Занятие по развитию речи: «Пора года: осень. Конспект НОД по речевому развитию «Осень» во второй группе раннего возраста Ход интегрированного занятия

»: занятия по развитию речи .

Будем вместе изучать окружающий нас мир и расширять словарный запас ребенка. Материал ориентирован на детей 3-5 лет , подбирайте задания, опираясь на знания и умения своего ребенка. Важно не только выполнить нижеуказанные задания, но и максимально часто использовать полученные знания в обычной жизни, чтобы закрепить материал. Не обязательно делать все за один раз, желательно, чтобы одно занятие не превышало 15 минут. Кроме того, не забываем чередовать виды деятельности. Если у Вас есть интересные материалы по данной тематике, то обязательно делитесь, сделаем наши занятия интересными и очень полезными.

Занятие по развитию речи: «Пора года: осень»

Перед занятием (желательно во время прогулки) расскажите ребенку про погоду на улице, состояние природы (растения, животные):

  • скажите, какое сейчас время года
  • обратите внимание на осенние изменения погоды (на улице стало холоднее, чаще идет дождь и дует холодный ветер)
  • объясните, почему человек начал одеваться теплее, пусть ребенок расскажет о своей одежде.

Дома посмотрите картинки с изображением осени, обратите внимание на внешний вид и состояние деревьев, травы. Можно посмотреть клип и внимательно послушать песенку, обсуждая с ребенком те картинки, которые изображены.

Игры и задания для детей

  1. Прочитайте и выучите стихотворение с ребенком:

Дождик, дождик,
кап-кап-кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.

2. Пальчиковая гимнастика

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, листья рябины (Загибаем пальчики, начиная с большого на другой руке)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (Средний и указательный пальчик “шагают” по столу”)

3. Стихотворения про осень, обсудите с ребенком

  • Осень

Осень с листьями играет,
Листья с веток обрывает.
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.

  • Осень

Падают, падают листья — в нашем саду листопад
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят
Птицы на юг улетают -гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали

  • Из развивающей книжки с наклейками “Времена года”. Прочитать стихотворение, а затем изучить картинку, найти перечисленные описания осенней погоды.

Осенью прекрасен лес,
Много в нем своих чудес,
Кружат листья, опадают,
Вся природа засыпает.
Осень знают все на свете:
Тучи, дождик, дует ветер,
И неласкова природа —
Вот такое время года.

4. Загадки про осень

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осень)

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад)

Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник -
Хлюпает по лужам… (Дождик)

Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь? (Дождь)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (Зонт)

Осенью он часто нужен —
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)

Прилетел я с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух словно с молоком,
Подставляйте кружки! (Туман)

5. “Осеннее творчество”

  • Рисование пальчиками

Листопад.

Подготавливаем листок бумаги, на котором нарисован ствол дерева, краски — красный, желтый и оранжевый. Рисуем листочки на дереве и на земле пальчиками: обмакиваем пальчик в краску и прижимаем к листу.

“Кленовые листья-ладошки” .

Подготавливаем лист бумаги (желательно формата А4), краски желтого, красного и оранжевого цвета. Взрослый при помощи кисточки или спонжика наносит на ладошку краски, и помогает ребенку аккуратно перевернуть ладошку и сильно прижать к листу бумаги. Вот и получился “кленовый листик”

  • Аппликация из пластилина

Веточка с листочками. На листочке картона рисуем веточку без листьев. Ребенок из пластилина (красного,оранжевого, желтого, зеленого цветов) делает листочки: из маленьких кусочков пластилина раскатывает маленький шарик, затем приклеивает к веточке.

  • Аппликация из бумаги

Листопад.

На листе бумаги рисуем ствол с ветками. Из цветной бумаги (желтого, красного, оранжевого цветов) ребенок делает «листочки» — рвет на маленькие кусочки бумагу и приклеивает на дерево, возле него и под ним.

Мультфильмы про осень

Веселых и интересных занятий с Вашим малышом!

С любовью и уважением, Ваша Марина,

Фрески для детского творчества: обзор и советы

Доброго времени суток, дорогие друзья Оранжевой семьи! Сегодня хочу рассказать немного о фресках для детского творчества: ...

