4 ноября в каком году. Результаты социологических опросов в разные годы

4 ноября 2017 года - Суббота, 308 день 2017 года по григорианскому календарю. 4 ноября соответствует 22 октября юлианского календаря (по старому стилю).

Праздники 4 ноября 2017 года в России

  • День воинской славы России - День народного единства. День воинской славы России - День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России - освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Освобождение Москвы в 1612 году стало примером народного мужества и сплоченности, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. А поскольку день освобождения совпадал с Днем Казанской иконы Божией Матери, то в 1649 году царь Алексей Михайлович постановил считать эту дату праздничной, каковой она затем и оставалась вплоть до 1917 года. С приходом большевиков к власти религиозные праздники, в том числе и День Казанской иконы Божией Матери, перестали отмечаться.

Также читайте:

Праздники 4 ноября 2017 года в Украине

  • День железнодорожника. Профессиональный праздник железнодорожников Украины отмечается ежегодно 4 ноября в День железнодорожника Украины. Такой праздник установлен в стране по указу президента в июле 1993 года. Дата его была выбрана в честь прибытия во Львов 4 ноября 1861 года первого поезда международного сообщения, из Вены.

Всемирные и международные праздники 4 ноября 2017 года

  • Всемирный день мужчин. С лёгкой руки Михаила Горбачёва в 2000 году с мужской «дискриминацией» было покончено, и мировая общественность стала отмечать Всемирный день мужчин (World Men"s Day) ежегодно в первую субботу ноября. Кстати, данную инициативу бывшего президента СССР поддержали Венский магистрат, отделение ООН в Вене и ряд других международных организаций. С тех пор День мужчин традиционно отмечается во многих странах, хотя и не утвержден официально.

Православные праздники 4 ноября 2017 года

Установлены следующие памятные даты:

  • Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.);
  • День памяти равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца;
  • День памяти семи отроко́в, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна;
  • День памяти священномученика Александра, епископа Адрианопольского, мученика Ираклия воина и мучениц Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии;
  • День памяти священномучеников Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева, пресвитеров и преподобномучеников Германа (Полянского) и Мины (Шелаева), архимандритов;
  • День памяти священномучеников Николая Богословского, Николая Ушакова, пресвитеров и преподобномученика Григория (Воробьева), игумена;
  • Обре́тение мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского;
  • Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость»; Якобштадтской - икон Божией Матери.

Народные праздники 4 ноября 2017 года

  • Казанская осенняя. В Православной церкви 4 ноября (по старому стилю - 22 октября) отмечается праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Икона почитается как чудотворная. Дата празднования была установлена в знак благодарности чудотворному образу за избавление Москвы и всея России в 1612 году от поляков. Другие названия праздника: «Бабья заступница», «Зимняя Казанская», «Казанская». Согласно преданию, после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне явилась во сне Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась, а на месте явления иконы был впоследствии построен Богородицкий девичий монастырь. Его первой монахиней стала сама Матрона. Во время польского нашествия икона была перенесена из Казани в Москву. После этого ополчение сумело разбить поляков и освободить Москву. К 19 веку Казанский образ стал самой почитаемой на Руси иконой. Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой. Он считался своего рода рубежом между осенью и настоящей зимой. С этого дня ждали наступления морозов. О том, каковы они будут, судили по приметам. Если осенью снимали хороший урожай, то готовились к суровой зиме. Если же на Казанскую пойдет дождь, то ожидали скорого наступления зимы. «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит», - говорили наши предки. В это же время можно было обновить санный путь: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади». К празднику Казанской иконы приурочивали свадьбы. «Кто на Казанской женится, тот счастлив будет», - верили люди. Об удачном браке складывали поговорки и приметы: «Выбирай корову по рогам, а девку по родам (по родителям)»; «Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи»; «Жениться скорее - в дому прибыльнее». Если же девушку замуж никто не звал, она совершала специальный обряд. На Казанскую она вставала рано утром и отправлялась в березовую рощу, чтобы найти лист, обернутый в иней. В такой лист нужно было глянуть, словно в зеркало, чтобы стать привлекательной для женихов. Застолья устраивали не только в честь молодоженов, но и по другому поводу - встречали мужчин, вернувшихся с работ из города. Для них накрывали столы, пекли пироги, блины и созывали гостей на пивные праздники. Интересно, что в рецептуру крестьянского пива нередко кроме можжевеловых ягод и хмеля входили свекла и морковь.

