Проект «Масленица» Подготовительная группа Проект: краткосрочный. Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица

Праздник « Широкая Масленица»

Группа : подготовительная.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.
Знакомство с русским обрядовым праздником Масленицей.

Задачи:
1.Прививать детям интерес к традициям своего народа.
2.Развивать выдержку, выносливость, воображение.
3.Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки.
4.Обеспечить высокую двигательную активность детей.
Планируемые результаты: проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица, уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания закличек, стихов, поговорок.

Оборудование : чучело - масленицы, маска солнышка, 2 – сковороды, оранжевые круги из картона, поднос с блинами, бубен, снежки из ваты и другие материалов.

Ход праздника.

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие

Жданные, званые и желанные.

Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Мои любимые, смешные шалунишки!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем, душевно встречаем.

Люд честной, народ простой, спасибо, что пришли

По старому обычаю Масленицу величать,

Масленицу угощать.

Ребёнок 1.

Этот праздник к нам идёт

Раннею весною.

Сколько радости несёт

Он всегда с собою.

Ребёнок 2 .

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает.

Санки с горок вниз бегут.

Смех не умолкает.

Ведущий:

Гляньте-ка люди добрые!

Приехала к нам масленица-

Широкая боярыня.

В детский садик к нам пришла

И веселье принесла.

Ждут вас игры, веселье и шутки.

Скучать не дадут ни минутки.

Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем.

Мы по кругу все пойдём,

Дружно спляшем и споём.

Игра «Весёлый бубен»

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас станцует нам!

В этой игре участвуют все дети.

Ведущий:

Масленица - проводы зимы. С давних времён Масленица - самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают праздник в конце зимы и празднуют его целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступила весна.

Сегодня, ребята, встретится Зима с Весной.


Зиму с песнями проводим,

Спляшем с нею в хороводе!

А Весну весельем встретим,

Словом ласковым приветим!

А скажите, вам охота

Встречу эту увидать?

Дети: Да!

Ведущий:

Тогда давайте встречать Зиму (танцует под музыку).

Зима:

Здравствуй, весь народ честной! День сегодня не простой! Как могла, я вам служила! Праздник Елки подарила! Время быстро пролетело, я заметить не успела, что закончен мой черед! Вслед за мной Весна идет!

Ведущий:

Погоди, Зима прощаться, да с народом расставаться! Мы с тобой хотим сплясать, песню спеть и поиграть!

Игра «Снежки» с родителями и детьми вместе.

Зима:

Ну, а я прощаюсь с вами, моими милыми друзьями! Прощайте, люди, и простите! На Зиму зла вы не держите! До новых встреч!

Ведущий:

На Руси законом было щедро Зиму провожать, всех блинами угощать.

Ребёнок:

Этот праздник-объеденье!

Напечём блины с утра!

К ним сметана и варенье

И, конечно же, икра!

Частушки про блины.

Ведущий обращается к Масленице:

Дорогая гостья Масленица! Коса длинная, трехаршинная!

Брови черные! Наведенные! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся!

Масленица наша, нет тебя краше! Стужу зимнюю гони, к нам скорей Весну зови!

Ведущий:

Давайте, ребятки, позовем к нам на Масленицу Весну-Красавицу!
Весна - красна, тепло – солнышко!

Дети: - Приди скорей, согрей детей!

Появляется Весна и танцует под музыку.

Весна:

Здравствуйте, ребята! Я - Весна Красна! Бужу землю ото сна!
Наливаю соком почки, на лугу ращу цветочки! Всюду, в поле и в лесу, радость людям я несу!

Дети вместе, стоя у стульчиков:

Здравствуй, красная Весна, мы тебя приветствуем (кланяются).

Весна:

Ну, чего же вы стоите? Чего дожидаетесь? Может, игры позабыли или вы стесняетесь? Улица мала, да хоровод велик: Хоровод велик, поиграть велит,

Музыкальная игра «С солнцем!»

Ребенок-солнце (надеть шапку) в центре, дети вокруг него за руки, поют :

Гори, солнце ярче (идут по кругу)

Летом будет жарче

А зима теплее (идут к солнцу)

А весна милее (отходят от солнца)

Ребенок - солнце кричит :

Горю!

И догоняет детей. В конце игры все дети кричат : «Слава Солнцу!»

Загадки для гостей

Проводится конкурс загадок. За правильный ответ выдают приз.

1. Всех оденет, а себя никогда. (Иголка с ниткой).

2.В одном месте метров двести. (Клубок).

3. Четыре четырки, Две растопырки, Один вертун, И два - как яхонты. (Кошка).

4. На весь мир хватает, И во все щели пролезает. (Свет).

5. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).

6. Слушайте внимательно, Очень занимательно: Чего нет в капусте, Ни в свекле, ни в репе, А есть в моркови, Огурце, помидоре? (Буквы “О”).

7. Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему каждая овца шла? (По земле).

8. Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).

9. Отчего гусь плавает? (От берега).

10. Какой в реке камень? (Мокрый).

11. Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).

Ведущий:

Оставайся у нас на празднике, Весна!

