Сценарий праздника «Сабантуй» в детском саду (средняя группа). Сценарий праздника "Весёлый праздник - Сабантуй" материал (старшая группа) на тему Игры на сабантуй для детей

Валентина Хабарова

Наш веселый Сабантуй

Татарский национальный праздник для детей 5-7 лет

Из истории праздника

Сабантуй-праздник плуга, праздник веселья и труда. Его праздную весной, по окончании посевных работ. Первые упоминания о нем относятся к концу VIII- началу IX веков. (Тогда праздник отмечали перед началом посевных работ.) Сабантуй-один из самых любимых у татарского народа, и его справляют до сих пор. В Республике Татарстан это праздник республиканского значения.

К Сабантую заготавливают подарки. Девушки и женщины вышивают платки, полотенца, готовят национальные блюда для угощения гостей. Перед праздником самый трудолюбивый и воспитанный молодой джигит вместе с друзьями объезжает на украшенной бубенцами и лентами лошади деревню и собирает подарки. Джигиты поют, танцуют, отпускают шутки и прибаутки, желая хозяевам добра, здоровья, счастья, богатства. Собрав подарки, сборщики еще раз объезжают деревню, чтобы продемонстрировать их. Главным призом праздника является овца, ее дарят юноше, победившему в татарской борьбе,-Батыру.

В день праздника с самого раннего утра на большой ярко украшенной поляне собирается народ. Надевают лучшую одежду, многие приходят в национальных костюмах и приносят угощения, приготовленные по рецептам традиционной татарской кухни. Во время праздника чествуют лучших работников, соревнуются в различных играх, поют и пляшут. Каких только соревнований и состязаний здесь нет! Бег в мешках, бег с яйцом в ложке, перетягивание каната, разбивание горшков с завязанными глазами, бой мешками на бревне, лазание по шесту, песенные и танцевальные конкурсы и обязательно-состязание в национальной борьбе и скачки. Заканчивается праздник вручением призов победителям. Во время праздника любой его участник может испытать свои силы в различных единоборствах и найти развлечение по душе.

Особенности организации праздника в детском саду

Организовывая праздник в дошкольном учреждении, мы стараемся следовать общим традициям. Подготовительная работа включает несколько этапов.

Первый этап: беседы о традициях татарского народа, ознакомление с одеждой, кухней, национальными играми и фольклором татарского народа.

Второй этап: изготовление подарков. На этом этапе открывается простор для творчества и фантазии как детей, так и взрослых. Любимое занятие детей-мастерить призы победителям. В подготовке к празднику и в изготовлении подарков принимают участие родители.

На музыкальных занятиях в этот период дети разучивают песни, танцы, потешки, прибаутки, заклички на русском и татарском языках.

Третий этап: сбор подарков. Из каждой группы выбирается ребенок для сбора подарков. Дети в национальных костюмах вместе в педагогом обходят группу и собирают подарки. Под музыку баяна или аккордеона «сборщики» подарков поют песни, танцуют, выкрикивают заклички, а получив подарки, благодарят дарителей, желают им здоровья и добра. Эта чсть подготовки праздника проходит весело.

После сбора подарков дети с нетерпением ждут начала основного события-дня состязаний.

Четвертый этап: украшение участка. Праздник обязательно проводятся на свежем воздухе. Сочная зеленая травка, яркая зелень деревьев, сочетаясь с различными украшениями-разноцветными флажками и ленточками, развешенными на участках рисунками и колокольчиками,-создают праздничное настроения. Украшением участка занимаются взрослые-педагоги и родители.

Для того чтобы праздник прошел успешно, необходимо соблюдать следующие правила.

Праздник должен проходить без заминок. Это требует хорошей подготовки, продуманного сценария и учета мелочей-от организации игр до порядка раздачи угощения.

Праздник должен быть зрелищным, чтобы в нем было не только интересно участвовать, но и наблюдать за ним в роли зрителя. Для этого игры и состязания чередуют с песнями, танцами, стихами в исполнении детей.