Праздники 4 ноября 2017 года в странах мира

  • Праздник в Армении 4 ноября 2017 года - День социального работника. 4 ноября ежегодно отмечается День социального работника в Армении. Этот профессиональный праздник появился в стране в начале 2009 года. Датой для праздника была выбрана годовщина создания в 1918 году Министерства общественной опеки при правительстве Первой Республики Армении.
  • Праздник в Италии 4 ноября 2017 года - День национального единства и Вооруженных Сил. 4 ноября в Италии отмечается День национального единства и Вооруженных Сил (Giorno dell"Unità Nazionale e Festa delle Forze Armate / National Unity and Armed Forces Day). До 1976 года этот праздник был государственным, но в настоящее время таковым не является, хотя и установлен законом. Он посвящен памяти всех павших за Родину. Впервые День национального единства был введен в 1922 году и назывался Годовщиной победы в Первой мировой войне. Исторически этот день посвящен победе над войсками Австро-Венгрии и Германии в 1918 году во время Итальянского фронта Первой мировой войны, а также бойцам, павшим в этих сражениях за Родину. Боевые действия на Итальянском фронте проходили в период с 23 мая 1915 года по ноябрь 1918 года.
  • Праздник в Финляндии 4 ноября 2017 года - День Кекри. Согласно древней финской религии и народному календарю Финляндии, Кекри - это праздник в честь окончания всех сельскохозяйственных работ и времени, когда коров с пастбищ загоняют в хлева на зимнее стойло. Кекри - это период перехода от осени к зиме. Первоначально праздник отмечался 29 сентября в День святого архангела Михаила (Michaelmas / Saint Michael the Archangel), но позднее был перемещен на 1 ноября - День всех святых (All Saints" Day). Также в некоторых местностях Кекри отмечают в первую субботу ноября.
  • Праздник в Панаме 4 ноября 2017 года - День флага. День флага в Панаме ежегодно отмечается 4 ноября. Этот государственный праздник посвящается годовщине принятия национального флага Панамы 4 ноября 1925 года. Этот флаг был разработан Марией Осса де Амадор, которая сделала его 1 ноября 1903 года. Флаг был официально принят после получения независимости Панамы от Колумбии.
  • Праздник в Индии 4 ноября 2017 года - День рождения гуру Нанака. Во многих индийских штатах в качестве официального праздника отмечается день рождения гуру Нанака - основателя сикхизма (Гуру Нанак Джаянти). По григорианскому календарю этот праздник выпадает на ноябрь. Гуру Нанак - основатель религии сикхизма, которая возникла в среде индуизма и ислама, но при этом не похожа на другие религии. Он родился 15 апреля 1469 года, однако день его рождения отмечают в день полной луны месяца картика по индуистскому календарю. В григорианском календаре этот день приходится на ноябрь, но каждый год - на новую дату.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

День народного единства и День воинской славы в России

С 2005 года в православный праздник день Казанской иконы Божией Матери отмечается День народного единства. Установлен этот праздник был в честь освобождения Москвы в 1612 году от польских интервентов. В 1649 году царь Алексей Михайлович день Казанской иконы Божией Матери объявил своим указом государственным праздником. Из-за революции 1917 года и событий, последующих за ней, эта традиция празднования освобождения Москвы от польско-литовских интервентов прекратилась.
Госдумой РФ 16 декабря 2004 года был введен новый праздник - Дня народного единства (День согласия и примирения), а 7 ноября вместо Дня октябрьской революции сегодня в России отмечается День воинской славы России. В этот день в Москве на Красной площади проводится военный парад.
В пояснительной записке к предложенному на обсуждение проекту закона, отмечалось, что именно 4 ноября 1612 года Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский руководили войском, которое, показало свой героизм и сплоченность русского народа, который штурмом взял Китай-город и освободил от польских интервентов Москву.

