Узнай, кем станет твой ребенок, по игрушкам, в которые он играет. Ток-шоу на тему: «почему ребенку нужна игра? Вредоносные последствия лишения игры в современной культуре

Африканские дети к концу первого года жизни обгоняют европейских по уровню психического и физического развития. Это обнаружила француженка Марсель Же Бер еще в 1956 году, проводя исследования в Уганде.

Причина этой разницы в том, что африканский ребенок не лежит в кроватке или в коляске. Он с рождения находится у маминой груди, привязан к ней платком или куском материи. Ребенок познает мир, постоянно слыша ее голос, ощущая себя под защитой материнского тела. Именно это чувство безопасности помогает ему быстрее развиваться.

Но в дальнейшем европейские дети обгоняют своих африканских ровесников. И этому тоже есть объяснение: около года их вытаскивают из колясок и дают им возможность играть. А дети в африканских странах рано начинают работать. В этот момент заканчивается их детство и останавливается их развитие.

Что происходит сегодня?

Вот типичная материнская жалоба:

«Ребенку 6 лет, и он совсем не хочет учиться. В детском саду он не высиживает за партой даже двух занятий, а всего их 4-5 каждый день. Когда он играет? Ну ведь у них в саду вся деятельность игровая, они там в тетрадках звездочки рисуют, это же игра. Но он много болеет. Ходит три дня в сад, а потом неделю сидит дома, и догоняем программу детского сада. А вечером у него кружки, хореография, уроки английского…»

Бизнес-консультанты говорят: «Рынок смотрит на ваших детей с двух лет». Они должны успеть пройти подготовку, чтобы попасть в три года в нормальное элитное заведение. А в шесть вы должны проконсультироваться у специалиста, чтобы определиться с профессией. Иначе ваш ребенок не встроится в этот конкурентный мир.

В Китае современные дети учатся с утра до ночи. И мы тоже движемся в эту сторону. Наши дети не очень хорошо ориентируются в пространстве, не умеют играть и потихоньку превращаются в африканских детей, которые в три года начинают работать.

Сколько длится детство наших детей?

С другой стороны, современные исследования антропологов и нейробиологов показывают, что детство и отрочество становятся более растянутыми.

Сегодня периодизация подросткового возраста выглядит так:

11–13 лет – предподростковый возраст (хотя у современных девочек месячные начинаются раньше, чем у предыдущих поколений, в среднем – в 11 с половиной лет);

13–15 лет – ранний подростковый возраст

15–19 лет – средний подростковый возраст

19–22 года (25 лет) – поздний подростковый возраст.

Получается, что детство продолжается сегодня до 22–25 лет. И это хорошо, поскольку люди живут все дольше и медицина быстро развивается. Но если ребенок уже в три года заканчивает играть и начинает учиться, сохранится ли его энтузиазм к моменту окончания школы, когда самое время начинать взрослую жизнь?

Поколение геймеров и 4 «К»

Сегодняшний мир компьютеризован, и на наших глазах выросло первое поколение геймеров. Они уже работают. Но психологи заметили, что у них совсем другая мотивация. Предыдущие поколения работали из чувства долга и потому что «так правильно». Мотивация молодых – увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно.

Лет через двадцать в мире останутся одни творческие профессии, остальное будут делать роботы. Это значит, что те знания, которые дает сегодня школа, им практически не пригодятся. А пригодятся те навыки, которые мы им дать не можем. Потому что мы не знаем, что им точно надо, или не имеем этих умений.

Мотивация молодых – увлеченность и вознаграждение. Работать из чувства долга они не видят смысла, им это скучно

Но наверняка известно, что им понадобится способность играть, особенно играть в командные игры. Ибо творческие профессии предполагают игру. И получается, что, отдавая ребенка во всякие развивающие кружки и секции, мы лишаем его того единственного навыка, который ему точно понадобится в будущем, – мы не даем ему возможности играть, проигрывать важные процессы и тренироваться на них.

