Конспект занятия на тему кукла. Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема урока: «Обрядовая кукла». В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .

Цель урока :: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны, познакомить учащихся с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изготовить традиционную русскую куклу-берегиню «Желанницу»

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с презентацией, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.

Дидактическое обеспечение: образцы кукол, инструкционные карты.

Оборудование: компьютер, проектор

Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература.

Ключевые слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, игровая кукла, обереговая кукла, обрядовая кукла.

Оформление в классе: выставка “Народная кукла”

Звуковой ряд:

● вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, ленты, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета, ножницы, нитки.

План урока:

1.Организационный блок (2 мин)

2.Мотивационный блок) (6 мин)

3. Информационный блок (7 мин).

4.Физминутка (1мин)

5.Аналитический блок (практический). (20 мин) 6.Выставка и оценивание работ (3мин) 7.Информация о домашнем задании (2 мин) 8.Рефлексия. (3 мин)

Тема урока: «Обрядовая кукла ».

Задачи: Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная : воспитывать художественно-образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через использование декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно изготавливать традиционную русскую куклу-оберег;

Личностные : осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные(УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор материалов; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Домашнее задание . Русские народные обряды. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. Занести в словарь и выучить определения, найти в интернете понятие «оберег» и рассказать о значении в народном творчестве, сделать презентацию «Обрядовые куклы».

Оборудование:

Для учителя: 1. образцы традиционной русской куклы-оберега, открытки; 2.Карточки- опросники; 3.мультимедийная презентация «обрядовая кукла» .

4.Сундучок

Для учащихся:

1.Справочный материал, карточки

2.Лоскут ткани ≈ 40x25; 20*20 – белого цвета (ткани все х\б);

3. Разноцветные кусочки ткани для юбки – 15 x25 см; 8 x10см;

4. треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 15x15см;

5.Тесьма, кружева,ленты;

6. Нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета;

7.Ножницы;

8.Правила техники безопасности.

Музыкальный ряд:

1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

    «Золотое кольцо» Н. Кадышева

    «Русская песня» Н. Бабкина

    Л. Зыкина, народные песни

Литературный ряд:

1.Стихи о обрядовых куклах; 2.Сообщения (о традиционных обрядовых куклах) учащихся выполненные дома (заранее)

Индивидуальная работа : во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ этапов выполнения работы, оказывает помощь учащимся.

Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что

Для этого необходимо.

Этапы урока

1. Организационный момент.(2 мин)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Мобилизующее начало урока:

Добрый день 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь

Прежде чем начать урок мы попросим выйти из класса лень, рассеянность, страх, а позовем на помощь кого? смелость, сообразительность и вдохновение.

Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и приступим к работе.

2.Мотивационный блок (5мин)

-Актуализация знаний. Введение в тему (2мин)

Ребята, а чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадки.

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

У моей сестренки - дочка:

Кудри, розовые щечки.

Если доченька болеет,

То сестра ее жалеет.

Эта дочка - понарошку,

Ведь сестра пока что крошка. (Кукла)

Да действительно речь сегодня пойдет об игрушках а, именно о куклах.

Ребята, а вы любите играть в игрушки? А что вы испытываете, когда играете в игрушки?

В игрушки вы играете сейчас и играли во все времена.

Слайд-2,3

Но и куклы бывают разные и назначение у них разное. Есть куклы игрушки, А какие еще? Как вы думаете? Давайте посмотрим на экран: вот куклы сувенирные, статуэтки, ростовые куклы, куклы для кукольного театра, и еще куклы- манекены которые демонстрирую нам одежду на витринах магазинов, и еще куклы обереги. Вот о них сегодня у нас с вами и пойдет речь.

Слайд-4

А как вы думаете, что такое оберег?

Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Вопросы:

-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?» Слайд №5 (тема урока)

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

-Определение целей урока (2 мин)

Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Почему, на ваш взгляд, ребята, мы будем изучать тему «Ообрядовая кукла- оберег?

3. Информационный блок (8мин)

Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала).


Чтобы познакомиться с русскими традициями

Чтобы познакомиться с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изучить технологию изготовления традиционной русской куклы-берегини

Учитель: Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату…

Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки, бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.

Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не было лица. Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?

Ответ: (Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека.

Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.

Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух).

Учитель : Вы получили задание на дом: узнать о разновидностях славянских кукол.

Собрались как-то девчушки

Озорные хохотушки,

Посидеть и поболтать,

В куклы вместе поиграть…

Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)

Что же он в себе таит?

Не простые в нем игрушки!

Обереги - наши куклы!

Чтобы их узнать поближе-

Надо всем нам сесть потише…

И прислушаться к девчушкам,

Развеселым хохотушкам!

1.Ученик: (слайд-6) Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до появления ребенка на свет, мать делала куколку Пеленашку , тщательно соблюдая одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки: ведь куколку эту нельзя было ни уколоть, ни порезать - считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.

Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", - чтобы не сглазить ребенка.