Ребята, каждый день Масленицы имеет свой смысл. Празднование совершалось строго по расписанному распорядку. Сейчас мы вам об этом расскажем и предлагаем перенестись в те далёкие времена.

Дети:

Широкая Масленица - Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

1.Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК…

Наступает «ВСТРЕЧА».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье.

Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

2.«ЗАИГРЫШ» беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

3. Тут СРЕДА подходит – «Лакомкой» зовется.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – все им удается.

Пироги и блинчики – все на стол мечи.

4. А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «Разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

5. ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЕЩИ»…

Теща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, медом, с маслом ели мы.

6. Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

7. ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «Прощеный день».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Ведущий:

А какая же Масленица без блинов горячих да румяных! Русская Масленица издавна славилась своими блинами. Давайте, ребятишки, с Масленицей простимся да блинами угостимся.

Дети:

1. Если есть сковорода,

Не страшны нам холода.

Потому что блин горячий-

Это лучшая еда.

2.Как на жаркой сковороде

Тесто разливалось.

Солнце блинчиком румяным

В печке выпекалось.

Песня «Блины»

Ведущий:

Давайте испечём блины. Поиграем в игру «Перенеси блины». Две команды: надо перенести блины на сковороде и передать следующему игроку.

Молодцы, напекли блинов большой поднос. Блины в середину хоровода.

Ведущий:

Вот и празднику - конец,

Кто пришел - тот молодец!

Масленица угощает

Всех блинами, сладким чаем.

Все выходят на улицу сжигать Масленицу и угощаться блинами, сладким чаем.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»

Программные задачи:
1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории

Необходимый материал:
Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.

Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.

Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».

Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами

Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим -
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!

Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети: Блины
Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка),
Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети: Нет
Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру

У Маланьи
Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

Входит повар, заносит готовые блинчики.
Воспитатель: Вот и блинчики готовы, угощайтесь!

Презентация на тему: Масленица

Масленица - один из самых веселых и долгожданных праздников в году , празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя - народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Масленица : традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника :

Мясопустой Масленицу называют из-за того , что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;

Сырной - потому что на этой недели едят много сыра;

. Масленицей - потому что употребляют большое количество масла .

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы , традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были :

Кулачные бои;

Поедание на время блинов;

Катания на санях;

Лазанье на столб за призом;

Игры с медведем;

Сжигание чучела;

Купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу , проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица : что можно и чего нельзя делать?

1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.

2. Кушать на Масленицу нужно часто и много . Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.

Масленица : история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником , который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы» .

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Масленица : традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству :

Привозили дрова для костра;

Украшали избы;

Строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях :

Одевались в лучшие наряды;

Шли на театральные представления;

Посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались :

Ледянки;

Деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку : врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли : в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились :

Парились в банях;

Сытно ели;

Обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу . Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели . А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл : уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица : значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков :

1. Понедельник называют «Встреча Масленицы » . В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.

2. Вторник прозвали «Заигрыш» . Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья : катались на санях, ледяных горках, каруселях.

3. Среда - «Лакомка» . В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей) . Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение : «Пришел зять, где сметаны взять?» . Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.

4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй» . С этого дня начинается Широкая Масленица , которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки» , потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.

6. Суббота - «Золовкины посиделки» . Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

7. Воскресенье - апофеоз Масленицы . Этот день получил название «Прощеное воскресенье» . В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.

Иванова Ирина Ивановна
Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица»

Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица » .

Программное содержание :

1. Закрепить знания детей о Масленице .

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Продолжать учить детей принимать коллективную цель, уметь ставить собственные цели

4. Развивать диалогическое общение друг с другом.

6. Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.

Планируемые результаты : проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица , уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания закличек, стихов, поговорок.

Материал : иллюстрации о проведении праздника, заклички, поговорки.

Оборудование : мультимедийная установка или ноутбук, презентация «Масленица » , магнитофон и диск со звуками весенней капели, заготовки для изготовления солнышка.

Ход занятия:

Этот праздник - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И конечно же, икра!

Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Какие праздники мы отмечаем зимой? (ответы детей)

Бывает ещё один праздник, Масленица – проводы зимы . С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его, в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось строго по расписанномураспорядк

Презентация о Масленице .

Итак,начинается Масленица в понедельник

Понедельник «встреча»

Девушки и парни делали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне, распевая такую песню :

Едет масленица дорогая ,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков ,

Оставайся семь годков.

Второй день – вторник – звался «заигрыш»

В этот день начинали собираться на игрища и потехи : устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела

Проводится русская народная игра «Горшки»

Третий деньМасленицы – среда «лакомка»

В этот день лакомились блинами. Блин является символом Масленой недели . В народе много поговорок о блинах сложено : Масленица идет , блин да мед несет; без блина - не масленица , без пирога - не именины; блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

А на что он похож? (На солнце) . Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Давайте и мы с вами тоже превратим наши блины в солнышки.

На первые столы выкладываются заготовки для лучей, клей и круги.