Корпорации, работающие с образованием будущего, называют 4 «К» современного образования:

– креативность

– критическое мышление

– коммуникация

– кооперация

Тут и в помине нет математики, английского и других школьных предметов. Все они становятся лишь средством, помогающим нам научить детей этим четырем «К». Ребенок, обладающий навыками четырех «К», адаптирован к сегодняшнему миру. То есть он легко определяет недостающие ему умения и легко их добирает в процессе учебы: нашел в интернете – прочитал – понял, что с этим делать.

Компьютерная игра – это игра?

У педагогов и психологов есть два подхода к процессу геймификации:

1. Компьютерная зависимость ведет к тотальной потере связи с реальностью , и нам нужно бить тревогу. Потому что они живут в модуляторах реальности, забывают, как общаться, не умеют реально что-то делать руками, но делают в три клика то, что нам кажется очень сложным. Например, настроить только что купленный телефон. Они теряют связь с нашей реальностью, но зато у них есть связь с той реальностью, которая нам недоступна.

2. Компьютерные игры – это реальность будущего . Там ребенок отрабатывает навыки, необходимые для будущей жизни. Он играет с кем-то в Сети, а не сидит в одиночестве.

Агрессию ребенок тоже выражает в играх, поэтому в наши дни резко снизилась подростковая преступность. Возможно, современные дети меньше играли бы в компьютерные игры, если бы у них было с кем общаться в жизни. Компьютерные игры заменили те ролевые игры, в которые играли дети предыдущих поколений.

Есть одно отличие: в компьютерной игре реальность задают не сами игроки, а создатели игр. И родители должны понимать, кто делает эту игру и какой смысл он туда вкладывает.

Сегодня можно легко найти игры с психологическими нарративами, которые вынуждают ребенка думать, принимать решения, делать моральные выборы. Такие игры дают полезные психологические знания, теории и способы жизни. Старшие поколения получали эти знания из сказок и книг. Наши предки учились на мифах, на священных книгах. Сегодня психологические знания и теории переводятся в компьютерные игры.

Во что играют ваши дети?

Обычные ролевые игры, тем не менее, занимают важное место в жизни наших детей. И на основании базовых, архетипических сюжетов создаются и компьютерные игры.

Обратите внимание, в какие игры особенно любят играть ваш ребенок. Если он «зависает» на одной конкретной игре, значит, отрабатывает там недостающие ему навыки, восполняет дефицит каких-то эмоций. Подумайте, какой смысл заложен в этой игре? Чего ребенку не хватает? Признания? У него нет возможности выплеснуть свою агрессию? Он пытается поднять свою самооценку и у него нет шансов повысить ее другим способом?

Давайте рассмотрим, в чем смысл некоторых популярных ролевых игр.

Игра в доктора

Помогает отрабатывать самые разные страхи и саму технологию похода к врачу, процесса лечения.

Доктор – это такой человек, которого слушается мама. Он важнее мамы. Поэтому возможность поиграть в доктора – это еще и возможность поиграть во власть.

Кроме того, игра в больницу позволяет ему легитимно обследовать свое тело и тело товарища, а также домашних животных.

Если ребенок особенно настойчиво и регулярно манипулирует с воображаемыми медицинскими предметами – ставит клизмы, капельницы, то очень возможно, что он пережил уже опыт медицинского насилия. Дети плохо видят разницу между страданием от болезни и страданием от процесса лечения.

Игра в магазин

Игра в ресторан

В этой игре ребенок отрабатывает, прежде всего, свои отношения с мамой. Ведь ресторан – это приготовление еды, кухня, а кто самый главный повар в доме? Конечно, мама.

И в процессе «готовки» или приема гостей ребенок пытается с ней конкурировать, контролировать ее. Кроме того, он может безбоязненно проиграть самые разные чувства, которые испытывает к маме. Например, выразить свое недовольство, сказав, например, ей: «Фи, мне не нравится, у вас муха в стакане». Или тарелку случайно уронить.

Дочки-матери

Расширение ролевого репертуара. Можно побыть мамой, «отомстить» маме, взять реванш, наработать навыки заботы о других и о себе самом.

Потому что в дальнейшем девочке придется быть мамой не только для своих детей, но и для самой себя. Отстаивать свое мнение перед другими людьми.

Игра в войнушку

В этой игре можно попробовать быть агрессивным, учиться защищать свои права, свою территорию.