2.Ученик:( слайд 7) Чтобы воздух в доме был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу» . Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

3.Ученик: (слайд 8) Свадебную куклу делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог.

Она была оберегом красоты невесты.

Почему в наряде куклы преобладает красный цвет?

(На Руси красный цвет считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу). Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и молодости, жизненной силы.

4. Ученик: (Слайд-9) Мощной защитой против злых сил считались свадебные куклы-неразлучники , которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало.

Учитель : В чем особенность этих кукол?

Ученик: Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку").

6.Ученик: (Слайд 10) Филипповка или кукла «Десятиручка» - это самая нужная куколка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие.

Учитель: Для чего кукле делали много рук?

Ученик: Имея множество рук, она помогает женщине в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.

7. Ученик: (слайд-11) Кукла Перевертыш, Девка-баба. Девка-Баба - в народе ее еще называют Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А Баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает две сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

8. Ученик: (Слайд-12) Кукла День и Ночь (она относится к двуликим или парным куклам ). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

9.Ученик: (Слайд-13) Лихорадки (лихоманки, трясавицы) выманивали из дома беду и болезни.

10.Ученик: (Слайд-14) Купавка делалась в день Аграфены Купальницы для избавления от недугов.

11.Ученик: (Слайд-15) Кукла «Зерновушка» - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу рядом с иконами. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в семье голод. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Ученик: Будем знать теперь и мы-

Куклы тайнами полны!!!

И дома оберегают,

И удачу зазывают,

Куклы в доме всем нужны-

В них секреты старины…

Учитель : Все эти и другие куклы были оберегами для славянских народов.

А вы любите загадывать желания?

Слайд-16

Тогда для вас традиционная русская кукла Желанница. Такая подружка - кукла

Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, а когда оно исполнится, нанижешь на поясок вокруг куколки бусинки и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания. А сейчас подумайте и ответьте:

1.По вашему мнению, можно ли играть с куклой – берегиней как с обычной игрушкой?

2.Как вы будете прикасаться к берегине?

3.А у вас появилось желание сделать куклу-берегиню Желанницу?

4. Физкультминутка (2 мин.)

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

5. Аналитический блок (практический). (20 мин)

- Вспомните, чему мы должны научиться?

Изготовлению традиционной русской куклы-берегини «Желанници»

Отгадайте, девочки, загадку:

Что более всего пригодится вам сегодня, чтобы самостоятельно изготовить куклу-берегиню:

Мы проворные сестрицы

Две сестрицы – мастерицы,

Пишем, шьём, рисуем, вяжем,

Про себя мы вам расскажем . Ответ: (руки).

Для изготовления куклы – оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:

Ткани я цветной кусок – называюсь…. (лоскуток).

Птичка невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт
(иголка).

Она соединяет детали изделия между собой (нить).

Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.Бумага в нашей пасти Разделится на части
(ножницы).

И так, для изготовления куклы-берегини нам понадобятся (Слайд 18):

Ткань белая, ручная игла, катушка белых ниток, атласная лента, цветная ткань,

ножницы

Перед началом исполнения задания соблюдайте правила ТБ при выполнении ручных работ. Давайте их повторим:

2. Во время работы:

быть внимательной, работать иглой аккуратно, чтобы не проколоть палец руки;

вкалывать иглы только в игольницу;

класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Этапы изготовления куклы-берегини.

Начинаем работать, помогаем друг другу, не мешая остальным.

Контроль

-индивидуальный

-выборочный

Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.

(Учитель обговаривает каждый этап изготовления куклы).

Учитель: 1 этап . Возьмите лоскут белой ткани размером 60*60 см и скрутите трубочкой

(слайд 19).

2 этап. Полученную трубочку согните пополам, от верха согнутой трубочки отложите 4-5 см, возьмите нитку и туго замотайте трубочку на расстоянии 4-5 см от места сгиба. У нас получится голова (слайд 20). В отверстие головы подложите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.

3 этап. Возьмите лоскуток белой ткани размером 30*30 см, согните ее треугольником, во внутрь треугольника подставьте заготовку-трубочку, чтобы в центре оказалась голова (слайд 13).4 этап. Возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы.

5 этап. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. С помощью нитки отметьте на заготовке кулачки. Для этого отступите от кончиков 1 см и скрутите это место ниткой.

6 этап. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмите цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправьте двойную нить и завяжите узел. Отступите от длинного края 3-5 мм и проложите на лоскуте прямой намёточный шов. Присборьте лоскуток ткани на нитке, немного потянув её, чтобы получилась юбка для куклы (слайд 24).

7 этап. Теперь юбку оденьте на куклу и закрепите её с обратной стороны, на спине (слайд 17).8 этап. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежьте фартук и приложите его к передней части юбки, затем закрепите 2-3 стежками на спине.

9 этап. Закрепите юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжите на бантик с задней стороны куклы. Завяжите кукле косынку, которую сделайте из цветной треугольной ткани.

