Закаливание детей раннего возраста в доу. Закаливание детей раннего возраста – основные методики Система закаливания в группе раннего возраста

Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Полезные последствия закаливания детей дошкольного возраста

Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде.

Ведь даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.

Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им быстрее адаптироваться при поступлении в детский сад и потом реже болеть.

Общие принципы закаливания

Перед закаливанием детей раннего возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но и может даже навредить.

Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат.

Закаливание детей раннего возраста следует начинать только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.

Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.

Программа закаливания детей раннего возраста должна быть построена для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его физических и психических способностей.

Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов – начинают всегда с более простых (воздушные и солнечные ванны), постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).

Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.

Любое закаливание детей дошкольного возраста надо проводить только при их хорошем настроении, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.

Методы закаливания детей раннего возраста

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста – одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура.

Для того чтобы выполнить все требования к качеству воздуха в помещении, его проветривают сквозным способом до 5 раз в день. Такое пульсирующее проветривание помогает детям выработать устойчивость к холоду.

Специальные методы – это непосредственно закаливающие мероприятия, они зависят от сезона времени года на улице и конкретных возможностей данного дошкольного учреждения.

Оптимально будет, если и специальные, и неспециальные методы закаливания детей дошкольного возраста будут доступны для воспроизведения в домашних условиях.

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов.

У детей школьного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.

Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям.

Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара.

Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Закаливание детей школьного возраста завершают обливанием водой. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.

Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой.

Чистка зубов с ополаскиванием рта прохладной водой – один из вариантов местного закаливания ротоглотки. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям.

Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении.

При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше. Общее обливание рекомендуют проводить с возраста 9 месяцев. Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают душ с 1,5 лет и купание в природных водоемах с 3 лет.

Закаливание детей раннего возраста – это возможность выработать у них иммунитет к охлаждению.

Закаливание бывает разных типов: хождение босиком, водные и воздушные процедуры, а также солнечные ванны.

Если родители не переусердствуют с холодом, то в скором времени заметят всю пользу от закаливания.

Закаливание детей – это, прежде всего, оздоровительный процесс, у которого гораздо больше плюсов, чем минусов.

Плюсы процедуры:

  1. укрепление местного иммунитета и повышение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям;
  2. облегченная реакция на изменения факторов внешней среды;
  3. улучшенный обмен веществ;
  4. укрепление сердечно-сосудистой системы;
  5. повышение и самочувствия ребенка;
  6. стабилизация нервной системы.

Минусы процедуры – все виды закаливания ориентированы на здоровых детей. Если ребенок успел подхватить где-то простуду, даже самую легкую её форму, стоит задуматься, так ли нужно малышу закаливание в привычном объеме. Детский организм уже борется с болезнетворными инфекциями, а чрезмерное охлаждение может привести к осложнениям. То же самое относится и к ребенку, у которого есть хронические заболевания. Простуженному организму не навредят разве что недолгие прогулки на свежем воздухе и обтирания влажным полотенцем.

Кардинальное закаливание также плохо сказывается на здоровье малыша.

Если взрослый человек может себе позволить купание в проруби, то ребенок этого не вынесет (тратится слишком много тепла, которые молодой иммунитет пока не в силах восстановить).

К тому же появляется риск того, что закаливание перестанет быть безопасным для ребенка. Резкие перепады температур для неокрепшего иммунитета влекут за собой серьёзные последствия.

Закаливание лучше всего проводить до трех лет. Более взрослый ребенок, как правило, ходит в детский сад и оказывается в инфекционной ловушке в вирусный период.

Хождение босиком

Прежде чем обратиться к этому способу закаливания стоит учесть, что он будет наиболее эффективен в комплексе с другими методами.

На стопах сосредоточено большое количество нервных окончаний, в следствие чего хождение босиком оказывается полезно не только для иммунной, но и нервной и сердечно-сосудистой систем и снижает риск развития гипертонии, стенокардии, инфаркта миокарда и инсульта.

При хождении босиком нужна неторопливость и регулярность. Если человек опустит ноги на пол, температура которого не превышает 12°С, то повышается риск подцепить легкую простуду, сопровождающуюся течением из носа и першением в горле.

Если ребенок охлаждает стопы постепенно, то уже через 2-3 недели организм начинает привыкать к холоду, продуцируется выработка условных рефлексов, защищающих от угрозы возможной простуды.