Символически – это представление внутреннего конфликта в игровой форме. Две армии, как две части психической реальности, сражающиеся между собой. Победит одна армия или две армии смогут договорится между собой? Ребенок отрабатывает технологии разрешения внутренних и внешних конфликтов.

Прятки

Многие взрослые сегодня не умеют играть со своими детьми. Взрослым скучно, еще и потому, что они не понимают смысла их действий. Но, как видите, смысл в ролевых играх заложен огромный. Здесь указаны лишь некоторые значения этих игр. Когда родители понимают, что, сидя рядом с ребенком и подавая возгласы «ох!» или «ах"» или двигая солдатиков, они повышают его самооценку или способствуют разрешению внутренних конфликтов, их отношение к игре меняется. И они сами начинают охотнее играть. Родители, играющие со своими детьми каждый день, делают для развития своего ребенка очень важную работу и получают заодно удовольствие.

Из выступления Анны Скавитиной на Международной практической конференции «Психология: вызовы современности», которая состоялась в Москве 21-24 апреля 2017 года.

Об авторе

– детский аналитик, член Международной ассоциации аналитической психотерапии (IAAP).

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Гай Серегин

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит «ав-ав», киса говорит «мяу-мяу», а папа говорит «Дайте мне яду и пять минут покоя». По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате - это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор - только один.

Машинка

Любовь ко всему, что на колесиках и умеет быстро делать «вжик-вжик», появляется неспроста. Это ответ на внутренний протест, который ребенок испытывает из-за необходимости существовать в столь жалком, медлительном и неуклюжем теле. Это тело не умеет летать, ему нужно то какать, то писать, а если оно врежется в стенку с разбега, то потом долго будет плакать. Кроме того, оно такое маленькое, а все взрослые вокруг здоровые и крутые. Новость о том, что мы умеем совершенствовать наши чахлые тела при помощи машин, приводит ребенка в восторг: отныне он может часами ползать по полу, катая перед собой самосвал размером с крысу и издавая звуки ревущего мотора (очень похожие). Известный американский детский психолог Джон Холт советует родителям маленьких автолюбителей уделять больше внимания детскому спорту . Такой «комплекс физической неполноценности», если машинки сами с ним не справятся, может привести к ряду психологических проблем во взрослом возрасте. Например, к маниакальному стремлению накачать гору мышц или прокачать своего виртуального супердвойника до 80-го уровня. Кстати, любовь к машинкам с детства - это чисто мужское. Девочки куда спокойнее относятся к игрушечным автомобильчикам, потому что большинство из них не слишком беспокоится о недостатке собственной мощи, а спокойно сидит на ручках у папы и показывает пальчиком, что нужно сделать, кого достать со шкафа и какую бяку прогнать.

Оружие

Не важно, шпага это из швабры, лук из березы или настоящий огнемет из лучшего китайского пластика. В любом случае это волшебная палочка для мгновенного уничтожения проблем. Нервные мамы очень любят рассказывать по телевизору, какая это глупость - дарить детям оружие, пусть даже игрушечное, и развивать в невинных крошках агрессию. Их можно успокоить: агрессивным детям оружие ни к чему . Агрессивные дети дерутся кулаками и первыми подвернувшимися под руку предметами, не воображая, что табуретка у них в руке, - это пылающий магический Эскалибур. Больше всего игрушечное оружие любят как раз дети неагрессивные, зато обладающие богатой фантазией, которая мгновенно переносит их из детской на далекие планеты, в криминальные районы или в кровавое прошлое, где они играют в борьбу за выживание. Как и машинки, пистолетики и пулеметики свидетельствуют о том, что ребенок не очень уверен в том, что выиграл бы в такой борьбе, случись она по-настоящему. В будущем он не будет ввязываться в проблемы, зато с удовольствием понаблюдает за ними со стороны, рассуждая, как это все можно было бы замечательно решить.