Завязывая пояски на туловище куклы, загадывали желания и приговаривали:

Чтобы в доме был достаток,

Чтобы хлеб всегда был сладок,

Чтобы рыба шла к вам в сети,

Чтоб здоровы были дети!-

А вы теперь продолжайте…..

Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.

Говорят, желания обязательно сбудутся!

Учи Учитель: Вот какая кукла-берегиня у нас получилась! (показывает готовую куклу).

Давайте устроим выставку ваших куколок.

(ученики показывают своих кукол – берегинь, выставляют их на отдельном столе).

Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.

Стих о кукле читает ученик

Эту куклу-берегиню

Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.

Эта кукла–берегиня
Обладает тайной властью.
Издавна любой народ
Сберегает от напастей.

Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет
Счастье в дом ваш принесет

Закрепление знаний.

Учитель : А теперь давайте поведем итог практического занятия.

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1. Ребята, о чём мы сегодня узнали на уроке?

2. из чего изготавливается кукла – оберег?

3. какие инструменты, материалы и приспособления мы использовали для изготовления куклы?

Ученик: Куклы возникли в глубокой древности, они служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Ученик: Кукол изготавливали из ткани, соломы, глины, мочала, ниток, бересты, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером

Ученик : ткань белую и цветную, нити, ленты, ножницы.

6.Выставка и оценивание работ (3 мин)

7.Домашнее задание (1 мин)

8. Самооценка. Рефлексия .(2 мин)

Учитель:- Предлагаю оценить свою работу на уроке

по 5-балльной системе.

Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, довольны ли вы своей работой?

Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Самым интересным на уроке было…»

Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга, помогали исправить ошибки.

Ребята, давайте подарим нашим гостям обрядовую куклу.

Учитель: Закончить урок разрешите словами Александра Твардовского –

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к этой большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».

План – конспект

занятия средствами изобразительной и

декоративно-прикладной деятельности

на тему: «Кукла детства» (рисование, дизайн одежды)

Цель занятия: создание условий для развития у обучающихся творческого воображения, задатков самовыражения, креативного мышления посредством изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

1) формирование интереса детей к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, посредством которых можно выразить своё видение окружающего мира;

2) углубление знаний о бумажной кукле, о её исторических корнях;

3) ознакомление с характерными особенностями стиля одежды для куклы и изучение сходства/различия между женской и мужской одеждой;

Развивающие:

1) развитие художественно-творческих и креативных способностей обучающихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

2) развитие вкуса и стиля, внимания и логического мышления;

3) развитие способностей к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные:

2) воспитание у обучающихся интереса к новому виду творческой деятельности и техникам исполнения;

3) воспитание аккуратности и формирование индивидуального самовыражения в работе.

Вид занятия: изобразительная и декоративно-прикладная деятельность.

Контингент: 7-9 лет;

Оборудование занятия и материалы:

Для детей: альбомный лист (А4), ножницы, простой карандаш, ластик, фломастеры и цветные карандаши, заранее распечатанные изображения картонных бумажных кукол (для девочек и для мальчиков).

Для педагога : демонстрационный материал: готовая кукла с комплектом одежды, фотографии с современной одеждой для детей.

Литературный ряд : загадки о куклах.

План занятия

Вводная часть:

    Организационный момент. Техника безопасности при работе с ножницамии клеем.

    Сообщение темы. Постановка целей и задач занятия.

    Погружение в тему. Вводная беседа «Игрушка далёких лет».

    Просмотр материалов и образца бумажной куклы.

    Бумажная кукла – произведение искусства.

    Знакомство с технологией изготовления одежды для куклы.

    Современные виды и стили дизайнерской одежды.

    Физкультминутка.

Основная часть:

9. Объяснение и пошаговое выполнение сначала формы одежды, особенности женского/мужского дизайна, а затем индивидуальное раскрашивание.

10. Самостоятельная работа детей над выполнением одежды для бумажной куклы.

Итоговая часть:

11. Анализ выполненной работы.

12. Обсуждение и подведение итогов занятия.

13. Фотографирование детей со своими работами.

Ход занятия

Вводная часть:

    Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию. Наличие необходимых материалов и оборудования. Беседа по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

    Сообщение темы. Постановка целей и задач занятия.

    Погружение в тему:

Ребята, отгадайте загадку:

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

Вводная беседа: «Игрушка далёких лет»: о «рождении» бумажной куклы, о трепетном отношении к такой игрушке, о родителях, которые играли с такими игрушками.

    Просмотр материалов и образца бумажной куклы с комплектом одежды.

    Бумажная кукла – произведение искусства.

Ребята, а как вы думаете, когда появилась эта игрушка и для кого она была предназначена или может быть бумажная кукла была создана вовсе не для игры? (Ответы детей).