День железнодорожника на Украине

Эту дату, как профессиональный праздник, стали отмечать 4 ноября по инициативе работников Львовской железной дороги и по Указу Президента Украины от 15 июля 1993 года. 4 ноября 1861 года, во времена Австро-венгерской империи, во Львов прибыл первый поезд, под названием «Ярослав». Этот поезд был поездом международного сообщения, соединившим Львов, Вену, Перемышль и Краков.
Украинские железные дороги сегодня объединяют 6 железных дорог: Донецкую, Львовскую, Одесскую, Южную, Юго-западную и Приднепровскую, объединяющих все области Украины.
30300 км железнодорожных путей и более чем 1,5 тысяч станций обслуживают более 375 тысяч работников. Каждый год по железной дороге Украины отправляются в путь более 500 миллионов пасажиров, с помощью около 175 тысяч грузовых вагонов перевозится около 300 миллионов тонн грузов.
Первый профессиональный праздник железнодорожников был учрежден в России в 19 веке в день рождения императора Николая I, который положил начинание строительству железных дорог. Ежегодно 25 июня он праздновался до 1917 года, затем праздник был забыт на 20 лет. Традиция празднования Дня железнодорожников продолжилась в СССР в 1936 году. Этот праздник стали отмечать каждое первое воскресенье августа.
В 2004 году 26 февраля в Киеве на І Конференции Профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей было принято решение проводить День железнодорожников и транспортных строителей Украины каждое первое воскресенье августа. Фактически у железнодорожников Украины теперь 2 профессиональных праздника: осенью - День железнодорожника и летом - День профсоюза железнодорожников.

День социального работника в Армении

Этот праздник был объявлен правительством Армении в начале 2009 года. 4 ноября 1918 года коалиционным правительством Первой Республики было сформировано министерство общественной опеки — основы политики социальной защиты населения Армении. Социальная сфера во время советизации Армении и до сегодняшнего времени, осталась одним из основных направлений политики этого государства.

Необычные праздники

— День домохозяйки
— День Национальный день семейной грамотности
— День нежного укуса за ухо
— День, когда пора начать все сначала
— Национальный день приготовления еды для домашних животных

Церковный праздник 4 ноября

День Казанской иконы Божией Матери

В этот осенний день все православные чествуют день освобождения в 1612 году Москвы от поляков и празднуют день Казанской иконы Божией Матери.
На Руси этот день долгое время отмечали как государственный праздник. Россия прославляла Казанский образ Богородицы, явившей во время Смутного времени свое заступничество за Русь.
Казанскую икону брали с собой в ополчение, когда русские войска освобождали от врага Кремль и Москву, Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский.
Чтимый образ Казанской иконы Божией Матери в 1737 году был перенесен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербург, где в 1810-х годах построили Казанский собор, который в наше время был восстановлен и вновь открыт 4 ноября 1993 года.
Именины 4 ноября у: Александра, Василия, Владимира, Германа, Григория, Дениса, Ивана, Ираклия, Константина, Максима, Николая, Федора, Анны, Елизаветы.

День народного единства в стране празднуют не так давно, он считается молодым торжеством. В 2004 году в декабре наша Госдума осуществила новые введения в ФЗ «О днях воинской славы». Раньше, в начале ноября, 7 числа, отмечали День согласия и примирения. Наши родители, дедушки и бабушки еще помнят то время, когда в ноябре, 7 числа, отмечали Октябрьскую революцию.

Согласно новой поправке, этого праздника больше нет, а вместо него ввели День народного единства, который приходится на 4 ноября. Памятное торжество несет большое значение для исторического прошлого нашего государства и является главной символикой важного события для России – освобождения от поляков-захватчиков в 1612 году. Праздник иногда связывают с Днем Казанской иконы Божией Матери.

Немного из истории возникновения

Согласно историческим данным на Руси были времена смуты до 1613 года, очень непростой период для государства в целом. В Москве и других городах был тяжелый кризис, Русь распалась на отдельные территории, в разных местах появлялись самозванцы, претендовавшие на царствование. В Москву пришла «Семибоярщина», которую возглавлял Федор Мстиславский.

«Семибоярщина» разрешила войти в Москву полякам, чтобы те посадили своего короля на русский престол. Королевичем Руси должен был стать Владислав, но этого не произошло.