Солдатики

Глядя, как твой сын расставляет свои многотысячные полки (от былинных дружинников на правом фланге до дивизии «Мертвая голова» в арьергарде, по соседству с индейцами), не торопись гордо думать, что у тебя растет будущий Суворов. Вероятнее всего, у тебя растет будущий бухгалтер. Чтобы расстрелять всю эту орду за минуту из пластмассовой пушки, ее нужно битый час расставлять. Но в этом-то и вся прелесть. Склонность к систематизированию фактов, к собирательству и коллекционированию, к различению объектов по мельчайшим деталям и объединению их в группы по различным характеристикам говорит об уме последовательном, стремящемся к накоплению сведений. Эти качества полезны и в науке, но особенно они востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Правда, имей в виду, что без достаточных мотиваций (допустим, в виде кучи родительских денег, потраченных на его образование) такой систематизатор вполне может удовлетвориться карьерой отливщика серийных болванок на каком-нибудьзамшелом заводе. Лишь бы они получались такими восхитительно аккуратными.

Кукла

Это одна из самых сложных, важных и даже в чем-то опасных для ребенка игрушек. Мальчики обычно редко любят ими играть, особенно потому, что с младенчества им внушают: эта штука только для девчонок, а мужчине возиться с куклами стыдно. Тем не менее, если твой сын восхищенно застыл перед стойкой с Барби или пупсиками, не спеши бежать за валерьянкой.

«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет материнский инстинкт, - пишет сследовательница детской психологии, автор книги «Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер. - Девочка, беседующая с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Кукла - это модель человека, в том числе самого ребенка. И именно поэтому куклы-девочки вызывают меньше интереса у мальчиков своей явной половой неидентичностью.

Зато мальчик проводит подобные психологические манипуляции с солдатами, бравыми космонавтами и отважными ковбоями. Поэтому очень желательно, чтобы у него были в детской куклы-мужчины не самогомелкого размера. Оживляя куклу и наделяя ее частью сознания, ребенок, кроме того, обучается важнейшейфункции нашего вида - общению с себе подобными, контакту и передаче информации от личности к личности. «Именно общаясь с куклой, ребенок формулирует нормы поведения, эмоциональные оценки, свои первые общие этические тезисы, - продолжает Оклендер. - Кукла - это всевидящий и всеслышащий, все понимающий объект, который одновременно полностью покорен своему обладателю». Говоря проще, кукла для ребенка - это бог, раб, друг и одновременно это его собственное отражение. В отличие от живого человека - брата, приятеля или родителя, она не обладает собственной волей, что делает ее незаменимым объектом для всякого рода психологических тренировок.

Кстати, частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые при всей своей нечеловекообразности обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на все согласным собеседником.

Плюшевый мишка

Или зайка, собака, лошадка - не важно. Во-первых, дети, которые предпочитают в качестве наперсника модель не человека, а животного и при этом не любят кукол, демонстрируют довольно развившееся чувство видовой самоидентификации. Они с подозрением и даже неприязнью относятся ко всему, что похоже на человека, но человеком не является. Этот важный механизм встроен в большинство живых существ природой с целью регулирования сексуальных контактов со схожими, но непригодными для размножения видами. Объект, по внешним признакам похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает отторже-ние, страх или брезгливость. Кстати, это свидетельствует о здоровом желании продолжения своего рода. Такие дети часто стесняются смотреть на обезьянок, испытывают отвращение к клоунам , боятся людей с физическими нарушениями или представителей других рас. Куклы кажутся им неприятной пародией на человека, поэтому они избегают играть с ними. Во-вторых, важной особенностью игрушечных (да и живых) зверьков являются их мягкость и пушистость, которые очень важны для детей, по какой-либо причине часто испытывающих страх. Прикосновение к мягкому мы воспринимаем как успокаивающее и защищающее, переносящее нас в далекое первобытное младенчество, когда мы спасались от опасностей, крепко вцепившись в роскошные гривы или шерсть наших матерей.

Конструктор

Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками, которыми ты сам в детстве только пулял из рогатки в голубей, имевших неосторожность пролетать мимо твоего окна. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор - любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию. Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу. Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.

