Странная дружба жилина и дины. Сочинение на тему «Жилин и Дина в рассказе «Кавказский пленник

Жилин - главный герой рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Это русский офицер, попавший в плен к татарам. Жилину неоткуда было ждать помощи, поэтому он пытался спастись самостоятельно.

Жилин внимательно наблюдал за жизнью татар. Он подружился с девочкой Диной, дочерью татарского атамана, которая приносила ему хлеб и воду. Это была девочка «тоненькая, худенькая, лет тринадцати».

Сначала Дина боялась Жилина, ставила ему еду и сразу убегала. Но Жилин сделал ей несколько забавных кукол из глины, и Дина перестала бояться. Она начала тайком приносить ему молоко и жареную баранину.

После того как Жилин с Костылиным пытались сбежать и их снова поймали, татары собирались убить своих пленников. Дина прибежала ночью к яме, где они сидели, и рассказала все Жилину. Ей было жалко его, ведь она чувствовала, что он хороший человек. Она помогла ему сбежать во второй раз, хотя ее могли за это очень строго наказать, если бы кто-то узнал.

Жилин тоже полюбил Дину: прощаясь с ней, он тепло ее поблагодарил и со слезами сказал: «Прощай, Динушка, век буду тебя помнить». Он жалел, что не сможет больше делать ей кукол.

История Жилина и Дины учит нас тому, как важно быть добрыми друг к другу даже в самых трудных ситуациях. Жилин сделал для Дины кукол просто потому, что был добрым человеком и любил детей. Дина почувствовала его доброту и спасла ему жизнь. Как говорит пословица, как аукнется, так и откликнется!

>Сочинения по произведению Кавказский пленник

Жилин и Дина

События, происходящие в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник», относятся к периоду Кавказской войны во времена правления Николая­I. Главные герои произведения русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, что Жилин и Дина принадлежат разным народам и относятся к разным возрастным категориям, они быстро находят общий язык. Впервые Дина, дочь аульского татарина, увидела Жилина, когда он после бессонной ночи в плену попросил воды.

Жилина поразило то, что такая маленькая и хрупкая девчушка несет на голове кувшин, полный воды. В свою очередь, Дина была поражена тем, как жадно этот пленный пил воду. Она смотрела на него вначале, словно на дикого зверя. Когда он ей вернул кувшин, она резко отпрыгнула. Со временем Жилин привык к местной атмосфере. В свободное время он мастерил глиняных кукол. Одну из таких кукол взяла себе Дина. Она тут же нарядила ее в красные лоскуты и нянчила, словно ребенка. Когда старая татарка сломала эту куклу, Жилин смастерил для нее новую. В благодарность она стала носить ему молоко, лепешки и мясо. Так началась их крепкая дружба.

Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как на Костылина он положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца. Во второй раз Жилину помогла именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась. Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.

Дружба Дины и Жилина – это одна из главных сюжетных линий рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Таким образом, автор хотел подчеркнуть значимость смелости и преданности в характере человека. Возраст не имеет никакого значения. Такие качества, как отвага, отзывчивость, преданность заложены в человеке с самого детства, также как и малодушие, трусость и слабость духа. Как оказалось, тринадцатилетняя девочка способна быть более преданным другом, нежели взрослый офицер.

События, которые описывает Л.Н. Толстой в рассказе, происходят во время войны на Кавказе. Главные герои произведения два офицера, которые попали в плен, и Дина - дочь горца Абдул-Мурата. Горец хозяин пленников.

Основа сюжета рассказа - дружба татарки Дины с русским офицером Иваном Жилиным. Дружба эта начала зарождаться не с первого дня их знакомства. Два разных по возрасту человека имели разное вероисповедание, принадлежали не только к разным народам, но и к разным слоям общественной лестницы.

Жилин — русский офицер, который отбывал службу на Кавказе. Иван среднего роста, худощавый, с добрыми глазами. По происхождению он дворянин. Матери своей Иван постоянно высылал деньги. А поскольку офицер был холост, мать искала ему невесту. Жилин, когда попал в плен, ехал домой, чтобы познакомиться с будущей невестой. Попав в плен, Жилин ведет себя, как подобает русскому офицеру. Иван отгоняет грусть и страх, не отчаивается, оказавшись в плену, составляет планы побега, в то же время занимаясь какими-либо делами. Он мастерит татарским ребятишкам игрушки из глины, ремонтирует оружие, даже помог вылечить татарина. Молодой офицер добр и трудолюбив, помогает всем, кто нуждается в помощи.

