Создание уголка психологического комфорта в группах детского сада. Консультация «Создание уголка психологической разгрузки в группе детского сада Материалы для оформления уголка советы психолога

Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т.к психологический уголок является реальным инструментом в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать различные потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед педагогами стоит задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создание для этого всех условий. Таким образом, в психологическом уголке необходимо организовать зоны для релаксации и саморегуляции.

Оснащение психологического уголка:

  1. уголок для уединения;
  1. кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
  1. телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
  1. груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;
  1. мишени, мешочки с поролоном для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
  1. набор бумаги для разрывания,
  1. корзина или кольцо для метания бумаги;
  1. коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
  1. стаканчики «одноразовые» для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче
  1. стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
  1. волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
  1. шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;
  2. дидактическая игра «Собери бусы»;
  1. цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
  1. массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
  1. мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

— игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

— стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

— парные пазлы помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

— саморегуляции и релаксации;

— для повышения самооценки;

— развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатёр,палатка), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми с семейными фотографиями, мягкие игрушки

наличие в уголке шатра позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповы-ми фотографиями

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша, куклы «БО-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени

Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время СД, но и в свободной игровой деятельности.

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

«Азбука настроений», «Коврик дружбы», наст.-дидакт.игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений»

Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в до-школьном учреждении.

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

Подиум.медали, «сонные игрушки»

Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоции (после кон-фликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмо-циональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию.

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

«Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик»

На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде.

Игра «Гусеница» формирует умение детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.

При подборе материала для уголков мы использовали разработки Я.А. Павловой, Л.В. Панфиловой и Л.В. Кузнецовой, О.В. Хухлаевой, Г.Д. Черепановой.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Оснащение для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно: для психологической разгрузки дошкольников: обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; обучения воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. Задачи: Создать максимальные условия в группах детского сада для сохранения психологического здоровья каждого ребенка. Активизировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников

2 слайд

Описание слайда:

Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там желательно должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно вылезать и снова включаться в общую суету. Назначение Материалы Зона для психологической разгрузки Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки

3 слайд

Описание слайда:

Назначение Материалы Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, "Мешочки настроений", "Коробочки добрых дел"

4 слайд

Описание слайда:

Варианты названий и оформления календарей настроения. При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции» Календарь настроения Эмоциональная расческа Часики настроения Календарь эмоций (эмоциональный календарь) Эмоциональная корзина и т. д. веселый коврик из остатков пряжи Подушка - обнимушка Назначение Материалы Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр "Азбука настроений", "Коврик дружбы", настольные, дидактические игры: "Что такое хорошо? Что такое плохо?" и т. д., шкатулка с маленькими человечками, "Подушка примирения", "Коробочка примирения", "Доска настроений"

5 слайд

Описание слайда:

Назначение Материалы Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей Подиум, медали, "сонные игрушки«, разные виды театров, мягкие игрушки, маски, медальки

6 слайд

Описание слайда:

«ГУСЕНИЦА». Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела. Назначение Материалы Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде "Твистер", "Гусеница", "Веселый коврик"

7 слайд

Описание слайда:

Шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные струи стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. (можно на дверь в спальную комнату) Назначение Материалы Снятие напряжения Атласные ленты разного цвета

8 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ смотра-конкурса Создать условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка; Активизировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию ма­териалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников; Привлечь родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении смотра-конкурса. КРИТЕРИИ оценки (примерные) Наличие в группе зоны для психологической разгрузки; Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; Эмоционально-развивающие игры, направленных на обучение детей бесконфликтному общению; Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям; Эстетичность оформления психологического уголка; Творчество, фантазия, оригинальность; Целесообразное использование материалов психологического уголка; Презентация психологического уголка воспитателями группы.

Уголки психологической разгрузки.

Современные дошкольники загружены сейчас не меньше взрослых. В процессе роста и развития детям приходится получать и перерабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика может не выдержать такой нагрузки - ребенок капризничает. Вот почему важно, что бы у детей в детском саду была возможность уединиться, восстановиться и прийти в себя.

Поэтому в каждой группе просто необходима специально организованная среда, оснащенная предметами, способствующими снятию напряжения, расширению возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Уголок психологической разгрузки это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Пребывание в таком уголке улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используются сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда. Ориентирован психологический уголок на зону ближайшего развития каждого ребёнка, направленность его интересов, обеспечение свободы выбора и волеизъявления. Полезен он и для создания благоприятного психолого-социального микроклимата в группе, комфортной организации режимных моментов.

Благодаря уголкам психологической разгрузки появилась возможность контролировать и регулировать психологические, интеллектуальные и физические нагрузки, самочувствие и настроение детей, своевременно корректировать их.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться, снизить уровень переживаний.

Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток - успокоить расшалившихся детей, так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается мелкая моторика.