Начало и конец праздника должны отличаться торжественностью, настраивающей присутствующих на особое событие, поэтому используются атрибуты государственной символики, поднимается и опускается флаг, исполняется гимн праздника, дети хором произносят девиз праздника.

В празднике участвуют и дети, и взрослые. Взрослые организовывают игры, являются членами жюри. Игры и соревнования должны соответствовать возрасту детей, поэтому для каждой возрастной ступени подбираются или модифицируются свои игры.

Завершение праздника связанно с вручением призов и подарков. Призы должны быть распределены справедливо; ни один ребенок на празднике не должен чувствовать себя обделенным и обиженным.

В конце праздника присутствующих угощают блюдами татарской национальной кухни.

Как правило, в детские сады Татарстана и Башкортостана ходят дети разных национальностей. Но Сабантуй любят дети, независимо от национальной принадлежности и ждут его с нетерпением.

Персонажи, участвующие в празднике:

Ведущий в национальном татарском костюме;

Батыр (богатырь)

Шурале (леший)

Атрибуты для игр: канат, два мешка, маты для борьбы, ложки, два яйца, ведро или глиняный горшок, пустой мешок для Шурале.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на веселый праздник Сабантуй. Сабантуй-это праздник плуга, праздник труда и веселья. Он проводится после окончания весеннего сева. Этот праздник объединяет народы, поднимает наше настроение, радует и веселит.

Исполняется песня «Сабантуй», музыка и слова Г. Гэрэева.

Ведущий: Наступило долгожданное лето, посмотрите, сколько вокруг красок! Наша земля стала похожа на огромный цветной луг, на котором должны жить все в дружбе и мире.

Инсценировка песни: «Разноцветная игра», музыка и слова Б. Савельева.

Ведущий: Ребята, к празднику вы учили стихи на татарском языке. Кто хочет рассказать стихотворение?

Дети читают стихи. Затем все вместе исполняют песню на татарском языке.

Появляется Батыр, он идет мимо площади бодрым шагом, что-то напевает.

Ведущий: Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник?

Батыр: А, вот где вы все собрались! Как красиво украшена поляна! Услышал я, что вы сегодня празднуете Сабантуй, и решил заглянуть к вам на праздник. Порадуете меня веселыми танцами да песнями?

Дети: Да!

Дети исполняют татарский танец «Эпипэ», затем поют русскую народную песню «Ах, вы сени», сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах. Если в детском саду есть дети других национальностей, можно включить мини-концерт песни и танцы других народов.

Батыр: Молодец, ребята! Здорово умеете веселиться. Только мне пора дальше идти, по своим делам. Правда, вот беда! Нес я вам к празднику подарки да торопился. Второпях заблудился. Заблудившись, не заметил, как потерял мешок с угощеньями.

Ведущий: А большой мешок?

Батыр: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!

Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит.

Дети ходят по участку в поисках мешка.

Ребенок: Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит!

Все собираются вокруг мешка.

Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!

Ведущий: Ой, не надо!

Батыр: Почему?

Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится.

Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.

Батыр: И, правда! Что-то странное случилось с моим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать!

Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий.

Батыр: Это что еще такое? Что за чудище лесное?

Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает по участку, изображает, что хочет схватить детей.)

Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, анне то плохо тебе будет!

Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!

Батыр (передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.

Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону.


Шурале вскрикивает.

Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю!

Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.

Ведущий: Дети, кто победил?

Дети: Батыр!

Ведущий: Кто на празднике самый сильный?

Дети: Батыр!

Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун!

Батыр: Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале.)

Шурале: Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно, е выйдет!

Ведущий: Оставим Шурале на празднике?

Дети: Да!

Ведущий: Шурале, будешь с нами играть?

Шурале: Буду, ой, буду! А как?

Ведущий предлагает детям различные состязания-«Бег в мешках», «Бег с яйцом в ложке», «Разбей горшок с завязанными глазами».


В первых двух состязаниях участвуют команды детей. Можно формировать смешанные детско-родительские команды. Тогда участником одной из команд может быть Шурале.

