спровоцировать у ребенка проблемы в адаптационный период, психологи и педиатры отмечают ранний возраст, настаивая на том, чтобы родители не отдавали детей в детсад ранее трёх лет. В противном случае им необходимо быть готовыми к тому, что малыш тяжело перенесёт адаптацию к детскому саду, его иммунная система ослабнет, он станет чаще болеть. Лёгкой и быстрой адаптация для него и для вас не будет.

Противопоказания к посещению детского сада

В этом разделе мы не будем учитывать тяжёлые заболевания, врождённую патологию или инвалидность ребёнка, которые являются прямыми противопоказаниями к посещению детского дошкольного учреждения. Мы поговорим о тех противопоказаниях, которые могут быть и у визуально здоровых, нормально развитых детей.

Если ребенок очень долго протестует против посещения детского сада, при этом с каждым днём его психоэмоциональное состояние и самочувствие ухудшаются, лучше и далее воспитывать его дома. Есть дети, нуждающиеся в индивидуальном воспитании, даже если прямых противопоказаний к детсаду у них нет.
Если родители не будут учитывать этот факт, вскоре они могут столкнуться с куда более серьёзными проблемами, такими как:

  • затянувшееся течение адаптационного периода;
  • изменения со стороны психики ребёнка в худшую сторону;
  • нервный стресс, который может сопровождаться энурезом и ночными кошмарами, страхами;
  • ослабление организма и повышенную заболеваемость;
  • плохой аппетит и апатию;
  • некоммуникабельность и отсутствие желания общаться со сверстниками;
  • боязнь чужих людей и другие фобии.

В случае, когда малыша крайне необходимо определить в детский сад, а при посещении садика процесс адаптации у него протекает тяжело, родителям рекомендуется обратиться за помощью к психологу.

Подготовка ребёнка к детсаду

В этом разделе мы поговорим о том, что должны знать родители перед тем, как определять ребёнка в детский садик, и как правильно подготовить малыша к этому событию. Вам необходимо будет решить несколько важных вопросов, касающихся:

  • места расположения и режима функционирования детского садика;
  • пригодности вашего ребёнка к детсаду по состоянию здоровья;
  • общего уровня развития и подготовки малыша к детсаду.

Как найти подходящий детский сад?

В поисках детсада ориентируйтесь на его близость к дому: чем ближе, тем лучше. Во-первых, вам не нужно будет рано вставать, ехать несколькими видами транспорта, чтобы малыш вовремя пришёл в садик и не опоздал на завтрак. Раннее пробуждение всегда вызывает недовольство ребёнка, а близость детсада к дому позволит ему немного больше поспать. Забирая его из детсада, вам также после тяжёлого рабочего дня захочется быстрее оказаться дома. Долгая дорога утомительна для него с утра, а для вас – вечером.

Важным моментом является режим работы детсада. Одни садики открываются раньше, другие на полчаса позже, но дневной график у них почти ничем не отличается.

Важно, чтобы родители точно знали режим работы детского сада, в который намерены отдать своего ребёнка, а также распорядок дня для малышей. Постарайтесь дома придерживаться такого же распорядка дня, чтобы посмотреть, насколько ваш ребёнок готов к изменениям в его жизненном графике. Когда он будет посещать детский сад, этот навык поможет ему легче пройти адаптационный период.

Пригоден ли ребёнок физически к детскому саду?

Сегодня невозможно устроить ребёнка в детсад без медицинского заключения о том, что он здоров. Обычно детей, страдающих врождённым или другим серьёзным заболеванием, родители в детский садик не отдают.

На практике также часто случается, что во время медицинской комиссии у малыша обнаруживается какое-нибудь заболевание, которое протекало скрыто и не выдавало себя симптомами. Если болезнь легко лечится, малыш получает курс лечения,
после чего повторно проходит медкомиссию – если он здоров, ему открыт путь в детсад.

Кроме особенностей физиологического характера или физических недостатков, могут обнаруживаться отклонения в психике малыша. В этом случае родителям следует обратиться к психологу. Возможно, несколько занятий с детским психологом решат проблему, и ребёнка можно будет отвести в детский сад.

Закаливание ребёнка в раннем возрасте играет важную роль в его жизни, поскольку у таких деток выработан хороший иммунитет – они здоровые и активные, легко адаптируются к условиям детского сада.

Малыш должен быть самостоятельным

Отдавая ребёнка в детский сад, убедитесь, что он готов к нему не только с точки зрения здоровья, но и на бытовом уровне. Если малыш пошел в детсад, он должен уметь самостоятельно кушать ложкой, одеваться и раздеваться после игры, и
мыть руки,складывать игрушки, умываться ходить на горшок. Он также должен уметь хорошо разговаривать – разборчиво и членораздельно.

