Обмен энергии. Определение суточных энергозатрат

Вычисление суточного расхода и потребления энергии организмом. Цель: изучить основной принцип рационального питания – баланс энергии в организме, основные пути его энергозатрат. Овладеть методом контроля полноценности питания в количественном отношении.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и развитие организма, возмещает все энергетические и вещественные затраты, увеличивает сопротивляемость организма по отношению к вредным влияниям внешней среды, способствует развитию функциональных способностей и повышает трудоспособность. Одним из основных принципов рационального питания является баланс энергии в организме. Величина энергетической потребности организма в пище в сутки зависит от количества энергии, расходуемой организмом за тот же период времени. Важнейшим фактором, определяющим величину расхода энергии, является мышечная деятельность.

Энергозатраты и энергетическая ценность пищи выражаются в килокалориях (ккал). При расщеплении в организме 1 г. белка освобождается 4,1 ккал., 1 г. углеводов – 4,1 ккал., 1 г. жира – 9,3 ккал. (калорические коэффициенты).

Калорийность суточного рациона должна полностью покрывать весь расход энергии организмом за сутки. В противном случае энергетический баланс становится отрицательным, вес тела падает, и возникает ряд других патологических явлений, характеризующих недостаточность питания.

Для учета баланса в обмене энергии необходимо определить, с одной стороны, величину расхода энергии за сутки, а с другой – калорийность суточного рациона и полученные результаты сопоставить между собой.

Так определяется полноценность питания в количественном отношении.

Пути расхода энергии:

* основной обмен – это расход энергии у человека в состоянии полного покоя, спустя 12-14 часов после приема пищи и достаточного отдыха после работы, при нормальных метеоусловиях окружающей среды. Основной обмен указывает на количество энергии, расходуемой на поддержание основных жизненных функций: дыхания, работы сердца, почек и т.д. Величина его зависит от состояния ВНД, от пола, возраста, величины поверхности тела, от активности действия эндокринных желез, географических условий и т.д. У женщин основной обмен несколько ниже чем у мужчин; у детей – выше, чем у взрослых (при расчете на единицу массы тела); в старческом возрасте ниже чем в более молодом. Понижение температуры внешней среды вызывает повышение обмена, длительное ограниченное питание снижает его и т.д. В среднем величина основного обмена у взрослого человека составляет 1ккал. на 1кг./в час.

* повышение обмена при приеме пищи возникает в результате повышения деятельности пищеварительных органов и работы скелетных мышц, связанных с приемом пищи. Причем, наибольшее увеличение обмена наблюдается при приеме белков, меньшее – при приеме углеводов и еще меньшее – жиров. В среднем установлено, что при обычной смешанной пище с нормальным соотношением белков, жиров и углеводов обмен энергии повышается после приёма пищи на 10-15% по сравнению с уровнем основного обмена.

* повышение обмена в результате работы наступает при любом физическом напряжении и в значительно меньшей степени при умственной деятельности. Установлено, что потребность организма в количестве пищи (калориях) зависит главным образом от вида и интенсивности труда.

11. Каково суточное потребление энергии жителей города?

Начнём с освещения

Допустим, вы имеете дом с тремя спальнями. В добавление к этому - прихожая, гостиная, кухня, две лестницы и подвал.

Помните, как горит 100 Вт лампочка? Её вполне хватает для освещения одной комнаты. Для гостиной - прибавим ещё одну, а на лестницы и подвалы возьмем по 60 Вт.

По потреблению электроэнергии 100 Вт-ой лампочке соответствует 30 Вт-ая, а 60 Вт-ой - 15 Вт-ая. Значит, всего потребляемой мощности у вас набирается 255 Вт. Т. е., если вы включите их все одновременно, энергопотребление составит 255 Вт/час.

Но вы же не будете так делать! Если у вас в семье четыре человека и все сидят вечером по разным комнатам, то должно гореть максимум 5 ламп, т. е., по максимуму - 150 Вт/ч.

Освещение вы используете лишь вечером, т. е., 5-6 часов в сутки. Таким образом, в сутки вы потратите на него всего лишь 900 Вт/ч, прибавим к этому 100 Вт на походы в подвал и другие неожиданные включения, получим 1 кВт/ч в сутки.