В игре «Разбей горшок» принимают участие отдельные дети. Ребенок выходит на линию старта. На некотором расстоянии от него устанавливается горшок. (Горшок можно заменить алюминиевым ведром.) Игроку завязывают глаза и дают в руку палку. Палку нужно кинуть вслепую, так чтобы она попала по ведру.

Завершается череда соревнований борьбой, в которой принимают участие мальчики. Двое соревнующихся выходят в круг и обхватывают друг друга. По сигналу они стараются уложить друг друга на землю. Победившему присваивается звание «батыр» .


Затем звучит сигнал, после которого начинается награждение детей и взрослых, участвовавших в состязаниях. Можно награждать детей и за исполнение концертных номеров.

В конце праздника Ведущий, Батыр и Шурале раздают присутствующим (в первую очередь детям) сладости.

Резиля Хасаншина

В июне наш детский сад вместе с детьми начальных классов отмечает один из любимых национальных праздников- сабантуй ! Этот праздник стал давно у нас доброй традицией.

Главная особенность праздника - его народность , идущая из глубины веков. И, конечно, что очень важно, воздается дань уважения человеку труда, землепашцу. Сохранение национальных традиций и пропаганда здорового образа жизни – вот основная составляющая праздника .

Открыли сабантуй ведущие в национальных костюмах Резиля Хасаншина и Галия Валиахметова праздничным концертом .

Звучит татарская плясовая музыка. Площадка украшена по – праздничному .

Ведущая : Ребята, а какой сегодня праздник ?

Дети : Сабантуй !

Ведущая :

Правильно.

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй .

Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник . Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе .

Песня-танец «Шома бас» . (Выходят дети рассказывать стихотворения)

1 ребёнок :

Будем мы соревноваться,

Будем с вами мы играть,

Кто сильнее, кто быстрее,

Сможем сегодня мы узнать.

Ведущая :

Ой, как всё красиво, летом. И цветы, и бабочки..

Ребята, а вы играть любите. Давайте поиграем.

Игра “Попрыгаем”.

Давай с тобой попрыгаем.

Раз, два, три!

И ножками подрыгаем.

Раз, два, три!

И ручками похлопаем.

Раз. Два, три!

Давай с тобой покружимся.

Раз, два, три!

И мы с тобой подружимся.

Раз, два, три!

(Танцуя под фонограмму, появляется девчушка-веселушка.)

Веселушка :

Я - девчушка-веселушка,

Непоседа, Хохотушка,

Молоды мои года.

И душой я молода.

Ни минуты не скучаю

И другим скучать не дам!

Танцевать, шутить люблю,

Всех кто рядом, веселю. (танцует)

Веселушка :

Не люблю сидеть на месте.

Петь люблю смешные песни.

Ну, а вы поете здесь?

Среди вас артисты есть ?

Веселушка :

Пели громко, пели дружно

Пели так, как было нужно!

(раздается стук в дверь)

Ведущая : Новый гость? Кто там такой?

Сходи, Милая открой!

(Входят Шурале и Су анасы)

Шурале : Здравствуйте, ребятки. Проходили мимо вашего детского сада и услышали, как вы хорошо читаете стихи, как звонко поете.

Су анасы : Захотелось нам зайти к вам в гости. Ведь вы сегодня праздник справляете ? А какой праздник ?

Дети : Сабантуй !

Шурале : (грустно) Тут как интересно, весело.

Я всегда сижу один.

И ни с кем я не играю.

Не пою? Стихов не знаю!

Ведущая : Не танцуешь?

Шурале :

Просто лень,

Только плачу целый день.

В уголке один вздыхаю

И от скуки помираю. (плачет)

Ведущая :

Ты дружочек, не печалься

Ты, дружочек, не скучай. .

Поскорее вылезай-ка.

Снами вместе поиграй!

Шурале :

Очень весело играли

И не капли не устали.

Вам признаюсь, между прочим,

Мне понравилось тут очень!