На этапе подготовки к детсаду ребенка не следует дома кормить с ложечки. Во время семейного обеда позвольте ему кушать самостоятельно. Конечно, с непривычки он будет протестовать, раскидывать и размазывать еду по столу, пачкаться сам и измазывать кашей окружающих его людей. Поймите, что всё это временно – раз за разом его навык будет совершенствоваться, и вскоре он научиться кушать быстро и аккуратно.

Воспитательный процесс у детей лучше проходит на примерах – обратите его внимание на то, как ведёт себя за столом, например, папа, сестра или бабушка. Малыш будет смотреть на них, и стараться повторять все их движения. Дети любят похвалу и всегда стараются её получить. Если он будет плохо кушать и не успевать за другими детьми, то будет недоедать, начнёт худеть и болеть вследствие ослабления организма и понижения иммунитета.

В садике воспитательница в группе одна – докормить одного-двух малышей она ещё успеет, но кормить из ложечки каждого ребёнка она физически не в состоянии.

Крайне важно отучить малыша от памперсов и научить проситься на горшок. Ведь в садике никто не будет ему менять памперсы, и максимум, на что можно рассчитывать – это что вашего ребёнка вовремя высадят на горшок. В любом случае, смену белья для малыша – маечку, запасные трусики и
колготки – вам всё равно нужно будет принести в садик.

Научите малыша самостоятельно одеваться на прогулку, переодеваться перед сном. Пусть сначала у него это будет получаться плохо, но опыт приходит на практике – не забывайте об этом. Чтобы ребёнку было легче одеваться, не выбирайте для него сложную и узкую одежду. Старайтесь, чтобы на ней не было пряжек, змеек и прочих застёжек, с которыми ребёнку сложно справиться самостоятельно.

Запомните, что одежда, изготовленная из синтетических материалов, не согревает малыша в холодную пору года, а в тёплый и жаркий сезон не способствует нормальному теплообмену и терморегуляции. Выбирайте для своего ребёнка одежду, изготовленную из натуральных материалов: хлопка, шерсти, льна и т.д.

Уделяйте особое внимание закаливанию. Утренняя гимнастика, воздушные и водные процедуры, соблюдение режима дня, сна и питания – залог здоровья вашего ребёнка.

Утром, перед тем, как вести малыша в детсад, покормите его завтраком. Обычно дети в первые дни отказываются завтракать в саду.

В обед, проголодавшись и глядя на других малышей, которые охотно едят, ваш ребёнок тоже возьмётся за ложку.


Водить в детсад ребёнка или нет – индивидуальное дело каждой семьи. Если же вы на семейном совете решили, что ему пора идти в садик, убедитесь, что ваш малыш здоров, достаточно хорошо развит и самостоятелен.

В случае, когда у него есть противопоказания к посещению детсада, обратитесь к своему участковому педиатру или психологу.
Если проблема решаема, ваш малыш скоро будет в норме и его можно будет отвести в сад. Если же врачи решат, что ребёнку противопоказано посещение детского дошкольного учреждения, вам придётся найти возможность для его дальнейшего воспитания в домашних условиях.

Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?

Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых. Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство семей все-таки склоняются к варианту «отдавать в садик». Возможно, маме необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.

И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее, малыш вдруг начинает закатывать истерики, капризничать, отказывается самостоятельно засыпать. Или, наоборот, замыкается в себе, тихо плачет, перестает интересоваться ранее любимыми игрушками и сказками. Что же происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?

На все эти вопросы мы и постараемся найти ответы в нашей статье.


Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.

Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
  • необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

  1. Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
  2. Снижение или потеря аппетита.
  3. Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
  4. Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
  5. Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
  6. Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
  7. Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
  8. Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
  9. Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события!


Теперь мы знаем, что происходит с крохой, когда мы отдаем его в детский сад. Но, тем не менее, есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

Такой ребенок:

  • входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
  • смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
  • может при необходимости попросить о помощи;
  • сам способен завязывать контакты;
  • может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
  • находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
  • в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
  • принимает установленные правила поведения;
  • нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
  • умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.

Малыш, переживающий адаптацию средней степени:

  • соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
  • после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
  • адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
  • может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.

Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.

3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.

При этом типе адаптации малыш:

  • не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
  • встревожен, замкнут;
  • не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
  • не может развернуть игру;
  • пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.

Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.

Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:

  • темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
  • состояния здоровья крохи;
  • обстановки в семье;
  • уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни крохи.


Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:

  • самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться;
  • пользоваться горшком;
  • пользоваться носовым платочком.

Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с крохой дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким:

  • 7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
  • 8-30 – время прихода в садик;
  • 8-40 – прием завтрака;
  • 10-30 –12-00 – прогулка;
  • 12-15 – 12-45 – обед;
  • 13-00 – 15-00 – дневной сон,
  • 15-30 – полдник.

Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш» режим.

Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с воспитательницей - обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома – пошалить, немного пошуметь и побегать.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой хороший садик вы выбрали для своего крохи и какие чудесные люди там работают.

6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

8. Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь малыш сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.

11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

15. Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

16. И в садике, и дома говорите с крохой уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут крохе поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.
18. Если вы замечаете сильные отклонения от обычного поведения крохи, обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.

19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.

21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.

22. По возможности укрепляйте иммунитет крохи с помощью закалывания и прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на ночь.

23. Помните: причина постоянных простуд чаще всего кроется в психике. Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но организм начинает ослабевать, с легкостью поддается негативному влиянию. Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.

Список «табу» для родителей

  1. Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  2. Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
  3. Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
  4. Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
  5. Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
  6. Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
  7. Нельзя водить в садик больного ребенка.

И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!

Анна Кутявина

Согласно законодательству России, возраст детей, в котором уже возможно перестать полностью зависеть от матери и стать воспитанниками детского сада, - 1,5 года. Именно до этого момента родители получают пособие по уходу за своим малышом. Многие психологи старой закалки тоже утверждают, что это самое оптимальное время для привыкания детей к детскому саду, мотивируя отсутствием у ребенка такого возраста осознания, где ему лучше, благодаря чему первые дни в детском саду проходят менее болезненно. Но часто малыш с трудом может адаптироваться в новой обстановке.

Почему возникают трудности в период привыкания к садику

Однако часто происходит так, что впервые ребенок приходит в детский сад в 4 года, а то и в 5 лет. Длинная очередь на получение места в муниципальном детском учреждении, возможность мамы находиться в отпуске по уходу до исполнения малышу 3 лет, бабушки-помощницы - все это играет свою роль. А к этому времени у малыша уже формируются основы он задается вопросами: «Почему меня туда ведут? Почему я должен расставаться с мамой? Почему я должен слушаться чужую тётю?» Это усложняет его адаптацию в Однако всегда можно найти способ максимально бережно подготовить почву для того, чтобы дети безболезненно привыкли к новой жизни. Когда решение отдать малыша в детский сад уже принято, поначалу переживает не он сам, а родители. Ведь они прекрасно понимают: если раньше ребенок проводил все свое время вместе с мамой, в режиме, удобном им обоим, то теперь он должен будет привыкнуть к совершенно новому окружению, новой еде, новым требованиям, что вносит огромные перемены в его жизнь. Как бы ни готовились родители к этому моменту, приучая малыша к режиму, приближенному к садиковскому, изменяя меню и проводя обучающие занятия, воссоздать условия дошкольного учреждения в своем доме невозможно. Как же поступить, чтобы эти перемены не стали сильнейшим стрессом для крошки? Ведь ненависть, возникшая в первые дни в детском саду, определит отношение малыша к пребыванию в учреждениях для детей на месяцы, если не на годы вперед.

Психологические установки для ребёнка

Как свидетельствуют отзывы о детских садах от родителей, очень многое зависит от воспитателя, который станет их заменой на целый день пять дней в неделю. Поэтому, если есть возможность, лучше заранее познакомиться с педагогами той группы, в которую записали малыша. Не следует оставлять ребенка в садике, как вещь, спеша поскорее уйти - это вызовет у него шок и дальнейший протест, преодолеть который будет уже сложно. Малышу важно чувствовать себя в безопасности и быть уверенным, что его там не бросили. Его необходимо морально подготовить рассказами о том, куда он пойдет, что его там ждет. Обычно дети стремятся к общению со сверстниками, поэтому такой разговор может стать стимулом для желания попасть туда.

В первые дни в детском саду лучше оставлять ребенка только до обеда: он сможет пообщаться с другими детьми, поиграть новыми для него игрушками, но не успеет соскучиться по маме и папе. В некоторых садиках разрешено, чтобы родители несколько дней посидели в поле зрения малыша. Так он воспримет такой поход в садик как обычную прогулку с мамой - это тоже альтернативный вариант для более успешной адаптации крохи.

В детском саду ребенок еще захвачен новыми возможностями, новыми друзьями, и если родители правильно и спокойно помогут ему освоиться, то каждое утро не будет начинаться с испорченного настроения и для него, и для взрослых.