Научить ребенка уважению к родителям. Как заставить ребенка уважать своих родителей

Одной из общих проблем многих современных семей является детское непослушание, неуважительное отношение детей к родителям. Оно не только ухудшает взаимоотношения между ними, но и отрицательно сказывается на атмосфере в семье в целом. Что же делать? Как выстроить такие отношения, чтобы дети нас уважали и считали нас авторитетом, прислушиваясь к нашему мнению?

1. Уважайте своего ребенка.

Никаких фраз, которые могли бы задеть личность ребенка.

Человеческий мозг устроен таким образом, что если нас кто-то оскорбляет, уважение к этому человеку автоматически пропадает, и слышать уже и воспринимать информацию, которую говорит человек, оскорбивший нас, практически невозможно. Фактически это защитная функция головного мозга. Если нам кто-то что-то говорит о нас плохо, мы перестаем считать этого человека авторитетом. И соответственно вся ценность его слов для нас пропадает.

2. Будьте источником интересной информации.

70% интересного, познавательного, нового и только 30% корректировок и каких-то нравоучений. Вы должны идти в ногу со временем. Ваш ребенок должен понимать, что он может обратиться к вам в любой ситуации, что вы всегда сможете подсказать, и что вы владеете нужной для него информацией.

4. Не задавайте риторических вопросов.

5. Не ожидайте невозможного.

Не требуйте, чтобы ваш ребенок после первой вашей просьбы молниеносно выполнял все приказания, задания, и просто вас слушался после первого же слова. мозг маленького человека до 14 лет – это точно! – устроен таким образом, что если он чем-то занят – он читает, он смотрит какую-то передачу, он что-то рисует или он просто сидит и о чем-то думает – то его концентрация ко всему остальному очень падает. Если вы видите, что ваш ребенок чем-то занят, подойти и прикоснитесь к нему. Такое тактильное прикосновение, тактильное обращение к ребенку тут же обращает на вас внимание.

6. Не манипулируйте чувствами.

С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родители, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов. И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнорированием, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: «Как дела?» - «Нормально!»

Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что «Мне сейчас нужна твоя помощь», «Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне», «Я без тебя сейчас не справлюсь!», «Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!»

7. Не используйте угрозы.

Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха. Если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

— рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей.

Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.

— если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

8. Будьте благодарными.

Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: «Ты такой молодец!». И дальше за вот это «Молодец» он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

9. Помните, чего вы хотите добиться.

Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость. Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

10. Не ждите от детей идеального поведения.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои кризисные периоды: 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться. Все что нам нужно делать в этот момент – это любить их.

Любите своих детей и тогда они будут вас уважать и любить в ответ!

Все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок буквально отбивается от рук и перестает слушаться и слышать их. Это происходит не только с маленькими детьми, но и с достаточно взрослыми подростками, которые в определенный момент не желают считаться с родительским мнением. С чем это связано? С плохим воспитанием или с определенными ступенями в развитии? Попробуем разобраться в нашей статье.

Детское непослушание: физиология и психология

Почему ребенок не слушается? Он игнорирует все просьбы и обращения в его адрес. И зачастую это происходит даже в семьях, где дети очень уважают и любят своих родителей. Прежде всего, стоит помнить, что дети в силу возраста еще не обладают таким самоконтролем, как взрослые. Поэтому невозможно требовать от малыша 3-5 лет полного послушания и подчинения. Дети постарше тоже требуют определенного подхода.

5 лет

С физиологической точки зрения у дошкольников еще нет связанных процессов между активной деятельностью и торможением. Одним словом, ребенку в 5 летнем возрасте еще сложно контролировать свои эмоции и действия. К примеру, когда дети веселятся и начинают бегать друг за другом им очень сложно резко успокоиться и сесть в уголок, сложив в руки. Именно поэтому, детей такого возраста нельзя строго наказывать. Следует терпеливо и максимально простым языком объяснять как нужно себя вести.

Но бывают ситуации, когда малыш слишком активен и это связано с физиологическими заболеваниями. К примеру, гиперактивностью. В таком случае важно вовремя обратиться к врачу за установлением диагноза и соответствующим лечением.