Су анасы :

Ребята, а вот мне интересно, этот праздник - Сабантуй когда проводят ?

Дети : Летом!

Су анасы : Ой как здорово. А. я, лето очень люблю.

Летом можно загорать.

И на травке полежать,

За грибами в лес сходить.

В речке рыбы наловить.

Снова лето к нам пришло-

Это очень хорошо!

Дети, а вы знаете как комарики пищат?

А как мухи жужжат?

Как птички поют в лесу?

А кукушка кричит на суку?

Как лягушка квакает?

Ой, какие молодцы!

Ведущая :

Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, давайте отгадаем загадки.

1. Всех известных птиц черней, враг личинок и червей.

В огороде словно врач, ходит важно. Это.. (грач) .

2. Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный гладкий гребешок.

ЭтоПетя.. (петушок) .

3. Красный спрятан корешок.

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко-и в руках.. (морковка) .

4. Небо застлано дождём.

Как же мы гулять пойдём

Не горюй, ведь в огороде

Светит при любой погоде

В деревнях, на дачах, сёлах,

Наше солнышко.. .(подсолнух) .

Ведущая : Приглашаем всех на спортивную площадку.

Игры-соревнования :

1.«Борьба»

2.«Бег в мешках»


3.«Бег с ложками»


Наш самый юный участник


4.«Бой горшков»


5. «Армреслинг»


6.«Бег на лошадях»


Празднуется сабантуй всегда весело и зажигательно. Победителей одаривают подарками.

Праздник завершился чаепитием с блинами возле самовара.

Альбина Тимергалина
«Сабантуй». Сценарий развлечения на участке детского сада для всех возрастных групп

Цель : знакомить с народными праздниками; создать праздничную, радостную, доброжелательную атмосферу.

Задачи :

-образовательные : продолжать знакомить с традициями и обычаями татарского народа : дать представление о празднике сабантуй , вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях ;

-развивающие : развивать коммуникативные навыки; способствовать развитию физических качеств у детей : ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

-воспитательные : воспитывать ответственное отношение к выполнению правил различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Атрибуты : татарские костюмы взрослые, татарские костюмы детские , костюм Антошки, корзина с конфетами, 2 ложки, 2 муляжа яиц, кегли, мяч, 2 подушки, 2 мешка, ориентиры, канат, горшок, повязка, палка, 2 коромысла, 4 ведра.

Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй ! Это самый любимый, самый веселый, самый долгожданный народный праздник! Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. И сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

1 ребенок : На веселый сабантуй

Мы позвали всех друзей .

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть.

2 ребенок : Праздник, праздник к нам пришел

Все об этом знают.

Всюду музыка слышна,

Баянист играет.

3 ребенок : Будем мы соревноваться,

Будем с вами мы играть.

Кто сильнее, кто быстрее,

Сможем мы сейчас узнать.

Ведущая : Ребята, все готовы к соревнованиям? (ответы детей) . Тогда мы проведем разминку.

Игра на скорость (под мелодию песни «В траве сидел кузнечик» )

Вперед 4 шага, назад 4 шага (2 раза)

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Глазками помигаем,

А потом попрыгаем.

Входит Антошка.

Антошка : Всех на праздник позвали , а про меня забыли.

Ведущая : А ты кто такой?

Антошка : Разве вы меня не узнали ? Я ведь Антошка! Взял с собой большую ложку. Раз праздник, значит и угощение будет.

Ведущая : Антошка, Сабантуй – это праздник для тех, кто любит трудиться. А про тебя мы слышали, что ты любишь лениться. Угощенье будет, но только для тех, кто покажет свою ловкость, силу и смекалку.

Антошка : Ребята, я обещаю, что исправлюсь. Я тоже хочу с вами на празднике веселиться.

Ведущая : Разрешим ему, ребята, остаться?

Дети : Да!

Ведущая : Оставайся, Антошка, но у нас будет условие. Покажи нам, какой же ты ловкий.

Игра «Не урони яйцо» (Антошка соревнуется с ребятами

под татарскую музыку)

Входит девушка татарочка.