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему:

«Дары осени»

Воспитатель группы раннего возраста №1

Гольева Н.В

Санкт-Петербург

2016

Программное содержание

  • Цели:
  • Расширить представления об овощах и фруктах;
  • Закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Овощи. Фрукты";
  • Продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями;
  • Продолжать развивать у детей любознательность ;
  • Воспитывать коммуникативные навыки.
  • Материалы и оборудование : презентация по теме; мультимедийная установка; натуральные овощи и фрукты, их муляжи;
  • Предварительная работа : рассматривание картинок и муляжей овощей и фруктов; рисование; беседы о пользе овощей и фруктов; дидактические игры «Опиши, мы отгадаем» , «Что лишнее?» , «Чудесный мешочек» , «Во саду ли, во огороде» ; сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин» , «Готовим обед» ; подвижные игры «В огороде пугало , пугало стоит» , «Баба сеяла горох» , «Огород» , «Яблонька» .

Организационный момент.

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель выходит к детям с игрушкой зайца и говорит:

Фрукты – яблоки и груши
Очень любят детки кушать.
Пусть запомнят все скорее:
На деревьях фрукты зреют!

Знают точно все ребятки:
Лук, морковь растут на грядке.
Овощи для всех важны –
И полезны, и вкусны!

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях Зайчик, который будет вместе с Вами рассматривать овощи и фрукты! Достает корзину с овощами и фруктами) Посмотрите, что у меня в корзинке лежит, достает по очереди овощи фрукты показывает детям и спрашивает: «Что это?» Показывает детям огурец и читает стихотворение. Слушайте и смотрите внимательно. Дети отвечают: огурец!

Ай, огурчик молодой!

Ай, помыли мы водой!

Ай, ты в ротик к нам лети!

Ай, на зубках похрусти!

Воспитатель достает из корзины и показывает яблоко:

Яблоко с ветки, в траву упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке натрет.

Воспитатель достает и показывает морковку:

У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.

Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, чем полезны овощи и фрукты? Рассказывает про пользу овощей и фруктов.

Воспитатель показывает детям муляжи фруктов и овощей поочередно и предлагает поместить в одну из корзин: красную – для фруктов, синюю – для овощей. Параллельно с этим на слайдах появляются поочередно картинки овощей и фруктов и помещаются в нужную корзину.

Воспитатель: Молодцы. Играть вы тоже хорошо умеете.

Я приготовила вам еще одну интересную игру, которая называется «Фигуры». Вам надо внимательно посмотреть и сказать, на какую фигуру похож овощ или фрукт. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы. Зайчику тоже очень понравилось у вас в гостях. Вы много интересного знали, и надеюсь, что узнали еще больше.

Спасибо вам ребята, что порадовали меня. А сейчас Зайчику надо в путь. До свидания, ребята!

Спасибо за внимание!


Конспект занятия по развитию речи- «Осень»- в группе раннего возраста.

Образовательная область: «Социально-коммуникативная», «Речевое развитие», «Окружающий мир».

Цель:

1.Познакомить детей с характерными признаками осени.

2.Учить различать красный и желтый цвет.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал для занятия: Картина «Осень», листья из бумаги желтого и красного цвета, разноцветные листы бумаги.

Ход занятия.

1.Рассказ воспитателя по картине « Осень».

Воспитатель показывает детям картину, рассказывает о том, что на ней изображено: «Наступила осень, стало холодно. Мы надеваем теплые кофты, брюки, шапки. На улице идет дождик. Как дождик капает? «Кап-кап-кап». Деревья готовятся к зиме. Листочки на деревьях становятся желтыми, красными и падают на землю. Это называется листопад.»

Листопад, листопад,

Листья по ветру летят.

2.Игровое упражнение «Собери букет из листьев»

Воспитатель. Посмотрите, у нас тоже листопад. Посмотрите как много листиков нападало. Листочки разные желтые и красные. Давайте соберем букеты из желтых и красных листьев.

3.Упражнение на развитие речевого дыхания.

Воспитатель. Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь-как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер.

4.Подвижная игра «Солнышко и дождик»

5.Игра по развитию мелкой моторики рук «Осенние листья» Воспитатель раздает детям разноцветные листы бумаги и предлагает сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Затем показывает детям как листья падают с деревьев и кружатся по ветру. По окончании игры можно попросить детей помочь вам убрать листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста(2-3 лет).

Цели и задачи:- обогащать пассивный словарь-активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слова –тарелка, чашка, ложка. - р...

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста по стихотворению Агнии Барто "Мишка"

Занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) по стихотворению Агнии Барто "Мишка". Цель этого занятия вызвать положительное эмоциональное отношение к окружающим. Задача...

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Лесные гости»

Цель: способствовать развитию речи как средству общения. Задачи:1. Образовательные: - расширять знания детей об окружающем мире;2. Развивающие: - создать условия для развития всех...