Для обеспечения человека пищей, соответствующей его энергети­ческим затратам и пластическим процессам, необходимо определить суточный расход энергии. За единицу измерения энергии человека принято считать килокалорию.

В течение суток человек тратит энергию на работу внутренних органов (сердца, пищеварительного аппарата, легких, печени, почек и т.д.), теплообмен и выполнение общественно полезной деятельно­сти (работа, учеба, домашний труд, прогулки, отдых). Энергия, зат­рачиваемая на работу внутренних органов и теплообмен, называется основным обменом. При температуре воздуха 20° С, полном покое, натощак основной обмен составляет 1 ккал в 1ч на 1 кг массы тела человека. Следовательно, основной обмен зависит от массы тела, а также от пола и возраста человека.

Таблица основного обмена взрослого населения в зависимости от массы тела, возраста и пола

Мужчины (основной обмен), ккал Женщины (основной обмен), ккал
Масса тела, кг 18-29 лет 30-39 лет 40-59 60-74 лет Масса тела, кг 18-29 лет 30-39 40-59 лет 60-74 лет
50 1450 1520 1590 1670 1750 1830 1920 2010 2110 1370 1430 1500 1570 1650 1720 1810 1900 1990 1280 1350 1410 1480 1550 1620 1700 1780 1870 1180 1240 1300 1360 1430 1500 1570 1640 1720 40 1080 1150 1230 1300 1380 1450 1530 1600 1680 1050 1120 1190 1260 1340 1410 1490 1550 1630 1020 1080 1160 1220 1300 1370 1440 1510 1580 960 1030 1100 1160 1230 1290 1360 1430 1500

Для определения суточного расхода энергии человека введен ко­эффициент физической активности (КФА) - это соот­ношение общих энерготрат на все виды жизнедеятельности человека с величиной основного обмена.

Коэффициент физической активности является основным физи­ологическим критерием для отнесения населения к той или иной трудовой группе в зависимости от интенсивности труда, т.е. от энер­гозатрат, разработан Институтом питания АМН в 1991 г.

Коэфициент физической активности КФА

Мужчины Женщины
Группа труда КФА Группа труда КФА
I 1,4 I 1,4

Всего определено 5 трудовых групп для мужчин и 4 для женщин. Каждой трудовой группе соответствует определенный коэффициент физической активности Для расчета суточного расхода энергии необходимо ве­личину основного обмена (соответствующую возрасту и массе тела человека) умножить на коэффициент физической активности (КФА) определенной группы населения.

I группа - работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность, КФА-1,4: научные работники, сту­денты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления, медработни­ки, работники учета, секретари и т.д. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 1800-2450 ккал.

II группа - работники, занятые легким трудом, легкая физичес­кая активность, КФА-1,6: водители транспорта, работники конвейе­ров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники радиоэлект­ронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работ­ники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста состав­ляет 2100-2800 ккал.

III группа - работники средней тяжести труда, средняя физичес­кая активность, КФА-1,9: слесари, наладчики, настройщики, ста­ночники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров, угольных комбайнов, автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги-доменщики, работники химзаводов, работники обще­ственного питания и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2500-3300 ккал.

IV группа - работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность, КФА-2,2: строительные рабочие, помощни­ки буровиков, проходчики, хлопкоробы, сельхозрабочие и механи­заторы, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги, ли­тейщики и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2850-3850 ккал.

V группа - работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность, КФА-2,4: механизаторы и сельхоз­ рабочие в посевной и уборочный периоды, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизиро­ванного труда, оленеводы и др. Суточный расход энергии в зависи­мости от пола и возраста составляет 3750-4200 ккал.

Контрольные вопросы

Что такое обмен веществ?

Какие факторы влияют на обмен веществ?

Какова роль труда и физкультуры в процессе обмена веществ?

Как протекает обмен веществ у людей разного возраста?

От чего зависит суточный расход энергии человека?