Дина — девочка лет тринадцати, похожая внешне на отца, смешливая, но немного пугливая.Одета всегда в длинное платье. Отзывчивая, добрая, преданная, способная сострадать. Именно эта девочка стала другом Ивана.

Поначалу Дина побаивалась русского, но однажды она увидела глиняную куколку, одетую в татарские одежды, оставленную Жилиным для нее. Пока Жилин не ушел в сарай, девочка с другими татарскими детьми рассматривала ее, поставленную Иваном на крыше сарая, а когда он ушел, схватила куклу. Для девочки эта кукла стала едва ли не единственной игрушкой.

После этого случая дружба между этими людьми начала крепнуть. Жилин сделал девочке другую куклу, когда первую игрушку сломала старуха. А девочка тайком приносила пленному еду, потому как знала, что русских пленных кормили плохо.

И именно Дина, услышав случайно, что офицеров собираются убить, помогла Жилину.Она опустилаему в яму длинную палку, чтобы Иван мог вылезть оттуда, сбить кандалы и сбежать. Девочка знала, что ее ждет наказание, если станет известно о ее поступке, но сделала это. Маленькая татарка принесла своему другу лепешки, чтобы он не голодал в дороге.

Благодаря Дине Жилин вскоре вернулся в гарнизон. Пустившиеся в погоню татары, потерпели неудачу. Трусливый же Костылин пробыл в плену еще более месяца, пока не пришел выкуп за него. Кажется, дружба Дины с Жилиным была настоящей, искренней. Девочка ради своего друга совершила такой поступок, который не всегда могут совершить взрослые. Она спасла жизнь Жилину.

Рассказывая об одном случае, произошедшем во время кавказской войны, автор раскрыл истинный патриотизм и мужество настоящего русского офицера, характеризующиеся стремлением к свободе и победе, умением стойко переносить лишения, не забывая при этом о человечности, любви к детям и сострадании.

Жилин и Дина сочинение 5 класс

План

1. Исторический фон рассказа.

2. Жилин и Дина

2.1. Первое знакомство.

2.2. Дружеские узы.

3. Дружба в понимании Л. Н. Толстого .

В основу рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник” легли реальные исторические события - жестокая война, начавшаяся в начале XIX века. Противниками российских войск выступали преимущественно горцы главного Кавказского хребта, которые совершали постоянные вооруженные набеги на русские земли.

Боевые действия приводили к страшным человеческим потерям как с одной стороны так и с другой. Многие солдаты и офицеры были захвачены в плен. Одним из таких мужественных воинов был и Жилин. Это был благородный честный офицер, сильный и смелый, добрый и находчивый. Попав в плен к татарам, он не пал духом, хотя иногда и испытывал тоску и отчаяние.

Перенести все испытания жестокого пленения мужчине помогло общение с юной татарской девочкой. Впервые он увидел ее с тяжелым кувшином на голове. Тринадцатилетняя Дина несла воду, и узник попросил ее попить. Девочка очень боялась подойти к нему и даже отпрянула от кувшина, который ей вернул узник. Но ее сердце было покорено, когда Жилин смастерил куклу и одел ее в татарскую одежду.

Дина, лишенная обычных детских развлечений и игрушек, с интересом посматривала на эту забаву и впоследствии с радостью забрала ее себе. Через некоторое время мужчина соорудил еще различные фигурки, которые также подарил девочке. За это юная татарка прониклась к плененному воину любовью и уважением. Тайком она приносила ему еды и питья, общалась с ним и даже была готова помочь ему бежать.

Глухой ночью Дина сбросила длинную палку в ров, где находились пленные. Так Жилин смог выбраться на поверхность. Как горько девочке было прощаться со своим русским другом! Она понимала, что ее могут серьезно наказать за помощь узнику, но больше всего ее тревожила вечная разлука. Со слезами на глазах Дина помогала Жилину разбить кандалы, но не смогла. Каким чутким и печальным было прощание смелого офицера и маленькой девочки… "Прощай Динушка, век буду помнить тебя", сказал он ей.

На примере Жилина и Дины автор хотел показать, какой должна быть настоящая дружба. Истинная дружба не имеет границ - ни возрастных, ни национальных, ни социальных. И самое главное - истинная дружба подтверждается хорошими делами.