Неигрушки

В два года, когда понятие частной собственности еще недоступно ребенку, он играет с чем попало. Самое главное в предмете для него - новизна и необычность. Но уже в три года ребенок учится понятиям «мое» и «чужое» и начинает рассматривать свои игрушки как законную часть себя. Он предпочитает играть именно с ними и совершает набеги на чуждые владения, только если там завелось что-то ужасно интересное - типа папиного нового ноутбука, который наверняка будет отлично плавать в ванне, если налить туда побольше шампуня. Но некоторые дети, к отчаянию их родителей, продолжают отвергать игрушки, развлекая себя с помощью предметов бытового обихода. В сотый раз упав в обморок при виде рассыпанной по полу муки с красиво выложенным на ней узором из маминых противозачаточных таблеток, родители обычно тащат младенца на прием к психотерапевту, который и объясняет, почему это происходит: от глубокого недоверия к окружающим. Ребенок подозревает, что ему, как маленькому и слабому, подсовывается дрянь (положа руку на сердце, в чем-то этот мелкий скептик прав), а самые клевые вещи родители, конечно, оставляют себе. С однойстороны, такое отрицание собственности может сделать из ребенка будущего борца за свободу и братство во всем мире. Но также не исключено, что вырастет патологический клептоман. Так что почаще приглашай к ребенку гостей, чтобы он, увидев, как пришельцы захватывают его самолетики и заводных лягушек, понял их ценность.

Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения. Если ребенок болтает, когда рисует; если он сопровождает порчу бумаги рассуждениями вроде «А тут наши подлетают - тра-та-та! Бух! Убит и падает», то все идет правильно, фантазия зарождается, образы сменяют друг друга, юный демиург создает воображаемые миры. Даже если эти миры заканчиваются большими бурыми закаляками на весь лист, удержись от критических замечаний. Ты просто не видишь, какое кипение жизни происходит там, внутри, под всеми этими кляксами и загогулинами.

«Занятия и игры с водой не ставят задачу вырастить будущего Энштейна. Но именно в этих играх реализуется ребенок.»

Как уже не раз говорилось, раннее развитие — это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно могут стать таким условием.

Фото © Babybug Blog

Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Любому ребенку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!

Игры с водой - это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует , расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Все так или иначе способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Но главное - малыши получают первый опыт рефлексии (самоанализа).

Игры с водой - это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребенка. Только в этом случае ребенок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблюдения и личного опыта, высказывать суждения.

Знакомясь с многообразными свойствами воды, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.

Фото © Step2

В чем же состоит их особая ценность для развития ребенка?

  • они существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
  • развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
  • способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
  • совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;
  • помогают ребенку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;
  • создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Как мы видим, возможности воды для развития ребенка безграничны.

Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» дает несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.

А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Из книги «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома»

Елена Баранова «Развивающие занятия и игры с водой»

Купить в Лабиринт.ru

Перевод: Ирины Гифт.

Чтобы защитить детей, мы должны позволить им играть в то, что считается "опасным".

Многие думают, что страх – это негативное переживание, которого нужно по возможности избегать. Однако те, у кого есть дети или кто сам был ребенком, знают, что дети любят играть в рискованные игры – игры, сочетающие в себе радость свободы и некоторую долю страха, производящие будоражащее чувство.

Шесть категорий рискованной игры

Эллен Сэндсетер, преподаватель норвежского Университета королевы Мод (Queen Maud University) в городе Тронхейм, выделила шесть категорий рискованной игры, которая привлекает детей по всему свету. Это:

Большая высота.

Дети лазают по деревьям и разным конструкциям на пугающем расстоянии от земли, где они могут получить обзор мира с высоты птичьего полета и захватывающее чувство покорения вершины.

Большие скорости.

Дети качаются на канатах, веревках или на качелях на детской площадке; катаются на санках, лыжах, коньках или с горок во дворе; спускаются по быстрым рекам на бревнах и лодках; а также катаются на велосипедах, скейтбордах и других приспособлениях, достаточно быстрых, чтобы вызвать захватывающее чувство, когда практически, но не полностью теряешь контроль.

Опасные инструменты.

В зависимости от культуры дети играют с ножами, луками и стрелами, сельскохозяйственными аппаратами (тут сочетается работа и игра) или другими инструментами, которые могут быть потенциально опасными. Конечно, дети чувствуют большое удовлетворение от того, что им доверили такие инструменты, но также и захватывающее чувство контроля над ними, зная, что ошибка может привести к травме.