- Давайте же сегодня на нашем занятии попытаемся разобраться, какова же была роль этой обычной, на первый взгляд, бумажной игрушки? Ещё в 18 веке кутюрье использовали бумажные куклы для создания и демонстрации своих нарядов. Такие куклы были целым произведением искусства. Изящно и до тонкости расписанные, их могли позволить себе приобрести лишь состоятельные дамы. В это время они еще не были детской игрушкой. В детские руки впервые бумажные куклы попали лишь в середине 19 века. Многие западные типографии принялись за их массовый выпуск. От недорогих бумажных кукол, которые мог приобрести любой желающий, до далеко недешевых. Стоимость варьировалась в зависимость от плотности и качества бумаги, печати, детализации куклы и ее нарядов, а также от оформления в целом.

Стали появляться отдельные журналы, посвященные бумажным куклам. По одежде и прическам можно отследить историю моды: пышно разодетые куклы в викторианском духе, утопающие в оборках, бантах и кружевах, детки, разодетые в нежные костюмчики и даже кукол в военной форме.

Завоевав сердца кукольников в Европе, после второй мировой войны бумажные куклы стали появляться и в нашей стране. Бумажные куклы можно было встретить в популярных в то время журналах «Работница» и «Крестьянка». Сейчас в каждом книжном магазине или киоске продаются целые книжки с бумажными куклами и их гардеробом. Несмотря на огромный выбор виниловых, текстильных, фарфоровых и других кукол, бумажная кукла остается по-прежнему одной из популярных и любимых игрушек.

    Знакомство с технологией изготовления одежды для куклы.

Для того, чтобы изготовить одежду для бумажной куклы, художник-дизайнер придумывает вид и стиль этой одежды, который соответствует эпохе данного времени, возрасту данной куклы (взрослый, подросток, ребёнок и т.д.) или создаёт новый стиль будущей моды с учётом новых требований и запросов от окружающих людей. Так создаётся одежда и гардероб для бумажной модели.

    Современные виды и стили дизайнерской одежды.

Многим (особенно девочкам) нравятся пышные бальные платья с множеством оборок, изящные аксессуары к таким платьям и юбкам. Мальчикам больше нравится современный стиль одежды с ярко выраженным направлением в моде (стиль рэпа, хип-хопа, спортивный стиль и т.д.).

Давайте посмотрим на фотографии современной одежды для детей (для девочек и для мальчиков) – всё это придумывают и разрабатывают художники, модельеры, дизайнеры одежды.

Сегодня на занятии вы станете настоящими художниками-дизайнерами и придумаете для своей модели-куклы авторскую одежду. Но вы её не только придумаете, но ещё и сделаете своими руками, чтобы ваша кукла приобрела свой индивидуальный стиль и шарм. Можете придумать такую одежду, которую сами хотели бы одевать и с удовольствием носить.

    Физкультминутка:

Куклы хлопать все умеют,

Своих ручек не жалеют,

Вот так, вот так.

Куклы топать все умеют,

Своих ножек не жалеют,

Вот так, вот так.

А теперь и мы пойдём,

С куклами плясать начнём.

Вот так, вот так пляшет куколка у нас.

Основная часть :

9. Объяснение и пошаговое выполнение сначала формы одежды, особенности женского/мужского дизайна, а затем индивидуальное раскрашивание:

Обведение заготовленного шаблона модели-куклы простым карандашом на альбомном листе;

Прорисовка на обведённом контуре фигуры частей одежды – верхнюю часть, рукава, нижнюю часть одежды. Особое внимание надо уделить особенностям женского и мужского стиля одежды (у девочек – расширенные к низу платья или юбки, у мальчиков – брюки или бриджи совпадают с контуром фигуры);

Добавление небольших прямоугольников (зажимов) к одежде в области плеч и талии;

Раскрашивание фломастерами и цветными карандашами внешний вид одежды для куклы;

Вырезание раскрашенной одежды по контуру вместе с небольшими прямоугольниками (зажимами);

Загибание прямоугольников (зажимов) и «одевание» готовой одежды на куклу.

10. Самостоятельная работа детей над выполнением одежды для бумажной куклы.

Обучающиеся:

Самостоятельно обводят карандашом заготовленный шаблон бумажной куклы (из картона);

Прорисовывают сверху контура фигуры куклы одежду с учётом женского или мужского стиля;

Раскрашивают внешний вид одежды, при этом добавляя в области плеч и талии небольшие прямоугольники (зажимы);

Аккуратно вырезают раскрашенную одежду ножницами (не срезая прямоугольников!);

Загибают прямоугольники (зажимы);

- «одевают» сверху на фигуру куклы изготовленную одежду, прижимая зажимы к плечам и талии фигуры куклы.

Итоговая часть :

11. Анализ выполненной работы.

12. Обсуждение и подведение итогов занятия.

- Ребята, у вас получились удивительные и неповторимые авторские куклы со «своим» стилем и со своей модой. Может быть, когда вы вырастите, кто-нибудь из вас станет великим и известным модельером или дизайнером. Дома вы можете продолжить создание гардероба для своей куклы, придумать и сделать для неё подругу/друга и вместе с друзьями (сёстрами/братьями) играть и создавать новую одежду. А теперь пришла пора подвести итог нашего занятия. Скажите, кем вы были и чем занимались на занятии? (Ответы детей).

