Конспект по связной речи в подготовительной группе. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход

Структура занятия:

1. Организационный момент

2. Чтение сказки "У страха глаза велики"

3. Беседа по содержанию произведения

4. ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»

5. Игра "Какой? Какая?"

6. Повторное чтение сказки

7. Пересказ детьми сказки "У страха глаза велики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи на тему

«Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: развитие связной монологической речи .

Задачи:

  1. Учить детей пересказывать текст;
  2. Учить детей объяснять значение слов, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  3. Обогащение словаря через подбор синонимов и антонимов.

Материал к занятию: предметные картинки (изображение героев сказки).

Ход занятия

  1. Организационный момент

Педагог: «Я приветствую вас на занятии! Я знаю, как вам нравятся игры, и предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку». Я буду называть определённые слова, а вы – должны догадаться, о каком произведении идёт речь!».

Коза, козлята, волк, кузнец, съел (« Волк и семеро козлят »).

Дед, баба, яичко, курочка, мышка (« Курочка Ряба »).

Муха, паук, денежка, базар, самовар, комар (« Муха-Цокотуха »).

Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух (« Лиса и заяц »).

Педагог: «Молодцы! А сейчас навострите ушки и слушайте внимательно!».

  1. Чтение сказки «У страха глаза велики»

Педагог: «Ребята, сегодня я познакомлю вас с одним произведением, которое называется «У страха глаза велики». Дослушав меня, вы должны определить жанр этого произведения, то есть сказать – сказка это или рассказ».

Чтение сказки сопровождается показом картинок.

  1. Беседа по содержанию произведения

Педагог задает вопросы:

  1. Вы догадались, какой жанр произведения: сказка или рассказ? («Это произведение – сказка»).
  2. Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
  3. Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).
  4. О чём рассказывается в этой сказке?
  5. «Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? («Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка»).
  6. Какие у них были вёдра?» («У бабушки были ведра большие, у внучки - поменьше, у курочки - с огурчик, у мышки - с наперсточек»).
  7. Все ли слова вам были понятны из текста сказки? (ответы детей). Кто из вас может объяснить значение слова « водонос », « колода », « схорониться ».

ФИЗМИНУТКА

«Звериная зарядка»

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

  1. Игра «Какой? Какая?»

Педагог: «В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки? (« трусливые, испуганные, пугливые »).

Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу (« смелые, храбрые, отважные, мужественные »).

Какими ласковыми словами можно назвать медведя? (« медведюшка, мишенька »).

Как мы называем большого, сильного волка? (« волчище »).

А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка? (« волчишка »).

Как ласково назвать лису? (« лисонька, лисочка, лисичка, лисичка-сестричка »).

В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота? («котик, котенька, коток»).

  1. Повторное чтение сказки
  2. Пересказ сказки

Для пересказа педагог вызывает нескольких детей.

Педагог: «Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку по ролям, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».


Одним из приёмов по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Применение театрализованной деятельности в логопедической практике приводит к активизации речевых навыков, совершенствованию диалогической и монологической речи, развитию чёткой дикции. У детей повышается интерес, мотивация к занятиям, обогащается эмоциональная сфера, развиваются творческие способности, совершенствуется интонационная выразительность, артистические навыки, уходят скованность и зажатость при общении.

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ОНР.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: «Пересказ русской народной сказки «Пых» с элементами драматизации».

1. Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей навык связно и последовательно пересказывать текст;
  • закрепить у детей умение пересказывать подробно текст, точно воспроизводить реплики главных героев;
  • развивать связную речь.

2. Коррекционно – развивающие:

  • развивать и активизировать словарь признаков по теме: «Овощи»
  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями;
  • развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию;
  • развивать речевую и интонационную выразительность;
  • развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
  • развивать у детей общую, мелкую моторику.

3. Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой высказывания других детей;
  • воспитывать у детей артистизм, творческие способности, логическое мышление;
  • воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства;
  • воспитывать у детей чувство коллективизма, умение играть вместе, соотносить свои действия с действиями других детей.

Оборудование:

Текст сказки «Пых», магнитофон, музыкальное сопровождение (кассета с записью песни «Дружба»), костюмы для всех персонажей, поднос с натуральными овощами, декорации: печка, репка, морковь, капуста, свёкла, стол, стулья, тексты загадок.