Опасная среда.

Дети любят играть с огнем и в глубоких водоёмах или рядом с ними, что представляет некоторую степень угрозы.

Куча-мала.

Дети по всему миру гоняются друг за другом и устраивают игровые драки, и обычно они предпочитают быть в самой уязвимой позиции – того, кого догоняют, или того, на кого нападают в драке, – положение, влекущее наибольшую степень риска и требующее больше всего навыков, чтобы его преодолеть.


Исчезнуть/потеряться.

Дети помладше играют в прятки и испытывают захватывающее чувство временного, пугающего разделения с товарищами по игре. Дети постарше отправляются куда-то подальше от взрослых, в места для себя новые и наполненные воображаемыми опасностями, включая опасность потеряться.

Эволюционная ценность рискованной игры

Детеныши других млекопитающих также получают удовольствие от рискованной игры . Козлята бегают вдоль крутых обрывов и неловко подпрыгивают в воздух, делая приземление затруднительным. Детеныши обезьян играючи качаются с ветки на ветку – достаточно далеко, чтобы проверить свои способности, и достаточно высоко, делая возможное падение болезненным. Молодые шимпанзе любят бросаться с высоких ветвей на более низкие, едва не падая на землю. Молодняк большинства видов млекопитающих, не только нашего, проводит много времени, гоняясь друг за другом и устраивая игровые драки, и они тоже предпочитают быть в уязвимой позиции.

С точки зрения эволюции вопрос о рискованной игре очевиден: зачем она нужна? Она может стать причиной травмы (хотя серьезные травмы редки) и иногда (очень редко) смерти, почему тогда она уцелела в результате естественного отбора? Тот факт, что она уцелела, служит доказательством того, что ее преимущества перевешивают риск. Каковы эти преимущества? Наблюдения за лабораторными животными дают нам некоторые подсказки.


Ученые нашли способ лишить крысят игры в течение критической фазы их развития, не лишая их общества соплеменников. Крысята, взращенные таким образом, вырастают эмоциональными инвалидами . Когда их помещают в новую среду, они чрезмерно пугаются и не могут адаптироваться и изучить обстановку, как сделала бы обычная крыса. Когда их помещают с незнакомым сверстником, они либо оказываются парализованы страхом, либо срываются в неуместную, неэффективную агрессию. Подобные открытия были сделаны и в более ранних экспериментах по лишению игры с детенышами обезьян (хотя показатели в этих экспериментах были не такими явными, как в последующих экспериментах с крысами).

Эти открытия дополнили теорию регуляции эмоций в игре: теория заключается в том, что главная задача игры – научить молодняк млекопитающих регулировать страх и гнев. В рискованной игре молодежь дозировано получает то количество страха, с которым может справиться, и тренируется сохранять присутствие ума и адаптироваться к этому страху. Они узнают, что они могут справиться с этим страхом, преодолеть и пережить его. В играх типа "куча-мала" они могут испытывать гнев, потому что один игрок случайно может причинить другому боль. Но для того, чтобы продолжить играть, продолжить развлекаться, они должны преодолеть этот гнев. Если они сорвутся, игра окончена. Таким образом, согласно теории регуляции эмоций, игра, среди всего прочего, – это способ для молодняка млекопитающих научиться контролировать страх и гнев таким образом, чтобы они могли справиться с реальной опасностью и тесно взаимодействовать друг с другом, не подвергаясь отрицательным эмоциям.

Вредоносные последствия лишения игры в современной культуре

На основе этого исследования Сэндсетер в 2011 году написала в своей статье в журнале "Эволюционная Психология": "Мы можем наблюдать увеличение уровня неврозов и психопатологии в обществе, если детям не дают участвовать в соответствующей их возрасту рискованной игре". Она написала это в качестве предсказания на будущее, но я проанализировал данные – в своей книге "Свобода обучения" (Free to Learn) и других работах , – которые показывают, что будущее уже давно наступило.

