Развитие экологических представлений у детей. Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста

Лупинос Людмила Владимировна,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4
г. Называевска Омской области»
Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Скачать полный конспект

Экологическое воспитание является одним из направлений в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П. Г. Саморуковой, С. А. Веретенниковой, Н. Н. Поддьякова, В. Г. Фокиной, Е. И. Казаковой, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, Н. А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию элементарных экологических представлений следует начинать с первых месяцев жизни. Воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.
Содержание этого раздела плана охватывает три основных направления образования, тесно связанных между собой:
Развитие элементарных естественно — научных представлений;
Развитие экологической культуры детей;
Развитие представлений о человеке;

Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений для детей группы раннего возраста, составлен в соответствии с « Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. В плане представлены темы занятий с детьми от 1,5 до 2 лет и содержание наблюдений на прогулке.

Методика проведений занятий подчиняется задачам Программы. При этом воспитатель может дополнять или изменять ход занятий в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей.
Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.
Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.
Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.
В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

  • Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)»
  • Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных существ.

    Взрослый должен помочь малышу открыть окружающий мир природы, полюбить его. Уже с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нём. Новизна и яркость ранних впечатлений остаётся на всю жизнь .

    Любви к природе ребёнок учится прежде всего у родителей. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребёнок учится определённым образом относиться к сломанному дереву, к голодному животному.

    Зелёный мир в доме

    Восприятие красоты растений, понимание их как живых существ развивается у детей под влиянием взрослых. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме были цветущие комнатные растения. Обращайте внимание на состояние растений в связи с уходом за ними: «Растение красивое, потому, что мы его поливаем». Надо помочь ребёнку понять, как жизнь растений зависит от воды, тепла, света.

    Приучайте ребёнка смотреть и видеть, любоваться, старайтесь способствовать возникновению ярких образов. Можно показать, как выглядит цветущее растение в разных местах комнаты, одиночно или в сочетании с другими предметами. Интересные многократные наблюдения за одним объектом приучают ребёнка всматриваться, замечать, что изменилось в растении, понимать, что растение меняется, потому, что оно растёт, оно живое.

    Итак, знакомство ребёнка с зелёным царством дома формирует первые представления о жизни «зелёных друзей», воспитывает гуманное отношение к растениям.

    Добрые друзья

    Добрые друзья — животные неизменно привлекают внимание ребёнка. Взрослые помогают познакомиться с животными, учат относиться к ним бережно и внимательно. Пробудить у детей с самого раннего детства интерес и любовь к животным — это значит воспитать правильное отношение к ним, развить нравстенно-эстетические чувства, сформировать действенную позицию(помочь, пожалеть, позаботиться). Очень важно предупредить у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жесткости.

    Все дети любят играть с живыми друзьями. Играть с животными можно и нужно. Но никакого насилия! Игра должна быть радостной для обоих (с мячиком, бантиком и др.). Желательно читать детям стихи, короткие рассказы о кошке, о собаке, вместе петь песенки, рассматривать картинки.

    Мы пошли гулять

    Природа меняет свой облик в связи с сезонными изменениями. Цвета, краски в разное время года вызывают у детей интерес, затрагивая эмоциональную сферу, тем самым закладывая основы доброго и бережного отношения к родной природе. Задача взрослых — вызвать у малыша интерес к миру природных явлений. Не увлекайтесь обилием названий — это бессмысленная нагрузка мозга, памяти, ничего не дающая для подлинного развития. А вот, если малыш, присев на корточки, внимательно следит за ползущим жучком — это важно! Это развивает его. Не торопите его, пусть у него составится своё впечатление. Главное, чтобы у малыша накапливалось больше впечатлений. Они необходимы для будущих самостоятельных выводов.

    Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - нашем доме — вот благородная задача взрослых!

    Юлия Сафронова
    Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

    Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему :

    «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста »

    Много прекрасных слов сказано многими учёными, исследователями, писателями, педагогами и психологами, которые говорили о важности приобщения детей к миру природы .

    Как говорил Сухомлинский В. А.:

    Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

    Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия .

    Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста .

    Приоритетным направлением ДОУ является экологическое развитие воспитанников, тем самым мы ставим цель и задачи, которые необходимо решать в течение всей работы по данному направлению.

    Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине, умение любоваться пейзажами родных мест.

    На данном слайде представлены пути реализации системы экологической работы в ДОУ - это создание условий для решения необходимых задач по формированию экологических представлений детей ; повышение экологической грамотности педагогов; обновление содержания, форм и методов работы с детьми; экологическое просвещение родителей (законных представителей воспитанников )

    Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на программу : "Юный эколог " С. Н. Николаевой.

    В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников .

    В достаточном количестве имеется методическая литература, дидактические пособия, плакаты, схемы, таблицы, игры, детская художественная литература для детей экологического содержания .