Для обеспечения человека пищей, соответствующей его энер­гетическим затратам и пластическим процессам, необходимо оп­ределить суточный расход энергии. За единицу измерения энерге­тических затрат человека принята внесистемная единица количе­ства теплоты - калория (1 кал = 4,1868 Дж).

В течение суток человек тратит энергию на работу внутренних органов (сердца, пищеварительного аппарата, легких, печени, почек и т.д.), теплообмен и выполнение такой деятельности, как работа, учеба, домашний труд, прогулки, отдых и т.д. Энергия, затрачиваемая на работу внутренних органов и теплообмен, на­зывается основным обменом. При температуре воздуха 20 °С, пол­ном покое, натощак основной обмен составляет 1 ккал и 1 ч на 1 кг массы тела человека. Следовательно, основной обмен зависит от массы тела, а также от пола и возраста человека (табл. 3.1).

Для определения суточного расхода энергии человека введен коэффициент физической активности (КФА) - это соотношение общих энерготрат на все виды жизнедеятельности человека с ве­личиной основного обмена.

Коэффициент физической активности является основным фи­зиологическим критерием для отнесения населения к той или иной трудовой группе в зависимости от интенсивности труда, т.е. от энергозатрат, разработан Институтом питания АМН в 1991 г.

Всего определено 5 трудовых групп для мужчин и 4 для жен­щин. Каждой трудовой группе соответствует определенный коэф­фициент физической активности (табл. 3.2).

Для расчета суточного расхода энергии необходимо величину основного обмена (соответствующую возрасту и массе тела чело-


Таблица 3.1

Таблица основного обмена взрослого населения в зависимости от массы

тела, возраста и пола*

Мужчины (основной обмен), ккал Женщины (основной обмен), ккал
Масса тела, кг 18...29 лет 30...39 лет 40...59 лет 60...74 лет Масса тела, кг 18...29 лет 30...39 лет 40...59 лет 60...74 лет
1 180
1 350 1 150 1 120
1 500 1 300 1 190 1 160 1 100
1 360 1 300 1 260 1 220 1 160
1 380 1 340
1 720
1 700 1 570 1 530
1 780 1 510
1 500

* Данные, разработанные НИИ питания АМН и утвержденные Главным государственным санитарным врачом 08.05.1991 г. № 5786 - 91.



века) умножить на коэффициент физической активности (КФА) определенной группы населения.

I группа - работники преимущественно умственного труда,
очень легкая физическая активность, КФА - 1,4: научные работ­
ники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ,
контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управле­
ния, медработники, работники учета, секретари и т.д. Суточный
расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет
1800...2450 ккал.

II группа - работники, занятые легким трудом, легкая физи­
ческая активность, КФА - 1,6: водители транспорта, работники
конвейеров, весовщицы, упаковщицы, швейники, работники

Таблица 3.2 Соответствие коэффициента физической активности группам труда

Мужчины Женщины
Группа труда КФА Группа труда КФА
I 1,4 I 1,4
II 1,6 II 1,6
III 1,9 III 1,9
IV 2,2 IV 2,2
V 2,5 V -

радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, са­нитарки, работники связи, сферы обслуживания, продавцы пром-говаров и др. Суточный расход энергии в зависимости от пола и возраста составляет 2 100...2 800 ккал.

III группа - работники средней тяжести труда, средняя физи­
ческая активность, КФА - 1,9: слесари, наладчики, настройщи­
ки, станочники, буровики, водители экскаваторов, бульдозеров,
угольных комбайнов, автобусов, врачи-хирурги, текстильщики,
обувщики, железнодорожники, продавцы продтоваров, водники,
аппаратчики, металлурги-доменщики, работники химзаводов,
работники общественного питания и др. Суточный расход энер­
гии в зависимости от пола и возраста составляет 2 500... 3 300 ккал.

IV группа - работники тяжелого физического труда, высокая
физическая активность, КФА - 2,2: строительные рабочие, по­
мощники буровиков, проходчики, хлопкоробы, сельхозрабочие
и механизаторы, доярки, овощеводы, деревообработчики, метал­
лурги, литейщики и др. Суточный расход энергии в зависимости
от пола и возраста составляет 2 850... 3 850 ккал.