Ведущая : Ой, ребята, посмотрите, к нам еще гости пришли!

Татарочка : Саумысыз, балалар! Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются) . Я услышала про ваш праздник, и решила прийти посмотреть, есть ли у вас ловкие и смелые ребята.

Ведущая : А как же! У нас все ребята ловкие, смелые и быстрые. Ребята, давайте покажем нашей гостье, как мы играем.

Игра «Юрта» (играют дети старших групп )

Татарочка : А теперь я хочу проверить, кто же у вас самый умный, самый смекалистый. Слушайте внимательно, я загадаю вам загадки.

Антошка : Давай, давай, загадывай! Я тоже очень люблю загадки.

Татарочка загадывает загадки :

1. Бабочка летает,

Солнышко пригревает,

Ягодка созревает,

Когда это бывает? (Летом)

2. На большой цветной ковер

Села эскадрилья,

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

3. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (Пчела)

4. Это что там за стрела

Небо черное зажгла? (Молния)

5. Светит, сверкает,

Все согревает. (Солнце)

Татарочка : Дааа, молодцы, ребята! Все отгадали.

Ведущая : А теперь я приглашаю всех принять участие в национальных играх, где вы покажете свою силу и ловкость.

Соревнования :

1. Бой с мешками

2. Разбей горшок

3. Бег с коромыслами

4. Бег с яйцом в ложке

5. Бег в мешках

6. Перетяни канат

7. Сбей кегли

Общий танец под татарскую мелодию.

Татарочка : Молодцы, ребята! Вы действительно все сильные, смелые, умные и хорошие! И за это я хочу вам дать угощение.

Передает конфеты воспитателям.

Ведущая : Спасибо тебе за угощение! А наш праздник не заканчивается, а продолжается чаепитием. Проходите все к своим столам!

Чаепитие с национальными блюдами на улице.

Антошка : Буду я трудиться,

Не буду я лениться.

И на следующий год

Снова встретимся мы тут.

Татарочка : Всем желаю здоровья, счастья и побольше радостных дней! До свидания!

Все : До свидания!

Антошка и татарочка уходят.

Публикации по теме:

Цель: Познакомить детей с праздником День Нептуна. Задачи: Создать атмосферу доброжелательного отношения друг к другу, радости праздничное.

«Русские народные игрища». Сценарий развлечения для всех возрастных групп РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРИЩА Задачи: -создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение; - приобщать детей и взрослых к русским народным.

Первый день лета, ежегодно, уже сложилась такая традиция. в нашем детском саду проходит развлечение для детей. посвящённое "Дню защиты.

Праздник проводится на участке детского сада, который украшен воздушными шарами. Вед: Здравствуйте дорогие дети, вот и наступило долгожданное.

Сценарий «День знаний 2017» для всех возрастных групп Звучит «Праздничная музыка». Дети по группам входят на площадку д/сада со своей эмблемой группы, у каждого ребенка в руке шарик. Ведущая.

Сценарий праздника «Сабантуй» в детском саду

(средняя группа)

Задачи праздника:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа с детьми:

К празднику площадка украшается шарами, флажками, красивыми полотенцами и платками с татарским орнаментом. Звучит татарская плясовая. Дети встают в круг.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! а какой сегодня у нас праздник?

Дети: Сабантуй!

Ведущая: Правильно! Сегодня мы собрались отмечать татарский народный праздник-Сабантуй. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ. Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.

Мы сегодня с вами тоже подготовились - Какое у вас настроение?


Дети: отличное!

Ведущая: Молодцы!

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Песня «Сабантуй»

(Выходит джигит из сказки «Шурале»)

Джигит: Здравствуйте, ребятки. Проходил я мимо вашего детского сада и услышал, как вы веселитесь, как звонко поете.

А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в татарскую народную игру «Эй, дружок, продай горшок!»

Татарская народная игра «Эй, дружок, продай горшок!»

Молодцы!

Джигит: Внимание, Внимание!