    В результате научных исследований, многих теоретиков и практиков, таких как П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъякова, Н. А. Рыжовой и других учёных, пришли к выводу о том, что

    Экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве .

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

    – воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

    – развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

    – участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

    Все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, уходу за животными.

    На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни . Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры .

    Экологическая культура предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений , готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного. Бережного отношения к природе.

    В работе с детьми по экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей , т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

    Формирование экологических представлений проходит на протяжении всего дня во всех образовательных областях.

    Интеграция разных образовательных областей позволяет формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

    В разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» организуем игровые обучающие ситуации, разыгрываем литературные сюжеты с помощью кукол, театра, игрушек. В играх дети закрепляют полученные знания. Например, играя в мяч, дети повторяют «Фрукты» , «Овощи» , «Домашних и диких животных» , дети любят игру «Летает - не летает» .

    11 слайд. Речевое развитие.

    В работе с детьми педагоги используют разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование, загадывание загадок). Важная роль принадлежит сказкам, которые дети составляют сами. На занятиях образовательной деятельности «Родной мой край, любимые места» , дети не только знакомятся с достопримечательностями нашего города, а также знакомятся с природой родного края, к тематическим занятиям организуются фотовыставки, на которых дети запечатлены в любимых местах родного края.

    12 слайд. Познавательное развитие.

    Для формирования экологических представлений большую роль играет сенсорный опыт детей . Обращаем внимание на форму , цвет,размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Так же «угощаем» животных любимыми лакомствами, стараясь поделить всё поровну.

    13 слайд. Физическое развитие.

    Дети дошкольного возраста очень подвижны , поэтому активно используются сюжетные подвижные игры. Например, игра «Сороконожка» знакомит детей с особенностями насекомого, как она передвигается, игра учит детей внимательности и согласованности в действиях передвижения. А сколько радости и веселья, когда нужно догнать свой хвостик! Организуем эстафеты на свежем воздухе, напоминая о полезности прогулок на свежем воздухе. Одним из любимых занятий детей является хождение по дорожке здоровья, здесь тоже присутствуют элементы природы, собранный на участке каштан, как оказался, очень полезным для профилактики плоскостопия.

    Воспитываем интерес к своему здоровью, желая поддержать его правильным питанием. Любимый персонаж доктор Айболит проводит беседы о полезности здоровой пищи.

    14 слайд. Худ-эстетич. развитие.

    Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.

    На праздник милых мам, дети готовят поделки и открытки своими руками, в которых всегда можно увидеть частички природы, это и нежный тюльпан в чашечке и бабочка на цветочке. В лепке дети передают характерные особенности и строение животных, растений, а также закрепляют их названия.

    Создание условий для можно разделить на 2 составляющие : внутренняя природная зона и внешняя природная зона.

    Внутренняя природная зона предполагает уголки природы в каждой группе, уголки экспериментирования с живой и неживой природой, огороды на окне.

    Внешняя природная зона – огород, цветник, клумбы на участках, фруктовый сад, экологическую тропу (лиственные и хвойные деревья, муравьиные тропинки, птичья столовая)

    Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для .

    Главной особенностью создания определенных условий является внесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка , в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду , необходимую для воспитания детей . Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей .

    В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста. Для наблюдений и труда в природе.

    Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности . Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей .

    По уже сложившейся традиции в конце февраля растёт и колосится огород на окошке каждой группы, сюжетные композиции передают ощущение сказки. Здесь любимые персонажи из сказок, животные, предметы поделок из природного материала и др.

    Дети наблюдают за ростом растений, ухаживают, поливают, рыхлят посаженые растения.

    Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности.

    Вместе с педагогами дети на прогулках собирают листья и растения, затем делают гербарии, пополняя уголки новыми развивающими материалами.

    Для развития познавательной сферы ребенка педагогами изготовлены макеты экосистем, цель которых закрепить знания о среде обитания животных и птиц, развивать у детей интерес к живой природе. Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

    Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Педагоги используют в своей работе развивающие игры, с помощью которые формируются умения выделять существенные признаки предметов «Отгадай-ка» , «Что предмет расскажет о себе . Игры для развития у детей умения сравнивать , составлять, замечать, делать правильное умозаключение «Похож – непохож» , «Что лишнее» , «Что изменилось» , «Чьи следы?» . Игры, которые развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам «Кому что нужно?» , «Назови одним словом» , Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления «Летает-не летает» , «Испорченный телефон» , «Несуществующее животное (растение) .

    Педагоги своими руками изготавливают дидактические пособия и игры, в группах имеются картотеки экологических игр , в соответствии с индивидуальными особенностями детей . Изготовление материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей , полученные в ходе восприятия природных явлений, с помощью иллюстрационно-наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей .

    В уголках природы имеется детская художественная литература, энциклопедии для детей , журналы про животных, сюжетные картинки экологического содержания , которая постоянно пополняется. Дети с воспитателями изготавливают самодельные экологические книги , содержанием которых входят иллюстрации о различных явлениях природы, рассказы и сказки о природе.

    Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

    Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания , сосредоточенности, умственной активности.

    Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире , формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.

    Педагоги постоянно стимулируют детскую любознательность; формирую умение замечать изменения в природе (С детьми ходим в гости к ёлочке и сосне, наблюдаем за изменениями в росте, уточняем знания детей о хвойных деревьях )

    Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

    Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.

    Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

    29-30-31 слайд.

    Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

    29. На слайдах представлены опыты с водой , 30. опыты со льдом, 31. –опыты со снегом.

    В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

    Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе . Он расширяет кругозор детей , создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.

    Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности .

    Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.

    Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты , в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.

    Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии , сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

    Работа по проекту носит интегрированный характер : результаты дети обобщают в виде рисунков, аппликаций участвуют в инсценировках, праздниках.

    Педагогами групп разработан ряд проектов «Покормите птиц зимой» , «Волшебница – вода» . По продолжительности проекты разные - от 1 месяца до года.

    Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

    Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу

    личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, важна включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем , доступных пониманию детей .

    Мы проводим праздники, и развлечения «День Земли» , «Праздник цветов» , «День птиц» , «Давайте беречь природу» . Развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к ней.

    40-41 слайд.

    По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей , родителей и педагогов. (Зимушка-хрустальная, Осень золотая, Родной мой край, любимые места, Дети и природа, Осенние фантазии и Чудеса природы)

    42 -43 слайд.

    В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с районной библиотекой им. В. В. Вересаева и художественно-краеведческим музеем.

    Сотрудники библиотеки и музея проводят мероприятия с детьми экологического характера (викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе, знакомят с природой и животным миром родного края.

    Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.

    В ДОУ внедрены в работу разнообразные формы работы с педагогами .

    Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания , знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников .

    В работу по экологическому воспитанию включены практически все работники ДОУ.

    Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников , подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы.

    Так, педагог-психолог использует в своей работе различные методики, развивая экологическую культуру ребёнка , используя в работе сюжетную композицию, расположенную на стене, которая меняется в зависимости от поставленных целей и задач.

    47 слайд :

    На данном слайде представлены различные формы работы с родителями . Это : родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и др.

    Решая вопросы экологического воспитания дошкольников , педагоги детского сада понимают, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры .

    48-49 слайд.

    Работа с родителями ведётся постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых (участие в природоохранных акциях, экскурсиях, развлечениях) . В связи с этим, педагоги, разрабатывают рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье , консультируют родителей по интересующим их вопросам экологического характера ; привлекаем родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, книжек-малышек, созданию коллекций, гербариев, пополнение библиотеки.

    С целью проверки освоения воспитанниками программного материала, педагогами детского сада проводится мониторинг образовательного процесса, который отражает уровень освоения необходимыми умениями и навыками в соответствии с реализуемой образовательной программой.

    Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты :

    сформированы начала экологической культуры у детей ;

    сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

    – дети учатся практическим действиям по охране природы;

    – развиваются умственные способности детей , которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

    – у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

    Конечно, наша работа по экологическому воспитанию детей далека от завершения, но результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы пытаемся ввести новое : создать экологическую тропу на территории детского сада.

    Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы экологического воспитания детей в ДОУ достигаются наиболее эффективные результаты усвоения экологических знаний дошкольниками .

    Спасибо за внимание!

    Учитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог.У детей раннего возраста начинают накапливаться знаия о растительном и животном мире. Содержание и объем их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными. Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.

    На первом году обучения педагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.

    В повседневной жизни дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию ребенка, поэтому и, в целом, знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений. В процессе ознакомления детей раннего возраста с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей и первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку птичку в уголке природы. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.

    Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца. Растения -- основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.начиная с

    На прогулках дети часто видят птиц. Внимание к наблюдению за птицами лучше привлечь давая им корм. Дети вместе с воспитателем подкармливают птиц, одновременно ведут наблюдения. На участок прилетают разные птицы: воробьи, голуби, синицы, снегири и др. Так дети учатся различать и называть некоторых птиц. Целесообразно привлечь внимание детей к новой птице, часто прилетающей на участок. Свои впечатления ребята отражают в играх.

    Весной на участке детского сада можно наблюдать яркие весенние явления: таяние снега, появлении травы, листьев на деревьях.

    Как только потеплеет земля, появляются насекомые. Воспитатель учит детей различать насекомых по внешнему виду, отличать характерные особенности (цвет, величину), некоторые особенности движения (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает). На участок прилетают новые птицы. Малышам нужно показать черных больших грачей, скворцов. Обращают внимание детей на то что весной прилетает много птиц. Они садятся на высокие деревья, строят гнезда, ходят или прыгают по земле, собирая корм. К прилету скворцов взрослые и школьники готовят скворечники.