V группа - работники особо тяжелого физического труда, очень
высокая физическая активность, КФА - 2,5: механизаторы и сель­
хозрабочие в посевной и уборочный периоды, горнорабочие, валь­
щики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики неме­
ханизированного труда, оленеводы и др. Суточный расход энер­
гии в зависимости от пола и возраста составляет 3 750...4 200 ккал.

Контрольные вопросы

1. Что такое обмен веществ?

2. Какие факторы влияют на обмен веществ?

3. Какова роль труда и физкультуры в процессе обмена веществ?

4. Как протекает обмен веществ у людей разного возраста?

5. От чего зависит суточный расход энергии человека?

6. Что такое основной обмен?

7. К какой трудовой группе относится повар? Каков у нею расход
энергии?

Занятие № 3.

Тема: Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии

Цель: сформировать умение определять энергорасход и рассчитывать энергопотребление, анализировать пищевой рацион и активность двигательного режима.

Задачи:

    систематизировать знания об основном и общем обмене веществ;

    сформировать умение определять суточный расход энергии человека в зависимости от трудовой деятельности;

    сформировать умение рассчитывать энергопотребление;

    ознакомить с основными принципами составления и оценки пищевого рациона и сформировать умение анализировать пищевой рацион;

    формировать умение анализировать результаты исследования;

    способствовать формированию у студентов мотивации на здоровый образ жизни и его реализации.

Материалы и оборудование: таблицы с нормативами энергозатрат при разных видах деятельности, в том числе для спортсменов, образец меню-раскладки, таблицы химического состава пищевых продуктов, таблица примерной энергетической ценности отдельных блюд, таблица массы наиболее часто употребляемых пищевых продуктов, таблица суточной потребности в основных пищевых веществах и энергии, калькулятор.

Вопросы для самоподготовки

    Понятие об обмене веществ и энергии. Основной и общий обмены веществ.

    Общие проявления нарушений обмена веществ.

    Обмен белков и его регуляция. Нарушения обмена белков.

    Обмен липидов и его регуляция. Нарушение обмена жиров.

    Обмен углеводов и его регуляция. Нарушение обмена углеводов.

    Обмен воды и минеральных солей, регуляция. Нарушение обмена воды и минеральных солей.

    Взаимосвязь обменов веществ.

    Физиологические основы питания.

Перечень лабораторных работ

Работа № 1. Определение суточного расхода энергии.

Работа № 2. Определение суточной калорийности питания.

Литература: 1, 2, 6, 7, 9.

Лабораторные работы

Работа № 1. Определение суточного расхода энергии.

Задача: определить суточный расход энергии хронометражно-табличным методом и сопоставить результаты с гигиеническими нормативами суточных энергозатрат для лиц разной профессиональной принадлежности, оценить интенсивность двигательного режима.

Теоретическое обоснование

Общий суточный расход энергии складывается из величины основного обмена, рабочей прибавки, энергии на специфическое динамическое действие пищи. Основным обменом называют минимальный уровень обмена веществ и энергетических затрат. На протяжении суток человек выполняет разные виды работы, затрачивая при этом неодинаковое количество энергии. В связи с этим вид работы определяет общие энергозатраты организма.

В основе хронометражно-табличного метода лежит хронометраж, т. е. время (в минутах), затраченное на выполнение разнообразной деятельности в течение суток.

В современной литературе приводятся гигиенические нормативы суточных энергозатрат для лиц разной профессиональной принадлежности:

I группа – работники умственного труда: руководители предприятий, медики (кроме хирургов), педагоги, научные работники, писатели, работники печатной отрасли, журналисты, студенты.

Суточный расход энергии составляет для мужчин 2550–2800 ккал, для женщин 2200–2400 ккал, т. е. в среднем 40 ккал/кг массы тела;

II группа – работники легкого физического труда (рабочие автоматизированных линий, швейники, агрономы, ветеринары, медсестры, продавцы промтоваров, тренеры, инструкторы по физической культуре).

