Методическая разработка "логопедическая тетрадь". Положительный опыт оформления логопедической тетради детей и методика работы по коррекции звукопроизношения у детей логопедической группы в детском саду Индивидуальная логопедическая тетрадь ребенка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

дневник

педагогической практики

4 курса

Специальности «Логопедия»

_________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Б аза практики

Курсовой руководитель практики

Руководитель практикой в базовом учреждении ____________________________

_____________________________________________________________________

Директор _____________________________________________________________

Владивосток, 2013 г.

1 неделя

Общее знакомство студентов с образовательным учреждением, логопедическим кабинетом и организацией коррекционно-развивающей работы с учащимися

Задания

1. Знакомство со всеми видами документации учителя-логопеда (порядок приема и обследования, комплектования группы и подгруппы детей, с речевыми нарушениями, характер и форма ведения документации учителя-логопеда школьного логопункта, Центра диагностики и консультирования).

2. Подготовка и проведение нейропсихологического и логопедического обследования 5 детей с речевыми расстройствами. Выявление структуры дефекта, определение сохранных функций, итоговое логопедическое заключение и составление плана коррекционной индивидуальной и групповой работы с детьми на период практики (см. приложение3). Оформить речевую карту по каждому ученику.

3. Посещение уроков, проводимых логопедом (учителем) школы (по 3 занятия в день).

Задание 1. Документация логопедического кабинета

1. _________ Перспективный план работы на год_____________________________________

2. _________ Индивидуальная логопедическая карта__________________________________

3. _________ Карты диспансерного учёта больных____________________________________

4. _________ Журналы посещаемости детей логопедических занятий____________________

5. _________ Индивидуальные тетради детей________________________________________

6. _________ Расписание логопедических занятий_ ___________________________________

7. _________ Поурочные планы работы_____________________________________________

8. _________ Индивидуальные перспективные планы на детей_________________________

9. _____________________________________________________________________________

10. _____________________________________________________________________________

Задание 2.1. Обследование учащихся

Дата обследования

Ф.И. учащегося

Предварительное заключение

ОНР 2 уровня

Сенсорная алалия

ОНР 2 ур., системное недоразвитие речи

Ринолалия, акуст. дисграф., дислексия

Недоразвитие речи

Задание 2.2. Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 2. 3. Оформление речевой карты на каждого обследуемого ученика (в 2-х экземплярах) в соответствии с речевым нарушением.

Задание 2.4. Составление перспективного плана работы (см. приложение 3).

Основные с ________дисграфией_______________________

1. ____________ формирование зрительного анализа и синтеза _____________________________

2. _______________ формирование пространственных представлений_________________________

3. _______________ формирование умения деления предложения на слова ___________________

4. _______________ формирование лексико-грамматического строя речи ____________________

5. ______________ формирование познавательных процессов: коррекции, памяти, внимание ___

6. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления коррекционной работы с ____дислексией___________________________

______________________________________________________________________________________

1. _______________________ четкое представление о звуковой структуре слога ______________

2. _________________________ фонематический анализ ___________________________________

3. ________________________ обобщенное представление о слоге __________________________

4. ___________________ формирование фонематического восприятия _______________________

5. ____________________ различение оппозиционных звуков ______________________________

6. ________ формирование пространственных представлений зрительного анализа и синтеза ___

Задание 3. Анализ занятий, проводимых учителем-логопедом:

План анализа логопедического занятия по

  1. Дата проведения 11 февраля
  2. Вид занятия Индивидуальное
  3. Тема занятия: Автоматизация звука [С]
  4. Этап логопедической работы:
  1. Группа (класс): 3 Б
  1. Цель занятия: автоматизация звука [С]
  1. Задачи:

–Коррекционные речевые:

Сформировать умение правильного произнесения звука [с];

Дать характеристику и правильную артикуляцию звука [с];

Научить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

–Коррекционные неречевые:

Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

Развивать умение понимать обращенную речь;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивать общую моторику.

–Педагогические задачи:

Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

Развивать самоконтроль и ответственность

Предварительная работа:

Материал: схема артикуляции звука, картинки со звуком [с], кружочки гласных и согласных звуков, картинка [сова], ватка, шпатель (шпашка), спирт.