Предварительная работа:

  • наращивание, активизация словаря по теме: «Овощи»;
  • составление описательных рассказов по сенсорно – графическому плану;
  • чтение русских народных сказок, беседы по содержанию;
  • чтение и пересказ русской народной сказки «Пых»;
  • уточнение названия народная сказка;
  • изготовление костюмов для персонажей сказки;
  • изготовление наглядного материала, декораций овощей, печки;
  • работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика;
  • отгадывание загадок.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Логопед: – Ребята, у меня для Вас есть подарки. А что это за подарки, вы догадайтесь сами, отгадав загадки.

Жёлтый бок, круглый бок –
Сидит на грядке колобок.
(репка)

Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

Как надела сто рубах
Заскрипела на зубах.
(капуста)

Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Красна, кругла, сладка на вкус
А называюсь…
(свёкла)

Летом в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою в банках –
Вкусные, солёные.
(огурцы)

Щёки красные, нос спелый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(тыква)

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(помидоры)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная..
(картошка)

II. Игра: «Отгадайте овощ по вкусу».

Молодцы ребята, отгадали загадки. А теперь попробуйте отгадать овощ по вкусу, и сказать какой он.

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи, (огурцы, помидоры, морковь, репа, варёный картофель, свёкла). Одному из детей завязывают глаза и подносят кусочек одного из овощей. Ребёнок пробует и рассказывает:

Это помидор – он красный, круглый, сочный, полезный, мягкий.

Это огурец – он зелёный, овальный, вкусный, хрустящий, шершавый, твёрдый и т.д.

III. Введение в новую тему.

Хорошо, ребята, Вы очень интересно рассказали про овощи. А Вы знаете какие-нибудь сказки про овощи?

Ответы детей: «Репка», «Вершки – корешки», «Чипполино» и т.д.

IV. Новая тема.

Логопед: Дорогие гости, а сегодня дети группы «Совёнок» подготовили для вас русскую народную сказку «Пых». В драматизации участвуют: дед, бабка, Алёнушка, ёжик, подружка Алёнушки – Маша, автор.

Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись,
Надеваем маски, попадаем в сказку.

V. Пересказ русской народной сказки с элементами драматизации.

Приходите в огород,
посмотреть, как всё растёт.
Всё растёт, всё цветёт,
Никому не тесно.
Приходите в огород,
Очень интересно!

Дед: (показывая на овощи)

Вот морковка – сладкая, твёрдая, оранжевая, вкусная, из неё можно салат приготовить;
- а вот свёкла – круглая, бордовая, твёрдая, полезная из неё бабка мне винегрет сделает;
- а вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, круглая из неё мне бабка щи сварит;
- а вот и репа – жёлтая, твёрдая, вкусная

«Пых» – «пых» – «пых».
(дед убегает домой)

Ох, бабка, там под репкой кто-то страшный сидит да пыхтит. Испугался я, еле ноги унёс.

Бабка: Да что, ты старче! Пойду-ка я сама за репкой.

В огород пойду,
Урожай соберу.
Я морковки натаскаю,
И свеколки натаскаю.
Срежу я кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.

Бабка: Вот морковка — сладкая, твёрдая, оранжевая, вкусная, приготовлю деду салат;

А вот свёкла – круглая, бордовая, твёрдая, полезная сварю из неё деду борщ;

А вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, круглая, хрустящая напеку деду пирогов с капустой;

Алёнушка: Не горюйте дедушка и бабушка, я пойду в огород, принесу Вам репку.

Алёнушка:

Огород у нас в порядке -
Мы весной вскопали грядки.
Мы пахали, поливали,
Урожай теперь собрали.

Алёнушка: Вот морковка – сочная, красивая, вкусная, хрустящая, сладкая – бабушка салат приготовит;

А вот свёкла – красная, твёрдая, сочная — бабушка борщ сварит;

А вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, хрустящая — напечёт бабушка пирогов с капустой;

А вот и репка – жёлтая, круглая, твёрдая, сладкая-пресладкая.

Алёнушка: Ой, ведь это же ёжик.

Алёнушка: пойдём ёжик ко мене в гости, я тебя с бабушкой и дедушкой познакомлю.

Дед и бабка: А где же репка? А как же этот страшный зверь? Не испугалась его?

Алёнушка: Вот Вам репка! А вот Вам и страшный зверь – ёжик. Ёжик оставайся с нами жить, мы тебя молочком угостим.

Ёжик: Остаюсь я с Вами жить, молоко пить, мышей ловить. А это мой подарок ребятам: — морковка, угощайтесь, пожалуйста.

Логопед называет детей и их роли.