Суточный расход энергии составляет 3000–3200 ккал для мужчин и 2550–2700 ккал для женщин; в среднем 43 ккал;

III группа – работники среднего по тяжести труда (водители, хирурги, работники пищевой промышленности, продавцы продовольственных товаров, работники водного транспорта).

Суточный расход энергии составляет 3200–3650 ккал (муж.) и 2600–2800 ккал (жен.), на 1 кг массы в среднем 46 ккал;

IV группа – работники тяжелого физического труда (строители, сельхозрабочие, механизаторы, металлурги, спортсмены).

Суточный расход энергии составляет 3700–4250 ккал (муж.) и 3150–2900 ккал (жен.), 53 ккал/кг массы;

V группа – лица особо тяжелого физического труда (сталевары, лесорубы, шахтеры, грузчики).

Суточный расход энергии составляет 3900–4300 ккал у мужчин (61 ккал/кг); для женщин этот расход не нормируется. Вышеуказанные цифры энергозатрат

ориентированы на мужчин и женщин среднего веса (70 кг и 60 кг, соответственно).

Для лиц 60–74 лет среднесуточный расход энергии составляет 2300 ккал (муж.), 2100 ккал (жен.), старше 75 лет – 2000 ккал (муж.) и 1900 ккал (жен.).

Для лиц, занимающихся спортом профессионально, существуют другие нормативные значения суточных энергозатрат, конкретизированные по видам спорта.

Величина мышечных усилий человека – один из факторов, составляющих здоровый образ жизни, так как она является стимулятором активности всех органов и систем. Величина мышечной деятельности человека может быть:

    оптимальной (соответствующей биологическим потребностям организма);

    чрезмерной (гиперкинезия, гипердинамия)

    недостаточной (гипокинезия, гиподинамия).

Естественно, что достаточными резервами здоровья способен обладать человек с оптимальным двигательным режимом.

Порядок выполнения работы

    Внести в таблицу в порядке очередности виды деятельности, осуществленной в течение предыдущих суток, начиная с утра (таблица 1, столбец 1).

    Указать временной интервал выполнения каждого вида работы (таблица 1, столбец 2).

    Расход энергии на 1 кг веса за 1 мин (4 колонка таблицы 1) определить по данным таблиц 2 и 3 в соответствии с видом деятельности.

    Умножить суммарную цифру энергозатрат (5 колонка таблицы 1) на массу тела, таким образом, получив суточный расход энергии.

    С учетом существования неточностей в расчетном методе к полученной цифре следует добавить 15 % (неучтенные энергозатраты) от суточного расхода. Для этого значение, полученное в п. 5, необходимо умножить на 0,15, а затем суммировать значение суточного расхода энергии и неучтенные энерготраты.

    Внесите данные в таблицу итогового протокола занятия.

Таблица 1 – Определение суточных энергозатрат

Виды деятельности за сутки

Время от…до

Время деятельности в мин

Расход энергии на 1 кг за 1 мин

Энергорасход за время деятельности

0,0648х20=0,1296

0,0155х480=7,44

Работа 2. Определение суточной калорийности питания.

Задача: составить таблицу собственного суточного меню по приемам пищи (выбрать день с наиболее типичным питанием) и определить суточную калорийность питания, познакомиться с основными принципами составления и оценки пищевого рациона.

Теоретическое обоснование

Большой интерес представляет изучение соотношений между количеством энергии, поступающей с пищей и отдаваемой во внешнюю среду. Это так называемый энергетический баланс организма, изучение которого дает материал для расчетов пищевых рационов человека.

В пище содержатся вещества, снабжающие организм энергией (жиры и углеводы) и строительным материалом (белки), а также минеральные соли витамины. Если организм в течение длительного времени получает недостаточное количество пищи (недоедание) или получает в избытке пищевые продукты, богатые энергией (переедание), следует говорить о неправильном питании. Чтобы пищевой рацион был адекватным и стабилизированным, указанные компоненты должны находиться в нем в правильных соотношениях. Рациональное питание должно обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма, высокую работоспособность, у детей – правильно, развитие.