Во время закаливания важно следить за состоянием ребенка и, в случае отрицательной реакции на происходящее, прекращать процедуру. Начинать этот метод стоит с кратких контактов с теплыми поверхностями, постепенно понижая температуру.

Хождение босиком начинают только в том случае, если ребенок полностью здоров.

В холодное время года появляется возможность ходить босиком по снегу. Однако, для проведения этого типа процедуры, нужно придерживаться ряда правил:

  • Организм разогревают разминкой незадолго до того, как ребенку предстоит пройтись по снегу.
  • На начальном этапе хождение по снегу не стоит затягивать. Будет достаточно нескольких шагов. В дальнейшем, время можно увеличить до 5 минут.
  • Для кратковременной пробежки по снегу выбирают не слишком утепленную спортивную форму.
  • Во время процедуры нужно много двигаться: бегать, подпрыгивать, переминаться с ноги на ногу и т. д.
  • Если хождение по снегу не вызывает жар в области ступней и выброса адреналина в тело, прислушиваются к организму. Возможно, этот метод закаливания стоит совсем исключить, либо потихоньку подготавливаться к нему, обливая ноги холодной водой.
  • Для прогулки по снегу не обязательно выходить на улицу. Это можно сделать и дома: выйти на балкон, собрать снег в таз и т. д.
  • После процедуры массируются стопы и икры в течение 10-15 минут до ощущения жара, потом надеваются теплые носки и, если процедура проходит на улице, сухая обувь.

Воздушные ванны

Закаливание воздухом базируется на разнице окружающей температуры и поверхности тела ребенка. Этот метод можно начинать с первых дней жизни.

К плюсам воздушных ванн относится повышенное потребления кислорода, улучшение сна и аппетита, а также функционирования ЦНС.

В холодный период, воздушные ванны лучше проводить в комнате, в теплое – на улице. Временной промежуток процедуры увеличивается от 5 до 60 минут.

Воздушные ванны принимают через 1-1,5 после еды, в местах, куда не попадают прямые солнечные лучи. Сначала ребенка одевают в майку и трусы, носки и сандалии. По истечении определенного времени, малыш остается только в трусах и сандалиях, ещё позже – босиком. После процедуры руки и ноги остаются теплыми.

Во время процедуры ребенок выполняет физические упражнения: это может быть обычная или растяжка. К закаливанию воздухом относят сон на свежем воздухе, устойчивость к сквознякам.

Воздушные ванны проводятся и с грудным ребенком. При смене пеленок малыша оставляют полежать какое-то время, а после укрывают и согревают. При первых процедурах температура должна быть в пределах 20-23˚С. С каждой последующей процедурой её незначительно понижают. При температуре 20-23˚С зимой принимаются воздушные ванны до 15-30 минут, летом – 45 минут.

Дети, плохо реагирующие на понижение температуры, также принимают воздушные ванны. Разница в том, что процедуры проводятся по 5 минут, но несколько раз в день. Ребенка раздевают частично.

Ребенок всё время должен быть физически активен. Если дети постарше могут выполнять гимнастику, то грудничкам делается массаж.

Водные процедуры

Водные процедуры на данный момент считаются самым эффективным методом закаливания. Вид процедуры зависит от возраста ребенка.

Существует несколько способов:

  • Обтирание. Этот вид процедуры используют на самых маленьких детях: влажной губкой обтирают всю поверхность тела, несколько раз повторяя движения на каждом участке. После чего грудничка насухо вытирают и одевают. Градус воды постепенно понижается до 25˚С.
  • Полные или частичные обливания. Этот тип применяется к малышам от 9-10 месяцев. Лучший вариант проведения – после купания. Для начала обливаются стопы, потом все тело ребенка. Начинать их можно с 9-10 месяцев, но только после консультации педиатра. Оптимальный вариант проведения процедуры – после купания ребенка. Сначала обливают стопы, потом тело от шеи по спине. Вариант частичного обливания, в частности, ножек, тоже полезен.
  • Контрастные обливания или контрастный душ. Теплую воду (33-36˚С) чередуют с холодной (23-26˚С) и снова с теплой. Ребенку должно быть больше полутора лет.