Все артисты кланяются зрителям.
Дети – артисты угощают зрителей морковкой.

VI. Итог занятия.

Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Задачи:

  1. Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации.
  2. Продолжать обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания.
  3. Развивать умение воспроизводить на основе изображенного действия предшествующие и последующие события.
  4. Учить эмоционально передавать переживания действующего лица.
  5. Формировать навык планирования связного развернутого высказывания.
  6. Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников.
  7. Совершенствовать и закреплять лексические и грамматические средства языка.
  8. Учить детей высказывать собственное мнение по сюжету.
  9. Активизировать словарь по теме «Фрукты» .
  10. Развивать зрительное, целостное восприятие.
  11. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
  12. Воспитывать умение слушать и оценивать рассказ товарища.

Оборудование: мяч, серия картин Гербовой «Нашёл выход» .

Ход занятия

1. Оргмомент

Игра «Угадай фрукт по первому слогу» :

Гру… (груша) , ли… (лимон) , ман… (мандарин) , пер… (персик) , яб… (яблоко) , ви… (виноград) , ба… (банан) .

2. Введение в тему.

Учитель-логопед: Кто из вас какие фрукты, ягоды любит?

(Дети перечисляют.)

Учитель-логопед: Сколько вы сможете съесть за один раз?

(Выслушиваются ответы.)

Учитель-логопед: А вот один очаровательный мальчик с весёлыми веснушками оказался однажды один на один с большущей миской спелых вишен…

3. Демонстрация трёх картинок, выкладывание их в нужной последовательности.

Учитель-логопед: Вот этот мальчик. Давайте придумаем ему имя. (Дети придумывают имя мальчику.) Рассмотрите картинки, подумайте, что было вначале, что было потом, чем всё закончилось.

4. Рассматривание каждой картины по отдельности, беседа по содержанию.

1 картина.

Где находится Витя?

Как Витя оказался в саду? (Выслушиваются варианты ответов.)

Откуда взялась миска с вишнями?

Какое настроение у Вити? Почему?

О чём думает мальчик?

Давайте придумаем начало нашего рассказа.

(«Однажды в субботу мама с Витей поехали в сад к бабушке. Бабушка очень обрадовалась Вите. Она собрала для него огромную миску спелых вишен, поставила её на стол перед Витей и сказала: «Угощайся, Витенька» )

Как ел Витя вишню?

Какая была вишня?

Что появлялось на столе? Какие появились косточки?

Давайте продолжим наш рассказ.

(«Витя попробовал вишню и удивился: «О-О-о, какая вкусная, сладкая, сочная вишня! Мальчику очень понравилась вишня. Он стал с удовольствием её есть. На столе стала появляться горка вишнёвых косточек» .)

Вишни в миске становилось всё … (меньше) , а косточек на столе становилось всё … (больше) .

Как сидит Витя?

Почему он развалился на скамейке?

Какое у него лицо?

О чём он думает?

(«Витя всё ел и ел ягоды. Вишни в миске становилось всё меньше, а косточек на столе – всё больше. Витя и не заметил, как съел почти всю вишню. Он объелся, развалился на скамейке и сказал: «Всё, я больше не могу есть вишни!» )

4-ая картинка перевёрнута.

Завершите этот рассказ. Нарисуйте свою картинку на пустом листе.

(Выслушиваются варианты концовки рассказа. Поощряется фантазия детей. После высказываний 4-ая картинка переворачивается.)

Художник завершил этот рассказ по-своему.

(Рассматривается последняя картинка.)

Что сделал Витя?

Зачем он завязал шарфом себе рот?

Посмотрите на маму.

Какое у неё лицо?

Почему мама испугалась?

Что она сказала сыну?

(«Витя не мог удержаться. Рука тянулась и тянулась за ягодами. Витя завязал себе рот шарфом, чтобы больше не есть вишню. Тут пришла мама, увидела пустую миску и вскрикнула: «Витя, ты зачем съел сразу всю вишню? Тебе будет плохо, заболит живот! Не надо жадничать, нужно есть понемногу!» )

Физминутка

Игра «Сбор урожая» - на название фруктов дети поднимаются на носочки, руки вверх, на название овощей – приседают.

5. Придумывание названия рассказа.

Этот рассказ можно назвать по-разному. У кого какие предложения?

Варианты:

Вкусная вишня

Нашёл выход

Случай в саду

Как Витя ел вишню

6. Рассказы детей.