При составлении пищевого рациона следует учитывать соответствие калорийности рациона суточному расходу энергии, а также оптимальное для лиц данного вида труда количество белков, жиров и углеводов. Для определения процентного содержания их в пище и калорийности 100 г продуктов используют специальные таблицы.

Для определения суточной калорийности питания существуют различные методы: лабораторный, меню-раскладки (расчетный).

Лабораторный метод используется для соответствующей оценки питания в условиях лаборатории санэпидстанции, где с помощью специальных методик химическим путем определяется содержание пищевых веществ в пробах продуктов, взятых в столовых, ресторанах, кафе в необходимом количестве в специальную посуду. Учитывается, что пищевые белки и углеводы поставляют организму 4,1 ккал в 1 г, а жиры – 9,3 ккал/г.

Наиболее удобным для учебных целей является метод меню-раскладки . Для этого заполняется таблица собственного питания по нижеприведенному образцу (таблица 4).

В таблицах химического состава пищевых продуктов (таблицы 5, 6) приводятся цифры на 100 г продукта Необходимо сделать пересчет на фактически потребленное количество.

Порядок выполнения работы

    Составьте таблицу собственного меню в соответствии с образцом (таблица 4).

    Блюдо разбейте по составляющим его продуктам, которые должны быть выражены в граммах (таблица 4, столбцы 1 и 2, вспомогательная таблица 7).

    Каждый продукт разложите по всем входящим в него нутриентам, исходя из потребленного количества продукта.

Примечание: при употреблении продуктов в заводской упаковке выкопировать данные по калорийности и содержанию пищевых веществ из указанных в маркировке.

    Сделайте пересчет значений столбца 6 (на 100 г) на фактически потребленное количество в столбце 7.

    Подсчитайте по колонкам суммарное потребление всех нутриентов (белков, жиров и т. д.) и калорий за сутки.

    Сравните полученные в п. 4 значения с нормативными (таблица 8).

    Рассчитайте распределение энергии по приемам пищи, с использованием своей таблицы меню.

Таблица 4 – Образец меню-раскладки

Наименование приемов пищи, продуктов и блюд

Кол-во, г

Основные нутриенты, г

Калорийность, ккал

Общая калорийность, ккал

Углеводы

Хлеб с сыром

Хлеб белый

Чай с сахаром

Оформление итогового протокола занятия № 3.

Тема: …

Цель: …

Материалы и оборудование: …

Работа № 1. …

Работа № 2. …

Отмечаются текущие результаты и фиксируются расчеты.

Таблица – Результаты определения энергорасхода и расчета энергопотребления, анализа пищевого рациона и двигательного режима

Вывод: сделайте общее заключение о степени соответствия энергорасхода энергопотреблению, активности двигательного режима.

При наличии значительных расхождений составьте рекомендации по коррекции энергозатрат (двигательного режима) и оптимизации питания.

Вопросы для самоконтроля

    Что называется основным обменом, от каких факторов зависит его уровень?

    Что называется общим обменом? Из чего он складывается?

    Какими факторами может быть обусловлена избыточная масса тела?

Таблица 5

Примечание. Условные обозначения: 0 – отсутствие пищевого вещества, установленное аналитическим путем; "–" – отсутствие сведений о содержании пищевого вещества; Сл. (следы) – наличие пищевого вещества в количествах, не имеющих практического значения; "*" – зарубежные данные; знак "°" – недостаточно достоверных данных; цифры в скобках – данные, полученные расчетным путем.

Таблица 6

Таблица 7

Суточные энергозатраты складываются из 3-х основных позиций: 1) основного обмена; 2) специфически динамического действия пищевых веществ (повышение основного обмена при утилизации рациона на 1О-15%) и 3) затрат энергии на выполнение различных видов деятельности человека во время работы и отдыха.

Оценить суточные энергозатраты можно лабораторными (прямая и непрямая калориметрия и др.), а также расчетным методами. Наиболее доступным является расчетный метод, позволяющий ориентировочно определить суточные энергозатраты, пользуясь специальными таблицами, в которых указаны средние величины расхода энергии в килокалориях (ккал) за 1 минуту на 1 кг массы тела с учетом основного обмена.