Начинаем соревнование,

Кто ловкий, смелый и умелый,

В круг выходите скорей!

Игры-соревнования:

«Бег в мешках»;

Джигит: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!!!

(бег в мешках)

«Бег с ложками»;

Джигит: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

(бег с ложками)

«Бег с ведрами»;

Джигит: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!!!

(бег с ведрами)

«Бой горшков»

«Перетяни канат »;

(битьё горшков и перетягивание каната)

Джигит : Молодцы, ребята! Вот вам подарки (раздает детям платочки, украшенные татарским орнаментом). А мне пора в дорогу. До новых встреч!

Ведущая Вам понравилось!? (ответы детей) Вот вам сладкое угощение (раздаются конфеты) На этом наш праздник окончен!

Сау булыгыз! До свидания!

Образовательный процесс в школе - стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как основа культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем упадок гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием молодёжи. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание детей всем миром. Поэтому сельская школа может стать первопроходцем в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания учеников, включающей в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности разных народов, наций и этносов нашей страны. Сущность системы - в умелом, педагогически выстроенном использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило - всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный”.

Как же построить образовательный процесс, способствующий воспитанию гражданина, патриота, осознающего причины исторических катаклизмов, не сваливающего вину за негативные процессы современности на дедов и отцов? Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных традициях в нашей школе проводятся различные мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля” (“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак?й”); отмечаются даты рождения писателей и поэтов – наших земляков, например: “Праздник стихов”, посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории; толерантности – приятие других наций, народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств, выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике “Сабантуй”, продолжить ознакомление с традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное воспитание школьников на народных традициях”. М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской литературе для 1-4 классов русских школ. Казань. Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское книжное издательство. 1984г.
  4. Начальная школа”. Ежемесячный научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев - без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине времени, донесший свой аромат, краски до наших дней, ежегодно отмечается в июне - после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и писатель Кенизи Мурад во время одного из своих приездов в Татарстан в связи со сбором материала для книги о великом сыне татарского народа Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском сабантуе в Березовой роще, такими словами выразила свое восхищение увиденным:

Сабантуй - это чудо! Вы только взгляните на участников и гостей праздника: они оставили дома весь груз своих повседневных забот и проблем. Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение светского просвещения в исламе), является достойным вкладом татарского народа в копилку общечеловеческих ценностей. Трудно не согласиться с такой оценкой знатока Востока, в чьей родословной причудливо переплетены гены потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая самые сокровенные струны нашей души, исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба, а Сабантуй – “свадьба плуга” - только раз в году. Как невеста, готовится к ней деревня: достаются наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата, смысл его глубок. Что касается названия, то у слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и весенний сев. “Туй” же – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, дань поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ, уважает ее – об этом говорят и другие наши праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля – праздник урожая, Сабантуй же - самый веселый и самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое красивое время года -июне. Посмотрите, как прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем своим цветом, распустилась каждым листочком. Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов, румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий, и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника можно увидеть необычное и красочное зрелище: по всем домам собираются подарки для победителей Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки, полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке, отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на большой зеленый луг. Нарядно одетые люди, празднично разубранные кони, всюду смех, веселье, песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник земледелия. Поэтому и начинается он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягается лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный праздник татарского народа – собрал в себя все лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с состязаниями, песнями и танцами испокон веков проводились по окончании весенних полевых работ. Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй – вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу – будет хорошим и урожай. Взойдут всходы, заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а там и снова весна, снова – сев. И опять соберет нас на праздник веселый Сабантуй.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

Ну, а ты - настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки, наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком, наполовину наполненным сеном, каждый из участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не более 1м. Держаться свободной рукой за бревно запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, -
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой...
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, они начинают скачками продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную дистанцию. Победитель определяется по лучшему показанному времени.

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и шишке.

До начала состязания они должны, положив в ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников заключается в том, чтобы прибежать первым, не выронив при этом шишку. Поддерживать руками ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки -
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).