10 лет


Психология непослушания школьников во многом связана с тем, что у них еще не полностью сформированы определенные области коры головного мозга. И им так же сложно полностью справляться с эмоциями. Но вместе с этим, стоит учитывать подход к детям с педагогической точки зрения. Наверняка многие помнят своих учителей из начальной и средней школы. Когда бывало одних и слушать не хотелось, а к другими всегда с радостью бежали на урок, а потом еще с интересом делились своими впечатлениями и и переживаниями.

Давайте рассмотрим, пример, когда учитель не привлекал нашего внимания или даже отталкивал. Чаще это личности авторитарные, у которых все сидят по струнке, и бояться даже пошевелиться. Они всегда кричат и критикуют, одним словом подавляют. Но есть и другие, которые напротив, слишком мягкие, чтобы приструнить класс. Пока они ведут урок, дети буквально «стоят на ушах», потому что никому не интересно слушать такого преподавателя.

Исходя из вышесказанного, в общении со школьниками нужно находить золотую середину. То есть быть для них одновременного другом и родителем, который в нужный момент всегда утихомирит разбушевавшегося отпрыска.

15 лет

Все мы знаем про трудности переходного возраста. Именно в этот момент человек начинает отдаляться от родителей и пробует себя в роли самостоятельной личности, со своими правами и мнением. К сожалению, оно не всегда бывает верным и совпадает с родительским. Вот тут-то и начинаются конфликты. Родители пытаются внушить отпрыску, что он все еще ребенок и должен подчиняться и слушаться их. А сын или дочь пытаются доказать обратное. Им кажется, что они уже достаточно взрослые, чтобы совершать самостоятельные поступки и общаться с тем, с кем хотят.

Тут нужно проявить особое терпение и деликатность в общении с детьми. Ведь в период переходного возраста ими управляют гормоны. Поэтому их так легко ранить и любые резкие слова могут вызвать «взрыв» эмоций. Родители в этот момент находятся как на пороховой бочке. Потому что некоторые дети очень часто в этом возрасте совершают необдуманные поступки. К примеру, уходят из дома или совершенно перестают общаться с родителями, начиная строить свою «взрослую» жизнь.

Самым надежным способом в этой ситуации остается показывать свою безграничную любовь к ребенку и проговаривать, что вы всегда готовы его принять и выслушать проблемы, переживания. Все запреты и наказания не приемлемы, потому что они только усугубят ситуацию, в которой любимое чадо может «наломать дров» с горяча.

Основы воспитания


Независимо от возраста психологи выделяют правила воспитания, которые нужно соблюдать родителям. Это основы хорошего общения с детьми, чтобы они всегда уважали старших и прислушивались к их мнению.

  • Научитесь сами уважительно относиться к ребенку. То есть нужно признавать в нем личность с самого раннего детства, общаться со своим чадом вежливо не подавляя его мнения и поступков своим авторитетом. Но при этом всегда помогать, поддерживать и давать важные жизненные советы, когда это требуется.
  • Всегда интересоваться проблемами и переживаниями своих детей. Достаточно спрашивать, как прошёл сегодня день в школе или в саду.
  • Прививайте навыки этикета с малых лет. Объясняйте ребенку правила поведения на улице, в гостях и за столом, как нужно вежливо общаться со взрослыми. Это позволит избежать многих проблем в самостоятельной жизни.
  • Сдерживайте свои обещания. Дети очень тонко чувствуют отношение родителей к ним и помнят все моменты, когда мама с папой не смогли по каким-то причинам сдержать слово. К примеру, если даете обещание погулять сегодня в парке после сада, обязательно постарайтесь, чтобы прогулка удалась. А если сомневаетесь, то лучше сразу признаться в том, что, скорее всего сегодня не удастся погулять, потому что у вас очень много работы, но вы обязательно отправитесь в парк на выходных.
  • Избегайте общения на повышенных тонах. Представьте себя маленьким ребенком, на которого постоянно гневно кричит взрослый человек, подавляя вашу личность своими нравоучениями и запретами. Постарайтесь наладить отношения в дружеской манере. Поверьте, тихое вежливое обращение, сказанное ласковым голосом, глядя в глаза ребенку будет действеннее, чем громкие выкрикивания из соседней комнаты. Для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет, так же будет полезно добавлять при этом имя дочки или сына, чтобы они понимали, что родитель обращается именно к ним.
  • Подавайте собственный пример уважения. Дети копируют нас во всем. Да и на кого им равняться как ни на родителей. Очень важно быть вежливым не только на улице, но и находясь дома. Проявляйте уважение к старшим, показывайте свою заботу о бабушках и дедушках, не позволяйте себе ругани и грубого общения с супругом, но самое главное будьте вежливым со своими детьми.