Образец:

Однажды в субботу мама с Витей поехали в сад к бабушке. Бабушка очень обрадовалась Вите. Она собрала для него огромную миску спелых вишен, поставила её на стол перед Витей и сказала: «Угощайся, Витенька» . Витя очень обрадовался и сказал: «Спасибо, бабушка! Это самые мои любимые ягоды!»

Витя попробовал вишню и удивился: «О-О-о, какая вкусная, сладкая, сочная вишня! Мальчику очень понравилась вишня. Он стал с удовольствием её кушать. На столе стала появляться горка вишнёвых косточек.

Витя не мог удержаться. Рука тянулась и тянулась за ягодами. Витя завязал себе рот шарфом, чтобы больше не есть вишню. Тут пришла мама, увидела пустую миску и вскрикнула: «Витя, ты зачем съел сразу всю вишню? Тебе будет плохо, заболит живот! Не надо жадничать, нужно есть понемногу!»

Оценивается работа детей на занятии, качество рассказов.

Серия картин «Нашёл выход»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольника в подготовительной группе на развитие связной речи.

Тема «Фрукты»

Период обучения: I

Цель : актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Фрукты»

Задачи:

  • пополнение и уточнение словаря (горница, сочла)
  • развивать монологическую речь
  • закрепление употребление предлогов (над, под, между)
  • закрепить навык составления рассказа по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки
  • обогащать словарь образными выражениями языка (покраснел как рак)
  • учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту- воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
  • развитие мелкой моторики
  • развивать слуховое восприятие
  • совершенствование словесно — логического мышления
  • развитие связной речи

Оборудование:

  • Картинки с изображением фруктов; предметные картинки с изображением горницы. Сюжетные картинки по рассказу «Косточка», пособие для пальчиковой гимнастики, тарелка с натуральными сливами, фартук.

I. Ход занятия:

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии? Вчера? (готовили салат)

Какой салат? (фруктовый)

Из каких фруктов? (Яблоко,банан, киви, груша)

Где растут фрукты? (в саду, на дереве)

II: «Косточка».

Посмотрите внимательно на картинки.

Назовите фрукты (манго, персик абрикос, слива)

Что общего у этих фруктов? (внутри фруктов есть косточка)

Что мы делаем с косточкой, когда кушаем фрукт?

(Когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать)

Основная часть.

III. «Что где находится»

Ребята, посмотрите на картинки. Назовите все фрукты, что находятся между лимоном и яблоком.

Скажите полным ответом (между лимоном и яблоком находится слива).

Что находится справа от сливы? (справа от сливы находится лимон)

Что находится слева от сливы? (слева от сливы находится яблоко.).

Что находится над сливой?(над сливой находится банан)

Что находится под сливой? (под сливой находится апельсин).

IV. Пальчиковая гимнастика.

На доску вывешиваются опорные символы.

Палец толстый и большой (Разминаем большой пальчик)
В сад за сливами пошел
Указательный с дороги………… (показываем указательный жест)
Указал ему дорогу.
Средний палец – самый меткий, (соединяем средний и большой палец
Он сбивает сливы с ветки. и как бы сбиваем)
Безымянный собирает (разминаем пальчик)
А мизинчик господинчик,
В землю косточки бросает разминаем пальчик и как бы бросаем косточки)
Провести 2-3 раза.

V. Чтение рассказа «Косточка»

1) Чтение рассказа. Послушайте историю, которая произошла с мальчиком Ваней.

КОСТОЧКА
(Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

2) Словарная работа.

А что такое «горница»? Это светлая, красивая комната.

Как вы понимаете слово «сочла»?

Дети: Сосчитала.

3) Беседа по содержанию рассказа.

Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

Как вел себя Ваня?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

Признался ли Ваня в своем поступке?

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

В рассказе есть такое выражение «покраснел как рак», что оно означает?

Дети: Ваня стал красного цвета, как вареный рак.

А от чего Ваня покраснел?

Дети: Ваня покраснел от стыда

Почему беспокоился папа?

Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу — это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.

Почему после слов папы Ваня побледнел? Что он почувствовал?

Дети: Ваня побледнел от испуга, от страха.

Что ответил Ваня отцу?

Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко.

Почему Ваня заплакал когда все засмеялись?

Дети: Ваня заплакал, потому что ему стало стыдно за свой поступок.

А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

4) Рассмотрите картинки и выложите в правильном порядке. (Что было сначала, что произошло потом, а что было в конце)

5) Перескажите рассказ с опорой на картинки.