Подготовили учителя - дефектологи:

Александрова Ирина Александровна, Галихина Татьяна Геннадьевна

«Конаковский специализированный Дом ребёнка» Тверская область

Цель: Закрепить знания детей по теме «Овощи».

Задачи:

1. Развивать активный словарь по данной теме.

2. Упражняться в выполнении звуковой гимнастики.

3. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Закреплять знания основных цветов, геометрических форм.

6. Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Оборудование:

  • Натуральные овощи (свёкла, тыква, картофель, морковь).
  • Картинки с изображением овощей, с геометрическими формами (круг, овал, треугольник).
  • Лопатки детские.
  • Корзины для сбора овощей.
  • Овощи отварные.

Ведущий:

Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы сегодня пришли, мы будем с вами играть в интересные игры.

Наши умные головки.

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать.

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Ведущий:

Ребята, вот и наступила осень, в огороде на грядках созрел урожай. Посмотрите, какая у нас есть грядка, что растет на грядке?

Дети: Овощи.

Ведущий:

Правильно, дети, это овощи. Но овощи нужно собирать, выкапывать лопатой. Ребята, у нашего огорода есть хозяйка, баба Уля, давайте её позовем:

Упражнение для развития звукопроизношения:

АУ - А - А - А - У - У - У

Бабу Улю я зову - у - у.

Баба Уля:

Бегу, бегу кто меня звал? Здравствуйте, ребята.

Ведущий:

- Мы пришли помочь тебе собрать урожай.

Баба Уля:

- Спасибо, дети, вот вам лопатки будем копать грядку.

Дети копают вместе с Бабой Улей, складывают овощи в корзинку.

Ведущий:

- Молодцы ребята, посмотрите, сколько мы с вами собрали много овощей. Давайте назовем (свекла, морковь, картошка, тыква).

Ребята, садитесь на стульчики наши ножки и ручки должны отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика:

Осень в гости к нам пришла

И подарки принесла:

Свёколку усатую,

Тыковку пузатую,

Вкусную картошку

И сладкую морковку.

Ведущий:

Что бы овощи кушать, их нужно сварить, мы попросим Бабу Улю и она нам все овощи сварит и угостит нас.

Бабушка уходит варить овощи.

Ведущий:

- Ребята, давайте с вами подумаем, что можно из овощей приготовить, сварить? (суп, овощное пюре, салат).

Ведущий:

- Дети, сейчас мы с вами поиграем в такую игру, посмотрите какие у меня фигуры на картинках, и вы подберете к ним овощи, которые похожи по форме на эти фигуры.

На магнитной доске демонстрируются картинки с геометрическими формами (круг, овал, треугольник), дети подбирают соответствующие овощи.

Появляется Баба Уля:

- Ребята, я вам несу угощенья, я сварила все овощи, а вы попробуйте, какие они на вкус! Это картошка, это морковка, это свёкла, а это тыква.

Итог. Дети садятся на места.

Ведущий:

Ребята, давайте вспомним с какими овощами мы с вами сегодня повстречались?

Демонстрируются картинки с изображением овощей, дети отвечают.

Ещё по данной теме:

Наталия Аникина
Конспект НОД по речевому развитию «Осень» во второй группе раннего возраста

Конспект НОД по речевому развитию «Осень » во второй группе раннего возраста

Задачи :

Формировать умение слушать текст в стихотворной форме; проговаривать отдельные слова;

Формировать элементарное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, на деревьях желтеют и опадают листья, идет дождь) ;

-развивать речевое дыхание , способствовать активизации речи;

Совершенствовать понимание речи взрослого

Методы и приемы :

сюрпризный момент, художественное слово, вопросы, активизирующие речь детей, рассматривание картин, поощрения, самостоятельное рассказывание ребенком, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа :

Рассматривание на улице осенних листьев , игры с осенними листьями , наблюдение за дождем, игры с зонтом. Рассматривание осенней одежды , прослушивание стихотворений про осень .

Дифференцированный подход :

- развивать фразовую речь , при помощи активизирующих вопросов : Маша, Антон, Лиза П.

Индивидуальная работа :

Побуждать к повторению отдельных слов : Ксюша Р., Настя Е., Лиза А.

Обратить внимание на правильное выполнение дыхательной гимнастики : Глеб, Артем, Вика.

Оборудование : картины; осенние листья ; мольберт; аудиозапись с музыкой для танца с листьями, со звуками ветра и дождя.

Ход занятия:

Деятельность воспитателя Предполагаемая деятельность детей

Организационный момент :

Ребята, как сегодня красиво на улице! Вы заметили?