13. Фотографирование детей со своими работами.

Куклы-закрутки

Закрутка — это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы — дело вкуса хозяйки!

Последовательность выполнения работы:

Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см:
1 из однотонной ткани,
3 штуки из разноцветной ткани,
1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка).
Кусочки ватина или синтепона.

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.

Сделать два шарика из разноцветной тканиэто грудь куклы.

Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.

Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки).

Кукла готова!

Столбушка

Береза — одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Исследователи описывают много игр деревенской молодежи, которые называли Столбушками. В некоторых из них непременными атрибутами были вещи или поделки, сделанные девушками во время посиделок перед Рождеством. В основе Владимирской Столбушки — кусок бересты, в основе Курской и Архангелогородской — плотно скрученная столбиком грубая ткань.

Тряпичная кукла-закрутка

Простую тряпичную куклу-«закрутку» можно сделать с детьми, еще не владеющими навыками шитья. Для ее изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки.

Основание куклы — свернутый и скрученный трубочкой кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка.

Накрыв заготовку сверху квадратом белой ткани, перевязываем ниткой по линии шеи и получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного ваты.

Ручки-рукава получатся, если перетянуть нитками противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой — получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.

Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии. Получится кофточка.

Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, затем свисающие концы разрезать на три ленты и заплести в косу. Прическу на голове можно закрепить ленточкой-повязкой.

Нарядить куклу можно по-разному — в в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине — получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоску ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки надо покрыть широким поясом (тесьма, лента и пр.).

Дополнить костюм могут передник, платок, бусы — все, что подскажет ваша фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности — это особенно интересно!

Принципы изготовления народной игрушки — лоскутной куклы:

Использовать простейшие конструкции кукол.
Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.
Строго следить за правилами экономии материала.
В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.

Начинали делать куклу с того, что свертывали в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой - и кукла готова. А потом ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Некоторые из вас, наверное, замечали, как ваша бабушка, причесавшись, не выбрасывает с расчески волосы, а складывает в пакет или мешочек; это отголосок древнего обычая - прятать волосы за зеркальцем или в укромном месте кукле на «косу». Итак, кукла наша с косой. Теперь ее можно наряжать. Из самых красивых и ярких лоскутов ситца, яркого кумача, ткани-китайки шили настоящую одежду, походившую на одежду взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бытовал в этом регионе: кокошник, повойник, кику или повязанный по-особому платок, украшенный лентами, блестками, бусинами.

Если вы рассматривали в музее тряпичные куклы, вы наверняка задавали себе вопрос: «А почему у куклы нет лица?» Безликой (то есть без лика, без лица) кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку, поскольку считали, что кукла с «лицом» как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос, рот.

Конечно, как бы ни хороша была тряпичная кукла, все же с настоящей куклой ее не сравнить. Какая девочка не смотрела завороженно у прилавка магазина на пластмассовую или резиновую (словно живую) красавицу куклу с мигающими глазками, чудесными локонами, одетую в пышный шелковый или кружевной наряд. Сейчас куклы «научились» ходить и говорить, их можно мыть, причесывать им волосы, одевать, раздевать, шить и вязать им одежду. Но любовь к лоскутной кукле в народе не прошла — их до сих пор с удовольствием делают многие мамочки, и дети с удовольствием ими играют, поскольку, в отличие от покупной, она одна-единственная и неповторимая на всём белом свете.

Кукла от тряпичной куклы-закрутки до современной претерпела немало превращений. Лицо и руки ей делали из дерева, лепили из бумажной массы - папье-маше, изготавливали из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина. И все-таки доставьте себе маленькую радость, по пробуйте сделать для себя куклу-закрутку.

Внеурочное занятие

Тема: « КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ»

Цели внеурочного занятия:

Образовательные:

Расширять кругозор учащихся: ознакомить учащихся с историей народной тряпичной игрушкой, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол, многообразием традиционных русских кукол; ознакомить с технологией изготовления народной тряпичной куклы;

Систематизировать сведения о народной кукле;

Развивающие:

Совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы;

Развивать образное и пространственное воображение, эстетический вкус;

Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.

Развивать координацию движений рук, исполнительские умения;

Воспитательные:

Воспитывать в учениках любовь к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков;

Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества;

Воспитывать внимательность, терпение; привитие навыков культуры труда и аккуратности;

Воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.

Практические задачи:

Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки;

Научить простым приемам работы с тканью;

Пробудить у учащихся интерес к народному творчеству;

Наглядные средства:

Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол и последовательности изготовления куклы «Колокольчик»

Образцы игрушки.

Оборудование и материалы : Компьютер, Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол, образцы кукол, выставка кукол, карточки с планом работы, ткань, нитки, ножницы.

Практическая работа:

Методы : беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа.

Принцип: наглядности, доступности, посильности.

Формы обучения : фронтальная, индивидуальная.

Длительность: 45 минут.

Структура:

1. Организационно-подготовительный.

2. Теоретическая часть.