10199 0

Статьи по теме

Кавказский пленник сочинение по плану 5 класс 1 вариант План 1. Жилин и Костылин 2. Характеристика военнопленных 3. Мое мнение Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Дина образ и характеристика героини произведения Кавказский пленник 1. Введение. Дина - персонаж рассказа Л. Н. Толстого "Кавказский пленник". Это дочь Абдула Мурата, у которого в плену находятся Жилин и Костылин. В образе Дины раскрываются

План 1. Введение 2.Служба Жилина и обстоятельства пленения 3.Поведение в плену 4.Первый побег 5.Второй побег 6.Итоги Жилин - главный персонаж рассказа Л. Н. Толстого "Кавказский пленник". Этот образ символизирует собой настоящего русского

Тема урока: Дружба Жилина и Дины.

(По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».)

Цели урока:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Ход урока.

    Организационный момент.

Прошу ребят настроиться на активную плодотворную работу и пожелать друг другу хороших оценок.

    Мотивация урока. Работа с пословицами, записанными на доске.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Жаль друга, да не как себя.

Друг познаётся на рати да при беде.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

Определите их тему. О чём они? (О дружбе).

Прошу ребят подумать, есть ли какая-то связь между темой урока и пословицами, о которых мы говорили. (Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной).

Вывод: да, сегодня мы будем с вами говорить о том, какую роль сыграла в судьбе Жилина маленькая героиня Дина.

    Изучение учебного материала. Работа с содержанием рассказа.

Ребята, откройте, пожалуйста, 6-ю главу. После побега (который как можно назвать? – неудавшийся) Жилин и Костылин сидят в глубокой яме. Костылин окончательно разболелся, И Жилин совеем приуныл. Они живут ежедневно под страхом смерти. Давайте посмотрим, как об этом пишет автор? Каким он называет их жильё?

(Совсем дурным).

Кто же поселил надежду в душу Жилина?

Как вводит Толстой её появление, каким словом?

А кто может рассказать, когда началась дружба Жилина с татарской девочкой? Кто первым найдёт и зачитает нам этот эпизод? (глава 3)

С чего же она началась? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните самые важные, на ваш взгляд, слова(кукол лепил, схватила куклу и убежала, лоскутками красными убрала, качает, прибаюкивает).

Вывод: очень понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина –маленькая девочка, любит играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы.

Ребята, давайте попробуем с вами пересказать этот эпизод так, чтобы мы почувствовали радость Дины.

У кого же это получилось лучше всех? Кто сумел интересно рассказать нам о куклах Жилина и Дины?

Продолжаем беседу по содержанию 6-ой главы.

Что узнаёт Жилин из этого разговора? (Его хотят убить).

Почему его хотят убить татары? Он же пленный, у него нет оружию, значит, не опасный. Или, может, можно бояться и безоружного человека? (Да, татары боятся Жилина, он не боится их, не хочет им подчиняться, им не удалось его сломать).

Как же Дина помогает Жилину? Трусит она или нет?

А почему она ему помогает?

Почему Жилин вначале думает про Дину «прыгает, как коза дикая», а позже «как козочка дикая»?

А где мы впервые встречаемся с Диной? Найдите её описание.

Какие суффиксы включает писатель в слова, описывающие Дину? Для чего он это делает? (Чувствуется симпатия автора к этой героине. А ещё нам становится понятно, что на серьёзные поступки способен не только физически крепкий человек. Главное – быть стойким, сильным духовно).

Вывод: Какую же черту характера выделяет в своих героях писатель?

(Доброта).

Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Как называется эта черта? (Сострадание).

На кого похожа Дина? Чем? А какие у неё глаза? А как вы понимаете такое странное сочетание « глаза чёрные, светлые»? (Определением «светлые» писатель говорит не о глазах, а о душе Дины).

Давайте прочитаем сцену прощания Жилина и Дины и подумаем, почему плачет девочка?

Что вы можете сказать в её защиту?

    Закрепление учебного материала.

Какую же сложную проблему ставит Толстой своим рассказом, что хотел показать писатель с помощью Дины?

Актуальна ли она сейчас?

Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от возраста или от национальности?

Можно ли жить без войн? Что для этого нужно?

5. Рефлексия.

Чему научил вас рассказ?

В чём вы хотите быть похожими на Дину?

Какая она, настоящая дружба?

Могут ли дружить люди разных национальностей? Что для этого нужно? Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

6. Домашнее задание: написать сочинение на тему»Спасибо, умница» (можно от лица Жилина, можно от собственного имени)

Составить цитатный план рассказа, например:
1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

Гл мысль произв.-что упорство и мужество всегда побеждают.Писатель осуждает войну между народами и считает ее бессмысленной Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.) - Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?