VI. Послушайте рассказ еще раз.

Инсценирование рассказа детьми.
Распределение детей по ролям.
Заключительная часть

VII. Итог занятия:

Что вам запомнилось больше всего на занятии?

Как называется рассказ, который вы пересказывали?

Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

Домашним заданием будет:

1) Пересказывать рассказ «Косточка».

2) «Одинаковые сливы».

Останкова Е.А.,
учитель-логопед

Конспект занятия

по развитию связной речи

для подготовительной к школе группы на тему:

"Составление описательного рассказа с использованием схемы".

Составила:

Рязанова Н. В.,

Воспитатель МКДОУ «д/с №26»,

г. Еманжелинск

2016 г

Цель: Формировать навыки связной речи у детей.

Задачи:

· Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

· Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

· Упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.

· Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

· демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты.

· схема для составления описательных рассказов; мяч.

Предшествующая работа:

· Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта».

· Чтение В.Маяковский «Кем быть?».

· Игра «Загадки о профессиях».

· Игра « Кто, что, для кого?».

· Игра «Доскажи словечко».

Ход занятия .

Воспитатель:

Ребята, нам сегодня утром почтальон принес письмо. Хотите, узнать от кого письмо.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка. Я со своими друзьями живу в Цветочном городе. У моих друзей разные профессии и у них получился спор, чья профессия лучше и важней. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему. В письмо я вложил картинки с профессиями и заданиями».

1. Игра «Отгадай названия профессии».

По мере отгадывания показываются картинки с изображением людей разных профессий.

  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
  • Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
  • Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
  • Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
  • Кто вас с ножницами встретит, пышно локоны завьёт? (Парикмахер ).
  • Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
  • Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)
  • Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

2. Игра «Исправь ошибку».

(Воспитатель зачитывает, а дети исправляют)

· Повар лечит, а врач готовит.

· Строитель стрижет, а парикмахер строит.

· Полицейский тушит, а пожарный арестовывает.

· Маляр рисует, а художник красит.

· Космонавт ездит, а шофёр летает.

Воспитатель: Молодцы!!!

Вставай в круг ребята, мы поиграем в другую интересную игру.

3. Игра с мячом «Кто, где работает?».

Рабочий – на фабрике, учитель – в школе, повар – в столовой, строитель – на стройке, доктор – в больнице, портной – в ателье, продавец – в магазине, парикмахер – в парикмахерской, пожарный – в пожарной команде, полицейский – в участке, воспитатель – в садике.

Воспитатель: Молодцы, проходим на стульчики.

4. Игра «Кому, что нужно для работы?».

(Нужно выбрать инструменты для определенной профессии).

– доктору нужен градусник, шприц, фонендоскоп;

– полицейскому нужна рация, оружие, наручники;

– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен;

– повару нужно половник, кастрюля, ножик;

– строителю нужно молоток, мастерок, дрель.

Физкультминутка.

Много профессий
на свете у нас!

Руки на поясе – повороты туловища вправо-
влево.

О них поговорим сейчас:

Развести руки в стороны.

Вот швея рубашки шьет,

Движения воображаемой иглой.

Повар варит нам компот,

«Мешаем» поварешкой.

Самолет ведет пилот -

Руки – в стороны,

На посадку и на взлет.

Опускают их вниз, поднимают вверх.

Доктор ставит нам уколы

Скрестить ук. пальцы над головой.
Движения: ладонь – кулак.

И охранник есть у школы.

Руки – согнуты в локтях «силовой жест»

Каменщик кладет кирпич,

Попеременно кладет кисти рук одна на другую
сверху – вниз.

А охотник ловит дичь

Делают бинокль из пальчиков.

Есть учитель, есть кузнец,

Загибают пальцы, перечисляя профессии

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Разгибаем пальцы.

Надо много знать, уметь

Повороты кистями (тыльная сторона ладошки).

Хорошо дружок учись!

Погрозить пальчиком.

И, конечно, не ленись!

Отрицательное движение указательным пальцем.

5. Игра «Кем ты будешь?». Дети отвечают предложением:

– Я хочу быть строителем, буду строить дома, школы.

– Я хочу стать поваром, буду готовить вкусную еду.

6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

· Название профессии.

· Место работы.

· Что делает человек данной профессии.

· Спецодежда. Головной убор.

· Что нужно ему для работы.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.

Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Он носит специальный фартук. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Я людей этой профессии уважаю.

(Самостоятельные рассказы детей).

7. Итог занятия.

Какие профессии вы сегодня узнали?

Ребята, как вы думаете, какая профессия самая лучшая и нужная?