Технология расчета состоит из четырех этапов.

Первый этап - составление детального хронометража деятельности человека за одни сутки (24 часа). Хронометраж должен отражать все виды деятельности человека и их продолжительность в минутах за указанные сутки, включая сон.

Пример составления хронометража :

24.00 – 7.30: сон - 450 мин.

7.30 – 8.00: утренняя зарядка - 30 мин.

________________________________________

Итого: 1440 мин. (24 часа)

Второй этап - расчет величин расхода энергии (энергозатрат) в килокалориях на 1 кг массы тела человека на каждый вид деятельности с использованием таблиц.

Пример расчета :

Всего: (например) 36,18 ккал/кг

Третий этап - расчет величины общих энергозатрат с учетом массы тела.

Допустим, масса тела данного человека - 68 кг. Общие энергозатраты будут составлять:

36,18 ккал/кг умножить на 68 кг = 2460,24 ккал.



Четвертый этап - расчет фактических (валовых) суточных энергозатрат (ккал/сутки) с учетом специфически динамического действия пищевых веществ, которое повышает общие энергозатраты в среднем на 10 %.

В данном примере:

2460,24 + 246,02 = 2706,26 ккал/сутки

Определение индивидуальной потребности в пищевых

Веществах

Известно (физиологически обосновано), что за счет белков рациона должно быть обеспечено 14% всех суточных энергозатрат, за счет жиров - 30%, а за счет углеводов - 56%.

Технология расчета необходимого организму количества белков, жиров и углеводов состоит из двух этапов:

первый этап - расчет количества энергии в ккал, которая должна выделиться при утилизации в организме: а) белков; б) жиров; в) углеводов.

второй этап - расчет необходимого организму количества белков, жиров и углеводов в граммах.

Пример расчета:

Первый этап. Допустим, суточные энергозатраты данного человека составляют 2185 ккал. Из них:

На долю белков должно приходиться 14 %

2185 ккал - 100 % Х = ккал

На долю жиров должно приходиться 30% . Составляем и решаем пропорцию:

2185 ккал - 100 %

Х - 30 % Х = ккал

На долю углеводов должно приходиться 56 % . Составляем и решаем пропорцию:

2185 ккал - 100 %

Х - 56 % Х = ккал

Второй этап. Зная количество калорий, которые должны выделиться при утилизации организмом белков, и учитывая, что при сгорании 1 грамма белка выделяется 4 ккал , находим индивидуальную потребность организма в белках:

305,9 ккал: 4 = 76,475 г белков

Зная количество калорий, которые должны выделиться при утилизации организмом жиров, и учитывая, что 1 грамм жиров при сгорании выделяет 9 ккал , находим индивидуальную потребность организма в жирах:

655,5 ккал: 9 = 72,83 г жиров

Зная количество калорий, которые должны выделиться при утилизации организмом углеводов, и учитывая, что при сгорании 1 грамм углеводов выделяет 4 ккал , находим индивидуальную потребность организма в углеводах:

1223,6 ккал: 4 = 305,9 г углеводов

Таким образом, для того, чтобы организм получил с рационом 2185 ккал, в его состав должно входить 76,475 г белков, 72,83 г жиров и 305,9 г углеводов, при этом соотношение белков, жиров и углеводов будет составлять 1: 0,95: 4 , т.е. отвечать физиологическим потребностям организма.

На практическом занятии студент должен:

Составить детальный хронометраж своего рабочего дня за предыдущие сутки и внести его данные в таблицу;

Составить заключение о величине суточных энергозатрат в соответствии с существующей классификацией тяжести труда населения с учетом возраста и пола;

ПРОТОКОЛ

самостоятельной работы студента

1. Расчет фактических (валовых) энергозатрат студента:

Виды деятельности Продолжительность нагрузки, мин Энергозатраты, ккал/мин/кг Итого, Ккал/мин/кг
1. Сон 0,0155
2. Утренняя зарядка 0,0646
3. Одевание, раздевание 0,0281
4. Личная гигиена 0,0329
5. Домашняя работа 0,0530
6. Приготовление пищи 0,0343
7. Прием пищи 0,0236
8. Ходьба 0,0540
9. Бег 0,1780
10. Езда в транспорте сидя 0,0252
11. Езда в транспорте стоя 0,0267
12. Конспектирование лекции 0,0289
13. Практические занятия стоя 0,0360
14. Практические занятия сидя 0,0309
15. Ответ у доски 0,0372
16. Работа в операционной 0,0316
17. Уход за взрослыми больными 0,0330
18. Уход за больным ребенком 0,0310
19. Работа на ПЭВМ 0,0289
20. Вождение автомашины 0,0363
21. Занятие спортом (в среднем) 0,2086
22. Чтение про себя 0,0209
23. Чтение вслух 0,0250
24. Отдых лежа, без сна 0,0183
25. Отдых сидя 0,0229
26. Подготовка к занятиям 0,0309
27.
28.

Всего: минут = ккал =

Масса тела (МТ) - ______ кг

Общие энергозатраты (ОЭ) = _________ ккал умножить на (МТ) _____кг =________ ккал

Повышение основного обмена (ПОО) на 1О % составляет _________ ккал

Валовые энергозатраты равны (ОЭ)_________+(ПОО)_________= ____________ккал/сутки

2. Расчёт необходимого количества белков, жиров и углеводов в граммах (см. первый этап):

белков__________________________________________г;

жиров___________________________________________г;

углеводов________________________________________г.

Заключение

Подпись Подпись

студента преподавателя

Место для расчетов и заметок

Контрольные вопросы

1. Что понимают под термином “энергозатраты человека”?

2. Какие Вы знаете методы определения затрат энергии человеком?

3. Какой из существующих методов определения суточных энергозатрат человека наиболее часто применяется на практике?

4. Из чего складываются суточные энергозатраты человека?

5. Что такое “специфически-динамическое действие пищи (или пищевых веществ)”?

6. Какова величина “специфически-динамического действия пищи”?

7. Что такое “основной обмен”?

8. Какова в среднем величина “основного обмена” у женщины, у мужчины?

9. Какие факторы оказывают влияние на величину “основного обмена”?

10. Как отражается на величине “основного обмена” возраст человека?

11. Как отражается на величине “основного обмена” пол человека?

12. Как отражается на величине “основного обмена” температура окружающей среды?

13. Как отражается на величине “основного обмена” состояние здоровья человека?

14. Какие гормоны повышают величину “основного обмена”?

15. Какие гормоны понижают величину “основного обмена”?

16. В каких единицах оценивается величина “основного обмена”?

17. Что Вы понимаете под термином “нерегулируемые” энергозатраты?

18. Что Вы понимаете под термином “регулируемые” энергозатраты?

19. Как отражается на потребности человека в энергии его деятельность?

20. Что такое “энергетический баланс”?

21. Какова технология расчета фактических (валовых) суточных энергозатрат человека?

22. Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма белка?

23. Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма жира?

24. Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма углеводов?

25. Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления белков?

26. Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления жиров?

27. Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления углеводов?

28. В каких единицах оценивается энергетическая ценность белков, жиров, углеводов?

29. Как, зная суточные энергозатраты человека, можно рассчитать необходимое количество белков, жиров, углеводов для компенсации данных энергозатрат?

30. На какие группы делится население в существующей классификации труда по степени его тяжести?

31. Какие принципы заложены в существующую классификацию населения по степени тяжести труда?

32. Представители каких профессий составляют первую группу в классификации населения по степени тяжести труда?

33. Представители каких профессий составляют вторую группу в классификации населения по степени тяжести труда?

34. Представители каких профессий составляют третью группу в классификации населения по степени тяжести труда?

35. Представители каких профессий составляют четвертую группу в классификации населения по степени тяжести труда?

36. Представители каких профессий составляют пятую группу в классификации населения по степени тяжести труда?

37. На какие возрастные группы разделено взрослое трудоспособное население в классификации труда по степени его тяжести в зависимости от половой принадлежности?

38. Каковы энергозатраты студентов мужчин и женщин?