    Летом возможности для наблюдения окружающей природы расширяются, так как много насекомых, птиц. Дети с удовольствием наблюдают за домашними животными и птицами. После таких наблюдений проводится игра «Кто как кричит» «наседка с ципляттами»и др.

    Шитикова Наталья Ивановна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МДОУ № 20 "Веснушки"
    Населённый пункт: Московская область, Городской округ Подольск, поселок Железнодорожный, Б. Серпуховская, дом 202 б
    Наименование материала: Статья
    Тема: "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста".
    Дата публикации: 14.05.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Администрация Городского округа Подольск

    Комитет по образованию

    Городское методическое объединение

    воспитателей групп раннего возраста

    южной территориальной зоны

    Сообщение на тему:

    «Формирование экологических представлений у детей раннего возраста».

    Подготовила

    воспитатель МДОУ детский сад № 20

    Шитикова Наталья Ивановна

    Формирование экологических представлений у детей

    раннего возраста

    Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к

    красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него

    впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений

    остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет

    такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем дошкольном

    возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую

    связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору

    жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы

    полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же».

    Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там

    плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи.

    Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок

    видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь

    ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии

    желания и умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному

    труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На

    этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в

    ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим

    сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша

    всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира

    природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе,

    бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных

    ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и

    духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы.

    Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир

    природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём

    живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

    В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе

    позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное

    учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического

    образования, поэтому не случайно перед нами поставлена задача

    формирования у дошкольников основ культуры рационального

    природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном

    учреждении нужно с момента прихода детей в первую младшую группу.

    С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших

    группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами сказки, начиная

    вырастил

    «приходит»

    «фруктово-овощной»

    тематикой

    растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомит детей

    с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать

    и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных

    легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых,

    животные.

    «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о

    козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой.

    используются

    произведения

    фольклора,

    стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

    приобщения

    маленького

    осуществляться

    интересной

    эмоционально,

    вызывать

    радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых

    успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества,

    признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

    В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной

    развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными

    растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около

    дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка

    приблизить

    естественной

    природной

    регулярное

    общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и

    представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

    Приобщать

    богатому

    разнообразному

    необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу

    ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в

    рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

    Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром

    являются наблюдения.

    Наблюдения

    прогулке

    обогащают

    представления

    окружающем

    мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить

    наблюдать

    различными

    объектами

    явлениями;

    обязательно

    наблюдать

    объектами

    явлениями,

    запланированы.

    Наблюдения

    животными

    природными

    явлениями

    бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую

    возможность. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров,

    форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка –

    полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило,

    радость, оживление, удивление

    Необходимо

    стимулировать

    любознательность;

    формировать

    умение замечать изменения в природе.

    наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее

    радостное впечатление.

    Воспитатель

    знакомит

    животными,

    относиться к ним бережно и внимательно.

    Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно

    быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно

    общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому воспитатель

    помогает детям в общении с животным, чтобы оно не было опасным ни для

    животного ни для ребенка.

    Выходя на прогулку, родители и педагоги должны осознавать, что для их

    детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу

    важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать

    многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и

    формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для его

    интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в

    детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время

    года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста

    дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены.

    Обогатить

    впечатлениями

    разнообразия,

    природных

    всматриваться,

    любоваться

    восхищаться

    природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об

    окружающей природе – вот благородная задача взрослых.

    С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан

    закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая

    жизнь человека неразрывно связана с природой.

    В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и

    весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за

    жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз

    подмечая что-то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в

    заботливого

    отношения

    животным

    маленьких

    закладываются

    организации

    систематических длительных контактов и общения с ними.

    Учитывая

    физиологические

    психологические

    особенности

    раннего возраста, работу по формированию экологических представлений

    следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному

    и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз

    добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

    экологическому

    воспитанию

    используется

    интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской

    деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры,

    театральной

    деятельности,

    литературы,

    моделирования,

    просмотра

    телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности

    детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

    полученные

    занятиях

    "проверяют"

    самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и

    ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в

    дидактической

    познавательное

    занимательное.

    усиливает

    эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате

    закрепленные

    играх-опытах

    свойствах

    качествах

    природных объектов становятся более осознанными и прочными.

    Заключение.

    Воспитательное

    значение

    переоценить.

    животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем

    пробуждаются самые лучшие качества. Человек, животное, растение – все мы

    часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на различия.

    Отсутствие

    отражающих

    действительность,

    нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий.

    Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного

    отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и

    отрицательно

    действует

    ожесточает

    исправить

    имеющиеся неправильные представления труднее, чем образовать новые,

    правильные.

    Вот почему очень важно, чтобы дети уже в раннем дошкольном возрасте

    получили верные сведения о природе.