К другим водным процедурам относят ножные ванны. Ребенок должен босиком ходить по воде в тазу или ванной. Во время процедуры преодолевается сопротивление воды. Уровень неспешно повышают от лодыжек до колен. Время закаливания – от 1 минуты до 7 в дальнейшем, температура в это время постепенно понижается. Зимой разрешается добавлять немного снега. В конце процедуры ноги вытираются и согреваются.

Солнечные процедуры

Солнечные ванны принимают на открытой местности, в то время как на тело воздействуют и прямые, и рассеянные солнечные лучи.

Время этой процедуры для детей раннего возраста начинается с 2 минут, а заканчивается 18. Для того, чтобы не получить тепловой удар, следует воздержаться от солнечных процедур при температуре +27°С.

При процедуре защищают голову от прямого влияния солнца.

Благодаря этому типу закаливания ребенок получает необходимый для организма витамин D. Также улучшается работа нервной и эндокринной системы.

Однако к солнечным ваннам подходят осторожно, не забывая о вреде ультрафиолета. Именно поэтому груднички до года принимают солнечные ванны не дольше чем 1-2 минуты. Постепенно время увеличивают до получаса.

Детям постарше надевают панамку и майку. Спустя какое-то время ребенка оставляют в одних трусах.

Важные условия по закаливанию

Негативные последствия от процедуры могут появиться только в том случае, если родители нарушили основные правила закаливания.

Базовые принципы закаливания одинаковы и для взрослых, и для младенцев:

  • Систематичность. Если начать забрасывать и прерывать процедуры, то эффект будет соответствующий. В закаливании важна регулярность и правильное исполнение. Закаливающие процедуры проводятся на протяжении года.
  • Умеренность. Не стоит выливать на голову ребенка ведро ледяной воды или отправлять на улицу в легкой одежде. Так он может не закалиться, а перемерзнуть и долгое время мучиться с последствиями. Процедуры не должны быть длительными.
  • Возрастающая интенсивность. На протяжении года, в течение которого проводятся процедуры, интенсивность закаливания должна постоянно возрастать. Каждый последующий раз длительность закаливания увеличивается, а градус воды или воздуха понижается. Важно понимать, что это должно происходить постепенно, для того, чтобы исключить образование хронического заболевания.

Врачи советуют начинать проводить закаливание уже с двух недель. Если процедуры проходят в игровой форме совместно с родителями, то результат начнет проявляться быстрее. Специалисты рекомендуют сочетать закаливание с массажем.

Родители, которые понимают всю пользу от закаливания, вырастят здорового ребенка с крепким иммунитетом. Часто взрослые бывают излишне заботливы и делают всё для того, чтобы ребенок рос в “тепличных условиях”. Такое поведение не только не идет на пользу иммунитету малыша, а напротив – ослабляет его.

1-3 месяца

    температура в помещении - 22 °С;

    обязательный сон на воздухе при температуре от -15° С до +30 °С;

    во время пеленания и массажа - воздушная ванна 5-6 минут;

    умывание, температура воды 28 °С;

    общая ванна при температуре воды 36-37 °С, продолжи­тельность - 5-6 минут.

3-6 месяцев

    температура в помещении - 20-22 °С;

    обязательный сон на воздухе при температуре от -15 °С до +30 °С;

    во время пеленания и массажа - воздушная ванна 6-8 минут;

    умывание, температура воды 25-26 °С;

    общая ванна при температуре воды 36-37 °С, продолжи­тельность - 5-6 минут, с последующим обливанием водой темпе­ратурой 34-35° С;

    летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 5-6 минут.

6-12 месяцев

    температура в помещении - 20-22° С;

    обязательный сон на воздухе при температуре от -15° С до +30°С;

    воздушные ванны во время переодевания, гимнастики, во время бодрствования - 10-12 минут;

    умывание, температура воды 20-24 °С;

    общая ванна при температуре воды 36-37 °С, с последую­щим обливанием водой температурой 34-35 ° С;

    сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого по­краснения кожи в течение 7-10 дней, далее - влажные обтирания водой температурой 35° С с постепенным снижением ее до 30 °С;

    летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день до 10 минут.