а) История народной тряпичной куклы

б) Виды народной тряпичной куклы.

3. Практическая часть.

Технология изготовления куклы «Колокольчик»

4. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Объект труда:

кукла «Колокольчик»

    Организационно-подготовительный этап.

У современных кукол есть глаза,
Им красят губы, заплетают косы.
Обрядовая кукла-без лица,
Не задает нам странные вопросы.
Не просит есть, не хнычет по ночам,
Но терпеливо в нас читает души,
И, показав, где в нас сокрыта Навь,
Ведет туда, где в мир приходят росы.
И мир вокруг, узрев наш путь к себе,
Нам открывает все свои тропинки,
Соединив все грани бытия.
Обрядовая кукла - в детской зыбке.

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.


Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.

II Теоретическая часть.

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена тема нашей творческой мастерской? О чём мы будем говорить? (о куклах)

Вы правы. Речь пойдёт не о простых куклах. О куклах-оберегах!

А что такое кукла?(…)

1) словарная работа

Вы работали с толковыми словарями и находили значение этого слова:

КУКЛА 1. Детская игрушка в виде фигурки человека.

2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)

3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

Хорошо! А что такое «оберег»? Как вы понимаете это слово?

ОБЕРЕГ - Предмет, оберегающий, охраняющий отчего-нибудь.

Итак, тема нашей творческой мастерской « КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ».

Как вы думаете, из чего делали кукол в Древней Руси?(..)

2) из истории

На Руси испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребёнок не скучал и не плакал, пока работает мать. В поле из соломы, травы, из кусочка ткани, из подручного материала в мгновение ока мастерили куклу. Кукла почиталась с глубокой древности и до наших дней, это одна из самых известных детских игрушек.

Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или берегиня.

Кукла оберег- это амулет, защищающий человека от различных опасностей. На Руси в каждой семье было много кукол – оберегов, их число доходило до 100.

3)знакомство с видами кукол-оберегов

Познакомимся с некоторыми видами кукол-оберегов:

Самой знаменитой куклой на Руси была кукла НЕРАЗЛУЧНИКИ.
- Как вы думаете, почему эта кукла получила такое название? - Кому её дарили и зачем?

Доклад 1

Неразлучники

Кукла Неразлучники символ и оберег крепкого союза, поэтому делается как бы на одной руке, идти по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.
В настоящее время традиция сохранилась.
Теперь, как и сотни лет назад, можно сделать кукол своими руками и подарить от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.
Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое.

- Дарили этих кукол молодожёнам во время свадьбы или помолвки.

Как только у молодой семьи рождался ребёнок, им дарили КУКЛУ-ПЕЛЕНАШКУ!

Доклад 2

Пеленашка

В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям.
Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка.
Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.
Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы.

Пеленашка, или кукла-младенчик, имеет обереговую конструкцию. Кукла даётся в ручку ребёнка в качестве естественного массажёра, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребёнка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребёнка, говорили про куклу: «Ой, до чего куклёнок-то хорош!»
Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.

За чистым воздухом в доме «следила» КУКЛА КУБЫШКА -ТРАВНИЦА

Доклад 3
Кубышка-Травница

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница

- У людей на Руси очень много было работы в поле. Первые горсти при посеве зерна брали…..Как вы думаете, где?(.)У КУКЛЫ-КРУПЕНЕЧКИ!!!

Доклад 4

Куколка "Крупеничка " (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.

После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.

Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда… И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Очень интересная КУКЛА- ДЕВКА-БАБА .

А чем она интересна,расскажет…

Доклад5 Кукла – Девка-Баба

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки.

Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

У крестьян были и такие куклы,которые оберегали их не только днем,но и ночью…

Доклад 6 Кукла День-Ночь

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.

Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.

Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Наверное, самой любимой куклой у нашего народа была Кукла-колокольчик-кукла добрых вестей:

Доклад 7

Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики.

Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Кукла – колокольчик - для добрых вестей,

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

III .Практическая работа

Ребята,вы знаете, что приближается праздник День города, на площадях города будут проходить ярмарки, различные благотворительные акциии. Сегодня в нашей творческой мастерской мы тоже примем участие в благотворительной акции по изготовлению КУКЛЫ –КОЛОКОЛЬЧИКА.

Хочу открыть вам секрет, что изготовление куклы - было занятием непростым.

Существовал ряд правил по её изготовлению:

Куклы были - без лица(безликие); наши предки считали, что через глаза может вселиться злой дух;

Нельзя было пользоваться иголкой так.как куклу нельзя уколоть или поранить, поскольку оно несёт в себе тепло и заботу;

У человека должно быть хорошее настроение, ведь образ будущей куклы впитывает в себя частичку души того.кто её изготовляет.

Я думаю у нас у всех хорошее настроение, поэтому приступим за работу…

Этапы изготовления Куклы-колокольчика: (см.презентацию)

1.У вас три готовых круга. В центр самого большого круга вкладываем вату, привязанный к вате колокольчик и туго перематываем ниточкой. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.