Подводя итоги, следует заметить, что большинство проблем в общении с ребенком, зависит от его окружения, в первую очередь от родителей. И если они подают положительный пример, и всегда правильно выстраивают общение со своими родными и близкими, то и младшее поколение со временем обязательно научится уважать своих родственников и окружающих людей.

Доводилось ли вам слышать из уст родителей подобные фразы, адресованные ?
"Сколько можно повторять, ты что - с первого раза не понимаешь"?
"Я тебе сказала: это был последний раз, когда я повторила, я тебе ещё раз повторяю, что больше повторять не буду"!
"Ну, неужели мне нужно обязательно наорать на тебя, чтобы ты слушался!? Ты меня вообще не слышишь, что ли"?

Подобные речи сегодня совсем не редкость . Быть может, вы и сами родитель и замечали такие слова и за собой. Вы требуете, чтобы он перестал носиться по дому, но ребёнок будто не слышит вас, возразить вашему требованию нечего, но ему просто хочется бегать по дому, и он игнорирует ваши слова. Вы говорите, что пора выключать компьютер до тех пор, пока не будет сделана домашняя работа по математике, но в ответ либо молчание (и продолжение стрельбы по монстрам), либо нетерпеливое "Отстань!", а после напоминания через 15 минут возможно даже агрессивное "Ну, щааас, я же сказал!".

Так вот, считать всё это нормой , и всплеснув руками, пожаловаться на судьбу - вовсе не нормально. Такое поведение сегодня стало совершенно обычным, но это вовсе не норма, это признак того, что как моральный авторитет вы для ребёнка полный ноль, и он выполняет ваши просьбы только в двух случаях:
1. Они нравятся и выгодны ему самому.
2. Он боится наказания, которое вы можете ему устроить (отшлёпать, накричать, поставить в угол).

Полагать второй вариант за действенный воспитательный метод - ошибочно, это крайняя мера, которая никак не делает вас более авторитетным в глазах ребёнка. Вы просто воспользовались властью и физическим превосходством, но вы не стали реальным представителем "легитимной" власти в глазах своего ребёнка. Ваши слова - по-прежнему пустое место, и слушать их нужно только тогда, когда обратное угрожает наказанием.

Здоровые отношения между ребёнком и родителем выглядят иначе. Ребёнок реагирует на слова мамы и папы всегда, если они обращены к нему. Если ему что-то не нравится, он, конечно, может возражать, но всегда повинуется. Прежде, чем высказывать свои жалобы и возражения, убеждая вас разрешить ему поиграть в мяч в квартире, он сперва останавливает игру и кладёт мяч на место. А когда вы обращаетесь к своему ребёнку по имени, в следующее мгновение вы уже видите его глаза.

Чтобы наладить такие отношения , браться за этот воспитательный процесс лучше, как можно раньше. При этом, обязательно нужно учитывать, что ребёнок - личность ещё не сформировавшаяся, и не смущаться, что процесс приучения к послушанию на некоторых этапах так сильно смахивает на дрессировку.

Начните с простых просьб , которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. Сделайте из послушания игру. "Сергей, поймай мячик! Молодец! Покажи, где папа? Умница!". С самого малого возраста нужно закреплять в ребёнке логику "послушание = удовольствие, радость". Ещё раз - не бойтесь, что малыш превратится в дрессированное животное, всё это само "отпадёт", когда он повзрослеет и его разум окрепнет, станет самостоятельным. Пока же очень важно, чтобы он слушался вас беспрекословно.

Отдельно научите чуть повзрослевшего ребёнка прибегать к вам на первый же ваш зов. Подкреплять такое поведение, опять-таки, нужно положительным стимулом. Иногда это какая-нибудь вкуснятина, иногда просто мамин поцелуй и ласка, но ребёнок должен привыкнуть прибегать к вам с радостью, тогда такое поведение закрепится и в более старшем возрасте.