Немаловажные атрибуты психологического уголка, целью которых является научить дошкольников разнообразным способам примирения после ссоры - «коробочка мирилка», «подушка примирения»


«коврик примирения» «остров примирения»


Помогают снять психофизическое напряжение, агрессию «стаканчики для крика», «подушка злости», «копилка плохого настроения», «агрессивный коврик» даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

«Уголок уединения» , призван решать благородную задачу создания ниши покоя.

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей. «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

«Воспоминание о лете» помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение.

Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев свою варежку «Мамины ладошки».

Альбом с семейными фотографиями позволяет детям вновь пережить положительные эмоции, стабилизировать свое внутреннее состояние.

В уголке психологической разгрузки находятся материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр , направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием материалов уголков психологической разгрузки приводит к положительным результатам: дети меньше ссорятся, материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям; они все с большим удовольствием сотрудничают друг с другом, со взрослым, с желанием играют в команде.

Организация психологических уголков в группе детского сада

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.

Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому мы уделяем большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей.

Для родителей помимо традиционной наглядной информации, различных выступлений на родительских собраниях, многочисленных индивидуальных консультаций, мы проводим совместные детско-родительские тренинги, на которых родители учатся общаться со своими детьми и не просто общаться, а лучше понимать и любить их и себя.

Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, мы решили организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива , подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стояла задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:

Уголок для уединения

Кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

Груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

Набор бумаги для разрывания;

Коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

Стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей;

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

Шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Дидактическая игра «Собери бусы»;

Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

Массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

Саморегуляции и релаксации;

Для повышения самооценки;

Развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

А чтобы заинтересовать воспитателей, мы с администрацией решили провести смотр-конкурс психологических уголков и простимулировать его не только благодарностями, но и материально.

Было разработано положение смотра-конкурса с прописанными в нем условиями его проведения, указаны члены жюри и критерии, по которым будут оцениваться уголки. Среди критериев выделены следующие:

Наличие материала по зонам;

Эстетичность и оригинальность оформления;

Целесообразность использования;

Хочется отметить, что эта идея привлекла внимание воспитателей и все приняли самое активное участие.

В жюри вошли: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель и два воспитателя.

Во время организации конкурса мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка. Как его расположить. Решали индивидуально по каждой группе.

Воспитатели проявили свое творчество, отнеслись с пониманием. В некоторых группах уголки расположили в спальне, в одной группе сделали складной уголок, где-то зоны разнесли в разные места.

Во-вторых, где взять средства? Воспитатели многое делали сами. Большую помощь оказали родители. Что-то делали своими руками, что-то приносили из дома.

Во время конкурса самой трудной задачей для жюри стало определение победителей. В каждой группе имелась какая-то своя изюминка. Поэтому первое место было одно, а вторых и третьих по два.

Победители награждались денежной премией и грамотами. Всех остальных участников конкурса поименно мы отметили благодарственными листами, подчеркнув индивидуальность каждого уголка.

Прошло только несколько месяцев с тех пор, как заработали наши психологические уголки, но положительный результат налицо. Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность , раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.

А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению

https://pandia.ru/text/79/219/images/image002_20.jpg" width="229" height="304 src="> https://pandia.ru/text/79/219/images/image004_7.jpg" width="236" height="292">

Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т.к психологический уголок является реальным инструментом в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать различные потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед педагогами стоит задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создание для этого всех условий. Таким образом, в психологическом уголке необходимо организовать зоны для релаксации и саморегуляции.

Оснащение психологического уголка:

  1. уголок для уединения;
  1. кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
  1. телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
  1. груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;
  1. мишени, мешочки с поролоном для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
  1. набор бумаги для разрывания,
  1. корзина или кольцо для метания бумаги;
  1. коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
  1. стаканчики «одноразовые» для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче
  1. стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
  1. волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
  1. шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;
  2. дидактическая игра «Собери бусы»;
  1. цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
  1. массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
  1. мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

— игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

— стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

— парные пазлы помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

— саморегуляции и релаксации;

— для повышения самооценки;

— развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатёр,палатка), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми с семейными фотографиями, мягкие игрушки

наличие в уголке шатра позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповы-ми фотографиями

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша, куклы «БО-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени

Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время СД, но и в свободной игровой деятельности.

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

«Азбука настроений», «Коврик дружбы», наст.-дидакт.игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений»

Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в до-школьном учреждении.

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

Подиум.медали, «сонные игрушки»

Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоции (после кон-фликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмо-циональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию.

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

«Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик»

На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде.

Игра «Гусеница» формирует умение детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.

При подборе материала для уголков мы использовали разработки Я.А. Павловой, Л.В. Панфиловой и Л.В. Кузнецовой, О.В. Хухлаевой, Г.Д. Черепановой.