2.Получившийся свёрток обворачиваем лоскутком меньшего диаметра и также плотно перевязываем ниточкой.

3.Таким же образом обворачиваем самым маленьким лоскутком куколку.

4.Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

5.Туго перевязываем шейку. Оформляем руки.

6.Осталось повязать нарядный платочек и куколка-колокольчик готова!

IV .Заключительная часть

Будем знать теперь и мы:

Куклы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Куклы в доме всем нужны

В них секреты старины!

Ой, вы, гости дорогие!

У нас игрушки непростые -

веселы и ярки, примите их в подарки!

Пусть куколка, сделанная нашими умелыми руками, станет украшением вашему дому! (дети дарят кукол)

План – конспект урока технологии 6 класс
Тема: Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
Класс: шестой
Тип урока: освоения новых знаний.
Цель урока: Развитие художественной творческой активности обучающихся посредством
освоения технологии изготовления куклы Колокольчик.
Задачи:
­ познакомить с историей и изготовлением русской тряпичной куклы Колокольчик;
­ расширять знания о видах декоративно­прикладного творчества, по истории народной
художественной культуры;
­способствовать развитию эстетического и художественного вкуса,
­развитию индивидуальных и творческих способностей детей, посредством освоения технологии
изготовления куклы Колокольчик;
­способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение
народного творчества, сохранение, возрождение и уважение к традициям духовной культуры
русского народа;
Планируемые образовательные результаты:
­ учащиеся создадут куколку – оберег из ткани;
­ научатся планировать работу, совместно оценивать результат работы;
Формирование УУД:
Личностные
­ мотивация учебной деятельности (социальная, учебно­познавательная и внешняя).
­ умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
­ умение устанавливать связи между целью и результатом своей деятельности;
­ умение применять полученные знания и умения в практической деятельности
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем (изготовить куколку­оберег из
ткани), используя технологическую карту в работе; выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; в сотрудничестве с
учителем формулировать тему урока и цель своей деятельности;
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и
сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).
Оборудование:
 ПК;

 мультимедийная презентация к уроку;
интерактивная доска;
Структура урока:
1. Организационный этап. Актуализация знаний.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока. Целеполагание.
3. Мотивация. Этап усвоения новых знаний и способов действий
4. Изучение нового материала
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа
7. Этап закрепления знаний.
8. Этап рефлексии.
9. Этап подведения итогов урока.
Ход занятия.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!хотелось бы урок начать со стихотворения Л. Рубальской
1.Организационный этап
Фея знала свое дело
И летая в небесах
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушных
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому что это­средство
Чтобы вечно помнить детство.
2. Актуализация знаний
(В руках учителя появляется народная кукла колокольчик)
Учитель: Девочки, что у меня в руках? (Ответы детей)
(Появляется современная кукла.) А сейчас?
Учитель: Что вы можете сказать об этих куклах?
Учитель. Вам интересно узнать, как появилась кукла?
Слайд 3. (Учебный видеоролик Кукла, кто она? Откуда родом? Время ­ 4:09 мин. Скачать
видеоролик можно здесь ­> http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg)
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Трудно сказать точно, но кукла
как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад – это подтверждают раскопки под
Новгородом. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежит маленькому
римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры.
Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю
культуры, страны и традиции своего народа, отражая их движение и развитие. Условная
человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила оберегом; являлась
символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода. Она участвовала в обрядах и
праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут,
украшение – все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную
функцию общения. В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах,
запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в
приданое.
Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с
использованием старинных техник и технологий. С давних времён кукол делали из травы, веточек и
лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Матерчатая кукла ­ простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку",
тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков,
волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось
белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него
злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для нас.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору. «Белолика, грудаста, и коса
есть непременно, и упряжена хоть куда» ­ образный перепев, «потешный» эталон «Бабьей красы»,
близкий по сути своей фольклорному образу «девицы – красавицы». Так что литературный образ
становится почти иллюстративным:
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами – великолепный образец
для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно – прикладному и
текстильному дизайну.
Учитель: Какую роль выполняет кукла в вашей жизни?
(Идёт диалог, сравнение современной куклы и народной)
В наш век куклы ­ это, чаще всего, детские игрушки.
С куклами играли все, как девочки, так и мальчики.
Считалось, чем дольше играет ребёнок в куклы, тем богаче будет его семья.
В кукле отразились народные представления о жизни предков, о мире, добре,
красоте.
Условная человекоподобная фигурка когда­то выполняла магическую роль, служила
оберегом для дома и семьи, являлась символом счастья, добра, благополучия и
продолжения рода, защитой от бед, несчастий, сглаза.
Учитель: В каждой семье находилось около 100 видов кукол – оберегов.
Учитель: Девочки, что значит слово ОБЕРЕГ?
Где мы можем найти значение этого слова?
(Выслушиваются ответы детей)
(На доске слова ОБЕРЕГ – ТАЛИСМАН)
Значение слова зачитывают дети.
(Приложение)
Дети: Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее, человека от
различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и
который носят на теле в качестве талисмана.
Учитель: В оберегах – целая философия, мудрость, веками накопленная нашим
народом.
Учитель: Куклу давали сыну, который отправлялся на службу в армию,
мужу - в дорогу, на войну.
Учитель: Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему о доме, очаге.
Учитель: Чем же являлась кукла для наших предков?
От чего мог защитить семью оберег?
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг.
Менялись быт, утварь, жильё и другие аспекты жизни.
Но неизменённым осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и
свою семью от невзгод.
3. Мотивация учащихся. Целеполагание.
Учитель: Девочки, зачем мы говорим о куклах­оберегах,
Девочки, попробуйте сформулировать тему урока,