Я вспомнила одно красивое стихотворение, хотите его послушать?

Основная часть :

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года – «Осенью » зовется!

(М. Ходякова)

В : Сейчас на улице наступила «Осень » . Все запомнили?

А вы дружные ребята? Тогда давайте вместе, дружно, громко скажем, какое время года?

Какие молодцы, как дружно сказали!

Побужд. Вопросы :

Маша, хочешь повторить со мной «Наступила Осень » (Антон, и др.)

Молодцы, ребята!

А поиграть со мной хотите, а заодно и про Осень рассказать ?

Пальчиковая гимнастика «Осень »

Осень , осень к нам пришла ,

Дождь и ветер принесла.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла!

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят!

(Ю. Михайленко)

Сюрпризный момент, рассматривание картины

Ребята, Осень нас с вами услышала , ей так понравилось как вы про нее рассказываете, что она нам приготовила подарок :

(Появление красочной картины с изображением Осени )

Да это картина! Вам она нравится?

А что на ней изображено?

Вопросы, активизирующие речь детей (каким цветом листья на деревьях, что с ними происходит и т. д.)

Дифференц. Подход : Антоша, расскажи пожалуйста, что ты еще видишь другим ребятам…

Ребята, посмотрите, вот еще одна картина! (изображение осеннего ненастья : дождь, гроза) А на ней что? Хотите рассказать?

Вопросы, активизирующие речь по картинам :

В : Смотрите, что осенью бывает ? Осенью на деревьях листочки желтеют; когда на них дует ветер, то они кружатся, летят и падают на землю – это называется листопад.

Вопросы-ответы

Листья, что делают? – Кружатся, летят и падают на землю.

Когда листики падают на землю, как это называется?

Ответы детей : листопад

На улице солнце спряталось за тучами, дует ветер, стало холодно, люди надели теплые вещи : куртки, штаны, сапоги, шапки, шарфы, варежки. На улице часто идет дождь.

Вопросы-ответы

Что дует на улице? – Ветер

Когда ветер дует, становится? – Холодно

Что дети надели? – Шапку, куртку, сапожки

Какие молодцы!

В : Предлагаю вам ребята прогуляться, но для этого мы будем одеваться.

Подвижная игра :

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова :

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке :

Пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова :

Ножка – раз, и ножка – два!

А теперь на ножки –

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова :

Ножка – раз, и ножка – два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз, два!

(И. Гурина)

В :Вот и оделись, теперь и погулять можно! Готовы?

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ.

Ножки, ножки,

Шлеп-шлеп-шлеп.

Мы шли, шли, шли,

Что то это мы нашли? Воспитатель указывает на листочки, которые висят на ниточках.

В : Что это ребята?

В : Правильно листочки!

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки .

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Дыхательная гимнастика

В : А мы тоже сейчас тихонько подуем на листочки : фу-фу-фу. Листики, что делают : качаются. А давайте сильно подуем : фу-фу-фу.

Ой, листочки полетели и упали, а давайте их соберем.

Листочки осенние , красивые, а какого они цвета?

В : А, мы можем с ними потанцевать!

Танец с листочками

В : Ребята, понравилась вам наша прогулка по осеннему саду ?

Рефлексия :

В : Ну что, ребята, запомнили какое время года сейчас на улице?

В : Молодцы!

Осень добрая пришла ,

Всем подарки принесла :

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Осень принесла .

Воспитатель угощает детей

Слушают стихотворение

Осень

Повторяет за воспитателем

Выполняют движения в соответствии с текстом, повторяют слова

Рассматривают подарок

Осень

Отвечают на вопросы

Ответы детей

Дети имитируют движения

(«Прогулка» , дети шагают друг за другом)

Листочки!

(Собрали листочки, рассмотрели)

Желтые, красные

Танцуют с листочками

«Осень

Литература :

«Речевое развитие детей раннего возраста » О. Э. Литвинова.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Осень в Простоквашино» Образовательные области по ФГОС: Коммуникативно - личностное развитие Познавательно - речевое развитие Программное содержание: Уточнить.

Конспект итоговой НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста «В гости к сказке» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в группе раннего возраста «Знакомство с одуванчиком» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в группе раннего возраста: ”Знакомство с одуванчиком”.

Конспект НОД по познавательному развитию «Угощаем кукол чаем» во второй группе раннего возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на восприятие цвета.

Цель: формирование у детей диалогической речи по средствам фольклорных форм. Задачи: - совершенствовать умение правильного произношения.