1-3 года

    температура в помещении - 19-20° С;

    дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15° С до +30 °С;

    воздушная ванна при смене белья после дневного и ночно­го сна, детям старше 2-х лет - во время утренней и гигиенической гимнастики и умывания;

    умывание, температура воды в начале закаливания - 20 °С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 16-18 °С, детям старше 2-х лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

    общее обливание после прогулки. Начальная температура воды - 34-35° С, в дальнейшем ее постепенное снижают до 24-26 ° С;

    обливание перед дневным сном, начальная температура воды - 28° С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18° С;

    общая ванна при температуре воды 36° С продолжительнос­тью 5 минут, с последующим обливанием водой температурой 34° С перед ночным сном 2 раза в неделю;

    летом пребывание под лучами солнца, начиная с 5-6 минут, до 8-10 минут 2-3 раза в день.

1.3. Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей до 1 года II группы здоровья (с пограничными состояниями)

1.3.1. Группа риска по внутриутробному инфицированию:

    режим дня возрастной. Особый контроль за санитарно-гиги­еническим режимом: температура воздуха в помещении - +20-22°С, регулярные проветривания, влажная уборка помещения - 1-2 раза в день, предупреждения переохлаждения и перегревания ребенка, одежда только из х/б тканей, ежедневная гигиеническая ванна, мы­тье рук перед тем, как подойти к ребенку и т.д.;

    обязательная обработка пупочной ранки медсестрой и обу­чение этому матери;

    рациональное питание грудным молоком, при его отсутствии -свежим донорским. Введение тренирующего прикорма с 4-5 месяцев -соков, фруктового пюре;

    физическое воспитание и закаливание по возрасту;

    воспитательные воздействия - возрастные;

    профилактические прививки - по индивидуальному при­вивочному календарю в зависимости от степени риска;

    педиатр осматривает ребенка на первом месяце жизни - 4 раза, затем до 3-х месяцев - 2 раза в месяц. Число патронажей мед­сестры определяет участковый врач. Если в течение 3-х месяцев риск не реализовался, ребенка перевести в 1-ю группу здоровья;

    лабораторные исследования: регулярная термометрия, ана­лиз крови в 1 и 3 месяца.

Людмила Белоусова
Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста»

Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие требуют определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей как дома , так и детских учреждениях. Так как здоровье людей, особенно подрастающего поколения определяется многочисленными внутренними и внешними факторами.

Основные задачи укрепления здоровья :

Соблюдение режима дня. Продолжительность сна должен быть в соответствии с возрастными потребностями детей ;

Создание условий для оптимального двигательного режима. Смена двигательной активности с высоким и низким уровнем.

Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий ;

Рациональное и полноценное питание;

Соблюдение личной гигиены;

Создание атмосферы психологического комфорта.

Основные принципы проведения закаливающих процедур

Систематичность проведения в течении всего года,

Постепенность увеличения продолжительности закаливающих процедур ,

Учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,

Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей (в случае если был перерыв, начинать следует постепенно)

Основные факторы закаливания

Солнцем, воздух и вода – наши лучшие друзья

Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе детского сада. Мы проводим обширный комплекс закаливающих мероприятий , способствующих закаливанию наших воспитанников . Это :

Соблюдение температурного режима помещений в течение дня.

Правильная организация прогулки и её длительность.

Соблюдение сезонной одежды во время прогулок;

Облегчённая одежда для детей в детском саду .

Бодрящая и дыхательная гимнастика после сна.

Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально) .

Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры.

Комплекс контрастных закаливающих процедур .

Методы оздоровления :

Ходьба по сырому песку (Летом - босоножье, массажные и контрастные коврики (в межсезонье – коврик влажный сменяет сухой или массажный, ребристый) .

Контрастное обливание ног водой (летом) .

Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года, в том числе по дорожкам препятствий. Проведение подвижных игр, где в основе игры бег.

Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом) .

Хождение босиком по массажным дорожкам на спортивной площадке (летом) .

Релаксационные упражнения (слушание музыкальных произведений с сопровождением движений малой подвижности)

Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» «Адаптация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ»Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт.

Консультация для родителей «Игры для детей раннего дошкольного возраста» Цель: - Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка; - Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его.

Консультация для родителей «Основные характеристики детей раннего возраста» Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста» Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со.

Консультация для родителей: «Воспитание детей раннего возраста в играх» Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с№44»г. Альметьевска Бондарева Светлана Анатольевна «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от.