Если вкратце, доказательство состоит в следующем. За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Вернитесь к списку из 6 категорий рискованной игры. В 1950-е годы даже маленькие дети регулярно играли всеми перечисленными способами, и взрослые ожидали и разрешали подобную игру (хотя им и не всегда это нравилось). Сегодня таких родителей, которые разрешают подобные игры, соседи, а то и государственные органы, обвинят в пренебрежении.

Вот – признаюсь, ностальгическое отступление – лишь несколько примеров моих собственных игр в 1950-е:

– В возрасте 5 лет я ездил на велосипеде со своим 6-летним другом через весь поселок, в котором мы жили, и по его окрестностям. Наши родители устанавливали границы, к какому времени мы должны вернуться, но не ограничивали наши передвижения. (Естественно, тогда у нас не было сотовых телефонов, никаких средств связи на случай, если мы потеряемся или получим травму.)

– С 6 лет я и все мальчишки, которых я знал, носили с собой перочинный нож. Мы использовали их не только для вырезания, но и для различных игр, где мы бросали нож в цель (но никогда – друг в друга).

– Помню, в возрасте 8 лет я и мои друзья проводили перемены и перерыв на обед в школе, устраивая борьбу в снегу или на траве на берегу реки возле школы. Мы организовывали поединки. Никто из учителей или других взрослых не обращал внимания на нашу борьбу, а если и обращали, никогда не вмешивались.

– Когда мне было 10-11, мы с друзьями на весь день ходили в походы на коньках или лыжах на 8-километровое озеро рядом с нашим поселком в штате Миннесота. У нас с собой были спички, и время от времени мы, изображая храбрых исследователей, останавливались на островах, чтобы развести костер и согреться.

– Кроме того, в возрасте 10-11 мне разрешали управлять большим опасным ручным печатным станком в печатной мастерской, где работали мои родители. На самом деле, по четвергам я часто пропускал уроки в школе (в 5-6 классе), чтобы напечатать еженедельную газету нашего городка. Учителя и школьная администрация никогда не возражали, по крайней мере, я никогда об этом не слышал. Я думаю, они понимали, что в печатной мастерской я получаю более ценные уроки, чем мог бы получить в школе.


Такое поведение не было исключением в 1950-е годы. Мои родители были несколько более доверяющими и терпимыми, чем большинство родителей, но не намного. Сколько из этого было бы допустимо для родителей и других взрослых из госорганов сегодня? Вот показатель того, как далеко мы ушли: по результатам недавнего опроса тысяч родителей в Великобритании 43% считают, что детей до 14 лет не нужно отпускать куда-то одних, другая половина считает, что эту свободу не стоит предоставлять им до 16 лет! Могу предположить, что примерно такие же цифры были бы и в результате опроса родителей в США. Приключения, раньше нормальные для 6-леток, теперь не позволены даже многим подросткам.

Как я уже сказал, за тот же период, за который мы наблюдали такой значительный спад в свободе детей играть, а особенно в свободе рисковать, мы наблюдали такой же значительный подъем в разного рода умственных отклонениях у детей. Лучшее доказательство этого можно найти в анализе показателей стандартных клинических опросников, которые даются без изменений нормативным группам детей и молодых людей на протяжении нескольких десятилетий. Подобный анализ говорит о том, что по сегодняшним стандартам в 5-8 раз больше молодых людей страдают от значительного, с врачебной точки зрения, уровня тревожности и депрессии, чем в 1950-е. Рост детских психопатологий был таким же неуклонным и постепенным, как и снижение детской свободы рисковать.

Эта история столь же иронична, сколь трагична. Мы лишаем детей свободной, рискованной игры якобы, чтобы защитить их от опасности, но, поступая так, мы создаем условия для развития умственного отклонения. Дети созданы природой таким образом, чтобы самим научиться эмоциональной устойчивости, играя в рискованные игры, затрагивающие эмоции. В итоге, ограничивая подобные игры, мы создаем большую опасность, чем если бы их позволяли. Кроме того, мы лишаем их развлечения.