Приступаем к работе. А под музыку работа веселей.

Дети коллективно изготавливают поделку «Солнышко» , играет музыка.

Очень яркие, красивое солнышки у вас получились : одно мы разместим в группе , а второе в раздевалке.

Четверг – слыл разгульными назывался «широкая Масленица »

В этот день гуляли, пели песни, плясали, водили хороводы.

Пятница и субботы – были гостевыми днямии посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.

Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – «проводы зимы»

Чучелосделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей .

Масленица загорела ,

Всему миру надоела.

Проводится игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Рефлексия :- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица ? Когда приходит Масленица ? Как люди празднуют его?

Поздравляю вас с Масленицей , расскажите всем, что на этой неделе проходит такой замечательный народный праздник.

Использованные ресурсы и литература :

http://yandex.ru/

http://www.proeveryday.ru/

http://www.razumniki.ru/

В. Н. Косарева Народная культура и традиции. - Волгоград : Учитель, 2014

Публикации по теме:

«Масленица широкая». Сценарий развлечения в подготовительной группе Цель: Приобщение детей к русской культуре. Действующие лица: - Ведущая; - Весна; Дети Ребёнок: Эге-гей, народ честной Приходи скорей не.

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица!»Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам,.

Широкая Масленица, Мы тобой хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый.

Исследовательская работа в подготовительной группе «Широкая Масленица» 1 Здравствуйте! Я, Зазнобина Арина, воспитанница подготовительной группы МКДОУ ЦРР д/с № 27 «Радуга» 2. Тема моей работы «Широкая Масленица».

Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица» Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица", направленного на развитие интереса к русской народной культуре.

Масленица в старшей и подготовительной группе Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом празднования Масленицы. Оформление: сделать чучело. 2:.

Наталья Першина
Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица ", направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.

Тема : «Широкая масленица »

Возрастная группа : 5-6лет

Оборудование : мини – уголок «Русская изба» , кукла Масленица , мягкие модули, скамейки, флажки, корзины, мячи, кольца, снежки из ваты, шарф, колокольчик.

Техническое обеспечение : мультимедийная установка, музыкальный центр.

Раздаточный материал : цветные карандаши, «сковородки» из картона, материал для украшения куклы Масленицы .

Программное содержание :

Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход ООД:

Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу .

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину!

Мы в костюмы нарядились

Вкруг себя оборотились.

(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)

Воспитатель : Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)

Воспитатель : - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай, солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу .

А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)

Воспитатель : Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой .

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Широка Масленица , ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

Воспитатель : Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги) . Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя . Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.

«Первый блин»

Воспитатель : Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.

Воспитатель : Блин, на что похож? На солнышко

Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре) .

Воспитатель : Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец» .

«Второй блин»

Воспитатель : Вторник называют «Заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком» (бросить снежок точно в крепость : дети подходят к черте, встают друг за другом, поочередно кидают снежок в крепость).

3. «Третий блин»

Воспитатель : Среда называется «Лакомка» . В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

«Игра с блинами» . Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды раскладываются друг за другом пять колец («оладушек» ) и ставится корзина с мячами(«вареньем» ).По сигналу воспитателя первые участники команд берут свои корзинки, на бегу раскладывают мячи в кольца, возвращаются и передают корзинку другим игрокам, которые в свою очередь, собирают мячи из колец. Следующие участники выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая справится с заданием.

«Четвертый блин»

Воспитатель : Четверг – самый веселый день «разгул» . Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.

В эту игру с давних времен играли только на Масленицу - русская народная игра «Перезвон» .

Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей : один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова :

Динь – дон, динь – дон,

Ах, Откуда перезвон?

Динь – дон, динь – дон,

Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становиться водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становиться обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Воспитатель : пятница – «вечерка» . Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.

Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем .

Почитает весь народ Масленицу нашу ,

Веселее не найдешь праздника краше.

Словесная игра «Какие блины»

Воспитатель : обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно :

На тарелке он один – называем просто…. (блин)

Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)

Испекли для дочек – назовем (блиночек)

Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)

Огромный как домище – назовем его….(блинище) .

Молодцы! Помогли придумать слова.

6. «Шестой блин»

Воспитатель : Суббота – «посиделки» .

Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом : пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали .

Игра «Наряди Масленицу » (во время украшения звучит музыка)

Воспитатель : Дорогая наша гостья, Масленица ,

Авдотья Ивановна!

Гостья важная, долгожданная…

Коса длинная, двуполтинная,

Платок беленький. Да с цветочками.

Брови черные наведенные.

Губки красненькие, да накрашенные….

Солнце теплое в небе дразнится,

Рады видеть тебя, красавица!

7. «Седьмой блин»

Воспитатель : Воскресенье – «проводы» Масленицы . Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье» . В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи!

Масленица , угощай!

Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!

Вот теперь дети вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют .

Давайте же, друзья,

Есть блины до икоты,

Пить чай до перхоты,

Песни петь до надсады,

Танцевать до упаду!

Веселье, радость детворе –

Масленица на дворе !

Проходит дегустация блинов по русскую народную музыку.