(Ученики высказывают свои предположения. Пытаются определить тему
урока.)
Учитель: Ваши предположения подтвердились,
тема занятия Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик»
иначе её называют кукла Добрых вестей.
Учитель. Какова цель урока? (Ответы учащихся)
Учитель: научиться изготавливать куклу «Колокольчик»
Учитель: Откройте тетради. Запишите дату ­ сегодня 21апреля и тему урока
Народная тряпичная кукла. Кукла – оберег «Колокольчик».
4. Изучение нового материала
Слайд 4. Виды традиционных тряпичных кукол по назначению:
Слайд 4. Игровые: Малышок – голышок, кукла с косой.
Слайд 5. Обрядовые: Масленица, Свадебная.
Слайд 6. Обереговые: Вепсская (Кормилка), Колокольчик.
Колокольчик
С давних времён люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий сглаза.
Они умели делать обереги.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных
опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на
теле в качестве талисмана.
Колокольчик – куколка добрых вестей. Её родина – Валдай. Оттуда и пошли
валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных
болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик
имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и
золотое. И счастье складывается тоже из трёх частей. Если телу хорошо, душе
радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная,
приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик,
человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в
нём радостное и весёлое настроение.
5. Физминутка
(Любопытная Варвара):
Любопытная Варвара
(поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево,
(Поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо,
(Поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх,
(Поднимают голову вверх)
Смотрит вниз,
(Опускают голову вниз)
Чуть присела на карниз,
(Выполняют легкие полуприседания)
А с него свалилась вниз!
(Резко приседают)

6. Практическая работа
Цель этапа: изготовить куклу своими руками. Учиться работать с инструкционной
картой. Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Текущий инструктаж:
Проверка организации рабочих мест учащихся; проверка соблюдения правил техники
безопасности при выполнении задания; инструктирование по выполнению задания в
соответствии с инструкционной картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
Раздать дидактический материал: инструкционные карты, лекала 3­х кругов (~ 25х25 см;
20х20 см; 15х15 см), прямоугольника (~20х7 см).
Технологическая карта изготовления куклы колокольчика.
1.
Слайд 7. Для изготовления куклы вам понадобится: лекало, кусочек ваты,
карандаш, ножницы, нитки, цветные лоскутики.
Слайд 8. Вырезать из разноцветных кусочков ткани три круга разных диаметров.
Слайд 9. В центр самого большого круга вложить вату или синтепон, привязать
Слайд 10. Получившийся свёрток обернуть лоскутком меньшего диаметра и также
2.
3.
4.
колокольчик, и туго обмотать ниточкой.
плотно перевязать ниточкой.
Слайд 11. Вырезать из белой ткани небольшой прямоугольник для лица и ручек.
Таким же образом обернуть куколку самым маленьким лоскутком.
5.
Туго перевязать шейку.
Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть ниточкой, как манжеты.
6.
Слайд 12. Вырезать и повязать нарядный платочек и куколка – Колокольчик
готова.
7. Закрепление знаний
Что вы сегодня узнали нового?
Какое предназначение имели куклы в жизни человека?
Почему обереговые куклы были безликими?
1.
2.
3.

Откуда родом и какую функцию выполняет кукла – оберег Колокольчик?
Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, цель урока
4.
5.
достигнута?
8. Рефлексия
Учитель: на столах лежат наборы бусин, украсьте свою куклу зелеными
бусинкой, если у вас все получилось, желтой – вы испытывали небольшие
трудности, красной – урок не понравился.
Выставление оценок
Домашнее задание: Пофантазируйте и напишите рассказ «Жизнь оберега»
Любого, какой вам больше нравится, и на следующем уроке мы вас
послушаем.
Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы.
Используемые ресурсы:
пособие) 2011г. – 176с.
1.
2.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла (учебное методическое
http://clubs.ya.ru/4611686018427417901/replies.xml?item_no=17 История
тряпичной куклы
3.
Видеоролик (слайд – шоу) «Кукла, кто она? Откуда родом?» автор:
Ишина Н.Н. http://www.youtube.com/watch?v=H2MaAXBBfAg
4.
Школа физминуток. /Авт.­сост. В.И. Ковалько. – 2­е изд., перераб. –
М.:ВАКО, 2013. – 234 с. – (Мастерская учителя)