Наращивайте требования постепенно, но регулярно. Только усложнение порождает развитие. С взрослением вашего , вам постоянно придётся определять, для каких дел он уже достаточно взрослый, к чему уже готов. Завязать самостоятельно шнурки, вытереть себе нос своим личным платочком, добраться до школы без взрослых, приготовить завтрак себе и родителям, самостоятельно учиться, лишь раз в неделю приходя с отчётом, дневником и новостями школы за неделю. Но не слишком давите, если вы видите, что малыш ещё не справляется с вашими требованиям, сокращайте их. Медленное развитие в этом плане куда предпочтительнее, чем испортившиеся отношение вашего ребёнка к послушанию, как таковому, что может произойти, если попытки следовать вашим требованиям постоянно оборачиваются неудачами.

Контролируйте выполнение данных вами заданий - всегда. При этом, не вы должны приходить каждые двадцать минут в его комнату и следить, чтобы ребёнок учился, а не зависал в социальных сетях, а сам ответственный молодой человек выполняет все задания и приходит к вам для контрольных вопросов. Приучайте ребёнка, что каждое данной мамой и папой задание стоит того, чтобы сообщить им потом о его выполнении. И не забывайте о похвале. Если вы не будете достаточным образом хвалить вашего ребёнка за послушание, то и ваше недовольство при обратном поведении не будет ничего стоить.

Необходимо также не давать ребёнку забыть, что он не самый главный в доме. Он должен понимать, что у родителей могут быть дела, куда более важные, чем игры с ним. Если отец занят у себя в кабинете, его нельзя тревожить, если мать собирает вещи для поездки или заполняет бумаги, то она не будет с ним играть, и не будет реагировать на нытьё.

Ну, и последнее (отнюдь не по значимости) - не девальвируйте собственных угроз. Иногда ребёнок всё равно не будет слушаться, и воспитание будет проигрывать природе. Будьте уверены в таком случае, что ваше мягкосердечие не испортит характер ребёнка. Если вы пообещали лишить его компьютера на неделю за отвратительное поведение, то придерживаться своего ультиматума придётся в полной строгости, хотя и очевидно, что вы помиритесь уже не следующий день.

Не переживайте, вам не придётся думать , когда пора заканчивать с такой политикой отношений с ребёнком. В 12-13 лет он сам начнёт выходить из-под вашего крыла, начнётся битва авторитетов. Но она пройдёт безболезненно (относительно), если к тому моменту ребёнок будет уже научен слушаться вас, и вы будете реальным авторитетом для него (а не просто носителем ремня), тогда со временем он сможет стать вашим другом, а не подопечным и подчинённым.

Здравствуйте, дорогие читатели! Семейная гармония держится на двух китах: уважении и доверии. Очень важно привить оба этих качества детишкам. Но не всегда понятно как это сделать. Поэтому сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, как научить ребенка уважать родителей, старшее поколение и других людей. Сделав всего несколько правильных шагов сейчас, вы сможете добиться огромных результатов в будущем.

Уважение в семье

Как ребенок учится кушать вилкой и ложкой за столом? Папа и мама показывают как это делать, тренируются с ним, показывают на своем примере. Уважение - это такой же навык, которому нужно обучать своих детей. Просто так человек не сможет понять что это такое и, как нужно себя вести по отношению к окружающим.

Поэтому ваша задача - показать малышу, что такое уважение. Для этого вы должны с супругом уважительно относиться друг к другу. Если у вас проблемы в этом вопросе, то вам отлично поможет моя статья « ». Пусть папа показывает, как заботливо и ласково он относится к маме. Тогда и сынок будет перенимать подобное поведение.

Кроме того, отношения между родителями выстраивают будущую модель поведения с противоположным полом у вашего малыша. Не зря говорят, что девочки ищут мужчину, похожего на отца, а парни ищут девушку близкую к прототипу своей матери.

Поэтому если папа заботливо и нежно относится к маме, то и мальчишка будет стараться подобным образом вести себя с барышнями. На тему правильного и здорового отношения к общению с противоположным полом у меня есть отличная статья, которая поможет вам воспитать нужные качества: « ».