Общий вывод по занятию:

1. Соответствует ли структура занятия его цели и задачам?

Организационная структура урока соответствует целям и заданиям.

2. Прослеживается ли логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия?

Этапы урока между собой последовательны и логичны.

3. Насколько целесообразно распределение времени по этапам занятия?

Время урока распределялось соответственно методическим требованиям.

4. Рационально ли использовано оборудования кабинета?

Оборудование кабинета использовалось рационально: применялось на уроке музыкальное сопровождение.

5. Имело ли место организация начала и конца занятия?

Структура урока не нарушалась: чётко было разграничено время на все этапы урока.

6. Насколько оптимальным был темп ведения занятия?

Темп ведения урока был спокойный, ровный.

7. Был ли у логопеда план занятия и какова степень его выполнения?

План урока у логопеда был, и он весь реализовывался на уроке.

8. Соответствовал ли уровень сложности заданий речевым возможностям пациентов?

Уровень сложности заданий соответствовал речевым возможностям ребёнка

Индивидуальная тетрадь ребенка - это тетрадь взаимосвязи между логопедом, воспитателями и родителями. Представляет собой удобную форму организацииработы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители и воспитатели.

На первой странице тетради логопедом записывается фамилия, имяребенка, дата рождения, номер группы, график консультаций, нарушения звукопроизношения ребенка.

Индивидуальная тетрадь состоит из четырех разделов:

· Коррекциянарушенийзвукопроизношения;

· Развитиелексико-грамматического строя речи;

· Развитиекрупной и мелкой моторики;

· Подготовка к обучению грамоте.

Раздел«Коррекциянарушенийзвукопроизношения» включает артикуляционные упражнения, систематические записи логопеда о ходеиндивидуальной коррекционной работы.

Раздел«Развитие лексико-грамматического строя речи» заполняется родителями и воспитателями постепенно, регулярно в соответствии с перспективным тематическим планом логопеда(см.карточку «рекомендации для родителей» ) с учетом программыТ.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной«Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» включает в себя тематические стихи, потешки, чистоговорки (см. карточку «рекомендации для родителей») . Данный материалдети могут заучивать в выходные днис родителями, а в дальнейшемон используется при проведении физминуток или динамических паузна различныхзанятиях.

Материалраздела «Подготовка к обучению грамоте»

В ходе коррекционного часа(по расписанию возрастной группы) воспитатель занимается по индивидуальным тетрадям, использует записи и рекомендации логопеда в разделе «Коррекция нарушений звукопроизношения». Воспитатель может самостоятельно подбирать игры и упражнения для выполнения данных рекомендаций.

Например(записьлогопеда в тетради):

С-автоматизациязвукав словахвобратномслоге

- СпишитесловаизпособияА.И. Богомоловойна стр.39 - 40.Сначала отрабатываемте слова, в которых звук«С»вконцеслова.

Воспитатель, используяданныйречевой материал,готовит и проводит сдетьми игры и игровыеупражнения(«Запомни и назови», «Речевоелото», «Веселыйсчет»ит. п.

В случаенеобходимостивоспитатель оформляет индивидуальнуютетрадь всоответствии стематической карточкойлогопеда(см. карточку«рекомендациидляродителей»).

Воспитатели вечером передают индивидуальные тетради родителям, чтобы те дома могли закрепить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в речевом развитии ребенка.

Контроль за ведением и оформлением тетради проводит учитель -логопед.

    Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.

    Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.

    Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

    Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

    Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.

    Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

    Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

    Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.

    Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

    Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью! ).

Приложения

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 7

Работа учителя-логопеда Работа с детьми

1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

2. Учет детей с нарушениями речи.

3. Логопедическая помощь для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

4. Логопедическая помощь для коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

5. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.

6. Логопедические занятия с детьми 5-7 лет по индивидуальным программам.

7. Оформление индивидуальных речевых карт.

8. Ведение индивидуальных тетрадей.

9. Оформление аудиозаписей произношения звуков.

10. Проведение подгрупповых занятий (по признаку однотипности нарушений звукопроизношения):

Работа над формированием и развитием фонематического слуха;

Коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;

Предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

Коммуникативное общение.

Работа с документацией

1. Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.

2. Оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей.

3. Календарный план работы на каждый день (учет рабочего времени).

4. График работы.

5. Списки детей по составу логопедических групп (2-3 раза в течение года).

6. Журнал - учет посещаемости.

7. Тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения.

8. Участие в экспериментальных программах.

9. Оформление папки «Из опыта работы».

10. Подготовка документов к аттестации на высшую категорию.

Работа с воспитателями и педагогами

1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.

2. Индивидуальное консультирование воспитателей.

3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.

4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.

Тетради с домашним заданием логопеда родителям

Как оформлять тетради для домашних заданий логопеда? У каждого ребёнка должна быть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.).

Задания логопеда родителям включают в себя основные разделы: Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

Родителям на внутренней стороне первой обложки даются рекомендации по домашней работе с ребенком. Например: «Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности».

Памятка логопеда родителям (правила занятий с ребёнком дома).

Заниматься с ребёнком дома ежедневно. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке Время проведения занятий 10-15 минут Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий. Выполняйте только то, что требуется в задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание логопеда для родителей

Задание по совершенствованию лексико-грамматических категорий. Предназначено для домашнего выполнения....

Рекомендации для родителей по выполнению домашних заданий логопеда

Комплекс артикуляционной гимнастики в тетрадь для домашних заданий

Представлен компплекс артикуляционной гимнастики, который удобно разместить в тетради для домашних заданий ребенка....

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки С-Сь"

Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Кузнецова М.В., учитель-логопед высшей квалификации, МАДОУ ЦРР детский сад №2 “Ромашка” г.Данков, Липецкой области.

Тетрадь назвала “кенгуру”. Она поделена на разделы: общая артикуляционная гимнастика; для свистящих; для шипящих; для звуков [р], [рь]; для звуков[л],[ль];

Комплексы упражнений составлены в виде книжечек. Они собираются и аккуратно вклеиваются в тетрадь по порядку, после “домиков-карманчиков”.

Для обозначения звуков использую немного адаптированные картинки-символы по методике Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Звуковые символы гласных звуков наклеиваю на карточки красного цвета и помещаю в красный конвертик - дети быстрее запоминают эти звуки, называют их поющими. В другой конвертик “губки” - помещаю карточки со схематическим изображением форм губ (а - кружок, о - большой цветочек, у -маленький цветочек, и - лодочка, ы - юбочка.)

Располагая на столе звуковые символы и “губки”, дети пропевают эти звуки, т.е. выполняют упражнение “песенки”.

Далее, выучив с детьми упражнения общей артикуляционной гимнастики, перехожу к комплексу свистящих. В “домике-карманчике” свистящих размещаю звуковые символы свистящих звуков ([с] - воздух выходит из насоса и свистит, [сь] - водичка течет из крана, [з]звенит комар, [зь] звенит маленький комарик, [ц] девочка пригрозила куклам, чтобы тихо сидели). Поставив ребенку, например, звук [с], начинаю автоматизировать его в слогах.

Наглядно показываю это ребенку в упражнении “Дружба”.

Звуковой символ - Насосик идет в гости к Анечке. Говорю детям, что они подружились и сочинили свою песенку –са, если Насосик постучался в левую дверь, и –ас - в правую дверь. Дальше насос идет в гости к Олечке (со,-ос), к паровозику(су,-ус), к пароходику(сы,-ыс). Позже в домик-карманчик для родителей размещаю карточки с речевым материалом по автоматизации поставленного звука в словах, предложениях, связном тексте и т.д. А также произвожу текущие записи о тематике проведении индивидуальных занятий с детьми, заданий воспитателям и родителям по зукопроизношению.

Аналогично провожу работу и по другим группам звуков.

Такое разнообразное и упорядоченное ведение материала в тетради вызывает у детей интерес, дисциплинирует их. Выучив упражнение, дети разукрашивают картинку, обозначающую это упражнение, что вырабатывает у них чувство самоконтроля. Звуковые символы способствуют быстрому запоминанию звуков, умению их различать. Такая тетрадь становится настольной книгой ребенка. В течение недели он занимается по ней в детском саду с логопедом и воспитателями, а на выходные берет домой - выполняет задания с родителями.