Чтобы игра была безопасной, она должна быть свободной, а не сдерживаемой, управляемой или навязанной взрослыми

Дети очень мотивированы играть в рискованные игры, но они так же прекрасно знают собственные возможности и избегают риска, который не могут вынести физически или эмоционально. Дети значительно лучше нас знают, что они могут вынести. Если взрослые давят или даже поощряют детей рискнуть, когда они к этому не готовы, результатом может стать травма, а не захватывающее чувство риска. Дети, даже одинакового возраста, комплекции и силы, очень разные. Что захватывает одних, травмирует других. Когда учителя на уроках физкультуры требуют от всех учеников лазить по канату или по шесту к потолку, некоторые дети, для которых это слишком большая нагрузка, испытывают эмоциональную травму и стыд. Вместо того, чтобы научить их карабкаться и испытывать чувство высоты, такой опыт навсегда отвращает их от подобных приключений. Дети знают свою меру страха, с которой они могут справиться, и чтобы использовать это знание, они должны сами быть ответственными за свою игру. [В скобках хочу отметить, что относительно небольшой процент детей склонны переоценивать собственные способности и регулярно травмируются в рискованной игре. Таким детям нужна помощь, чтобы научиться самоограничению.]

Ирония состоит в том, что дети с большей вероятностью могут травмироваться в спорте под руководством взрослых, чем в самостоятельно выбранной и направляемой ими самими игре. Это происходит потому, что поощрение взрослых и их соревновательный азарт заставляют детей рисковать – травмировать себя и других,- как они бы не стали делать по собственной воле. Кроме того, в таких видах спорта их поощряют специализироваться на чем-то одном и поэтому чрезмерно использовать определенные мышцы и суставы. Согласно недавним данным из Центра США по контролю и предовращению болезней более 3,5 миллионов 14-летних детей в год лечатся от спортивных травм. Это 1 из 7 ребят, занимающихся спортом. Благодаря взрослым, которые поощряют молодых бейсболистов бросать мяч с такой силой, что они могут вывихнуть локоть, поощряют молодых игроков в американский футбол сталкиваться настолько сильно, что у них происходит сотрясение мозга, поощряют молодых пловцов тренироваться так часто и усиленно, что им требуется операция плечевых суставов, – благодаря им спортивная медицина для детей стала большим бизнесом. Дети, играющие ради собственного удовольствия, редко концентрируются на чем-то одном (им нравится разнообразная игра), и они останавливаются или меняют игру, когда им больно. Кроме того, поскольку они играют ради удовольствия, они стараются не причинять боль товарищам по игре. Взрослые, захваченные соревновательным азартом или надеждой на дальнейшую спортивную стипендию*, идут против природного механизма предотвращения травм.

Итак, мы лишаем детей собственной, выбранной ими захватывающей игры, считая ее опасной, хотя на самом деле она таковой не является, а ее преимущества перевешивают мнимую опасность. Когда же мы поощряем детей специализироваться в соревновательных видах спорта, опасность получить травму действительно довольно велика. Пора нам пересмотреть свои приоритеты.

* Спортивная стипендия в США дает возможность покрыть полностью или частично стоимость обучения, проживания, питания, страховки и других расходов студентов, поэтому ее получение может быть весьма желательным для родителей.

Sandseter, E. (2011). Children’s risky play from an evolutionary perspective. Evolutionary Psychology, 9, 257-284.
Spinke, M., Newberry, R., & Bekoff, M. (2001). Mammalian play: Training for the unexpected. The Quarterly Review of Biology, 76, 141-168.
Например, Pellis,S., & Pellis, V. (2011). Rough and tumble play: Training and using the social brain. In A. D. Pelligrini (Ed.), The Oxford handbook of the development of play, 245-259. Oxford University Press.
LaFreniere, P. (2011). Evolutionary functions of social play: Life histories, sex differences, and emotion regulation. American Journal of Play, 3, 464-488.
Gray, P. (2011). The decline of play and the rise of psychopathology in childhood and adolescence. American Journal of Play, 3, 443–463.
Referenced in Burssoni, M., Olsen, L., Pike, I., & Sleet, D. (2012). Risky play and children’s safety: Balancing priorities for optimal development. International Journal of Environmental Research and Public Health, 9, 3134-3148.
Прекрасный пример того, какой вред наносят взрослые детям, занимающимся спортом, – книга Until It Hurts, автор Mark Hyman.