Старайтесь показывать свое человечное отношение к другим людям. К прохожим, продавцам в магазине, воспитателям и учителям, родственникам и так далее. Ваше поведение будет формировать правильное отношение у малыша к другим и к вам самим.

Научить ребенка ценить самого себя, вы можете, показывая его значимость и важность. Как и свою. Каждый человек уникален, обладает индивидуальными способностями, может то, чего другие не умеют. Все это нужно для осознания ценности каждого человека и самого себя в этом мире.

Уважение должно относится ко всем, а не только выборочно на некоторых людей.

Более того, уважение должно распространяться и на чужой труд. То что мама убирает дома, готовит еду и читает сказки перед сном - это не просто ее обязанность. Это труд, за который нужно благодарить. Как же этому обучить ребенка?

Ваше отношение к детям

Из всего вышесказанного понятно, что привить уважение к людям у ребенка можно своим примером. Это один из способов учить малыша тому, чему вы хотите.

Есть еще один не менее важный способ - уважать и любить своих детей. Вопрос строится на взаимности. Поэтому если вы не соблюдаете границы его личного пространства, например, то не ждите, что ваш сын будет почтительно относиться к вашему личному пространству. Вы, как взрослый человек, показываете как нужно себя вести.

Доверие. Наверное, самый важный момент в воспитании. Доверяете ли вы своему малышу? Не можете перестать беспокоиться за него и порой даже сходите с ума? Тогда статья « » специально для вас. Ваша излишняя опека и забота может только усугубить дело. Давайте детям пространство, свободу выбора. Это, в свою очередь, поможет вам сформировать правильное отношение к ответственности.

Ведь когда человек умеет брать на себя ответственность, не боится отвечать за свои поступки и слова, тогда он с большим уважением относится и к другим. Он понимает каких усилий стоит то или иной действие. Когда вы будете ценить действия вашего малыша, тогда и он научится уважительно относиться к труду взрослых.

Например, если он смастерил поделку, попытался вам помочь, пусть и не очень умело, сделал для вас подарок, убрал игрушки на место - оцените его поступки, покажите, что для вас это важно и вы благодарны ребенку за помощь. Больше сами просите его помогать и разделять домашние обязанности. Чаще говорите слова «спасибо».

Умейте благодарить своих детей, тогда и они ответят вам взаимностью.

О чем вы разговариваете

Еще один способ помочь малышу научиться уважать свою семью - чаще собираться вместе, разговаривать обо всех родственниках, рассказывать истории из их прошлого. Много ли вы сами знаете про свое семейное древо? Что вы знаете про своих старших? В этом деле вам очень поможет книга Сатеника Анастасяна «Книга моей семьи ».

Идея заключается в том, чтобы малыш лучше узнал свою семью. Не только про маму и папу, но и бабушку, тетю, дядю, кузена или двоюродного брата. В игровой форме вы записываете информацию, истории, приклеиваете фотографии и просто общаетесь. Вы можете разнообразить книгу, добавив в нее отдельную страничку про любимого учителя вашего малыша, например. Или сделать подобный альбом для его друзей.

Еще несколько полезных советов. Искренне интересуйтесь мнением детей. Например, вы хотите сделать ремонт в квартире. Не оставляйте деток безучастными. Узнайте в какой цвет они хотят покрасить стены в своей комнате. Как бы они разместили мебель в гостиной и так далее.

Или вы хотите поехать в отпуск всей семьей. Не принимайте это решение только с мужем. Поинтересуйтесь у ребенка, чем бы он хотел заняться во время каникул.

Не берите его вещи без спроса. Если вы просто так возьмете его игрушку, телефон или дневник, то тем самым покажете свое неуважение к его вещам, а значит, и к нему самому. Просто попросите его дать вам то, что вы хотите. Только так вы покажете границы личного и чужого пространства, которые тоже необходимо уважать.

Если вы за что-то наказываете малыша, то очень подробно объясняйте за что и почему. Расскажите, какого поведения вы ожидали от него, что пошло не так и, как ему исправить ситуацию в будущем. Просто поставить в угол - наихудший выбор.

Как выглядят ваши отношения с супругом? Как вы общаетесь с другими членами вашей семьи?

Наберитесь терпения. Воспитание - процесс долгий и непростой. Но ваши усилия обязательно принесут плоды. Всего вам наилучшего!