Консультация для родителей «Закаливание детей» Закаливание-один из основных способов повышения сопротивляемости, выносливости и приспособляемости организма к разнообразным, порой неблагоприятным.

"Весьма полезно... мыть младенцевъ холодной водою для приведенiя въ крепость и для предупрежденiя многихъ болезней".

С.Г. Зыбелин (1735 - 1802)

Закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Как известно, здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70 % - от образа жизни . Важную роль в формировании здорового образа жизни играет и закаливание. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям известен с древности. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. В своем труде "Канон врачебной науки" Абу Али ибн-Сина (Авиценна) говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста. Русский летописец Нестор в Х веке описывал, как сразу после рождения, младенцев начинал парить в бане и купать в холодной воде. Древние скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, также купали своих новорожденных детей в холодной воде. Ошибочным является мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.

Необходимо соблюдать следующие правила:
·
Систематически использовать закаливающие процедуры во все времена года, без перерывов с постепенным увеличением дозы раздражающего действия.
· Правильно подбирать и дозировать закаливающие процедуры индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста.
· Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к снижению или отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные .
Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.

К специальным закаливающим процедурам относятся:
· закаливание воздухом (воздушные ванны),
· закаливание солнцем (солнечные ванны),
· закаливание водой (водные процедуры).

Воздушные ванны.
Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23° С, в возрасте от 1 до 3 мес. - 21° С, от 3 мес. до 1 года - 20° С; старше 1 года - 18° С. Грудные детей имеют высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше чем у взрослых в 2,5 раза), поэтому необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин. зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2° С, что является закаливающим фактором. Сквозное проветривание желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование кондиционеров и систем микроклимата, которые автоматически регулируют температуру и влажность.
В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20 - 40 мин, быстро увеличивая время до 6 - 8 ч в день.
Зимой детей впервые выносят на улицу в возрасте 2 - 3 недель при температуре воздуха не ниже -5° С на 15 - 20 мин. и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5 - 2 ч 2 раза в день.
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды. Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре воздуха 20 - 22° С (для грудных детей) и 18 - 19°С (для детей 1 - 2 лет). Вначале длительность процедуры составляет 1 - 2 мин., каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин. и доходит до 15 мин. (для детей до 6 мес.) и до 30 мин (после 6 мес.). Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.

Закаливание солнцем.
Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма. Однако, чем меньше возраст ребенка, тем выше чувствительность к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. С осторожностью они назначаются и детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22° С и выше для грудных детей и при 20° С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. В средней полосе России световоздушные ванны лучше проводить с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших - 5 мин. с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30° С и выше. После солнечных ванн детям назначают водные процедуры. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая.

Водные процедуры.
Теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха, поэтому водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению с воздушными процедурами. Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.
Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Традиционные водные процедуры
Возраст ребенка от рождения до 2 - 3 мес .
1.Общие ванны - ребенка купают ежедневно водой температуры 37 - 36° С в течение 5 мин., затем обливают водой с температурой на 2° С ниже.
2.Подмывание, умывание, которое длится 1 - 2 мин., вначале проводят при температуре воды 28° С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1 - 2° С и доводят до 20 - 22° С.
3.Местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36° С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1° С и доводят до 28° С. Каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

Возраст ребенка от 2 - 3 до 9 - 10 мес .
1 и 2 как в предыдущей возрастной группе.
3.Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

Возраст ребенка от 9 - 10 мес. до 1 года
1 и 2 как в предыдущих возрастных группах.
3.Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37° С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1° С и доводят до 28° С.

Контрастное и нетрадиционное закаливание.
К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.
Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Поэтому большинство авторов, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.
Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием: контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек (нельзя обливать холодные ноги холодной водой, ноги предварительно нужно согреть).
Существуют и так называемых фармакологические методы закаливания – применение иммуностимуляторов, усиливающих интерферонообразование (продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др.). Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Однако вопрос этот недостаточно изучен, и результаты проведенного терапевтического опыта свидетельствуют об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости.

__________________________________________________________

Благодарим за помощь в написании статьи А.Б. Дуленкова , заместителя главного врача ГКБ № 7 по детству, заведующего отделением реанимации новорождённых детей.
Перинатальный центр ГКБ № 7 : Коломенский пр-д, д.4 , м «Каширская»
тел.118-51-83, 118-59-65