Гермоген, патриарх всея Руси, призывал народ сплотиться против врага и убрать его с наших территорий. Люди услышали просьбы и встали на защиту Родины, чтобы изгнать поляков. Сначала по Москве начало образовываться народное движение на защиту России. Во главе восстания оказались русские князья Минин Кузьма и Пожарский Дмитрий. Поляки были изгнаны из Москвы 4 ноября 1612 года. Говорят, что во время изгнания у предводителей восстания в руках была икона Казанской Божией Матери. После того, как поляки с позором бежали, икону стали почитать еще больше и считают помощницей в освобождении Руси от недругов.

На заметку!

Когда поляки ушли, Земским собором было решено назначить на царствование Романова Михаила.

В эпоху царствования Романовых праздник возродили. Он тогда назывался «Днем Казанской Иконы Божией Матери», а отмечали его в ноябре, 22 числа, по старому стилю. Во время революции в 1917 году праздник специально убрали, и традиция вспоминать отпор полякам прекратилась. С его введением в 2005 году возобновилась традиция чествовать освободителей и гордиться своей страной.

Как отдыхаем 4 ноября


В 2018 году 4 ноября приходится на воскресенье, а это означает, что наши каникулы продлятся 3 дня: 3, 4, 5 ноября. Само празднование не переносят, оно остается в воскресенье, а так как воскресенье считается нерабочим днем, законный выходной решили перенести на понедельник. 3 выходных дня – большая удача, можно организовать небольшую поездку или выбраться на природу всем семейством, чтобы развеяться, отдохнуть, как следует.

Традиции праздника


В России 4 ноября традиционно проходят митинги, праздничные шествия, демонстрации, посвященные освобождению русского народа от захватчиков. Люди приходят к памятнику Минину и Пожарскому, возлагают цветы.

Нижний Новгород – центр проведения праздника, поскольку с этого города началось защитное шествие в 1612 году. Русская церковь принимает участие в праздновании, так проводят тематические выставки, реставрируют иконы. Праздник охватывает все города России и не только, его отмечают в Южной Осетии, Донецкой народной республике и Приднестровье. Примечательно, что в праздновании принимают участие все поколения независимо от возраста.

Выходные дни в начале ноября стали привычными для россиян. Но опросы граждан показали, что многие люди, с радостью принимающие дополнительный выходной, плохо себе представляют по какому поводу не нужно идти на работу или учебу. Даже прохожие, которые без запинки произносят название праздника, не всегда могут объяснить его суть. Действительно, это один из спорных праздников в российском государственном календаре, но знать о нем должен каждый гражданин страны.

День народного единства правительство страны учредило в 2004 году, впервые праздник в России отметили 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше - несколько веков назад.

Что отмечают 4 ноября

Известно, что 4 Ноября - праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году. Однако, согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками.

4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. В этот день воины войска Пожарского и Минина помолились иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай-город и вошли в него победителями вместе с иконой. С тех пор Казанскую икону начали почитать и преклоняться перед ней, люди были уверены, что именно чудотворная икона помогла им одержать победу.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.

Возможно, молитвы и зарядили бойцов новыми силами и помогли им справиться с оккупантами, но основную роль все-таки сыграло сплочение людей. Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. Среди них были люди различных национальностей и сословий. Считается, что именно 4 числа, во время совместной молитвы, они сплотились, соединились единой общей целью и вместе двинулись навстречу захватчикам. Именно единство в целях помогло столь разным людям найти общий язык и прийти к долгожданной победе с иконой в руках.

Что стало поводом для нового праздника

На протяжении восьми десятилетий в советском государстве отмечали 7 ноября - День Великой Октябрьской Социалистической революции. С развалом Советского Союза присущие ему ценности были пересмотрены, красный день хотели убрать из государственного календаря. Однако люди, привыкшие к ноябрьскому выходному, по инерции продолжали отмечать утративший актуальность праздник еще 14 лет после распада СССР, переименовав его в День согласия и примирения.

Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий II, он попросил возродить День народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.

В декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки Трудового кодекса, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник - День народного единства, назначенный на 4 ноября. Против новых поправок выступили только коммунисты, но их голоса оказались в значительном меньшинстве и не повлияли на окончательное решение.

День народного единства в новой России

Первый День народного единства пышно отметили в 2005 году. Главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Главнейшим событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Новому памятнику нашли место на площади Народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи.

В крупных городах прошли крестные ходы, благотворительные акции, митинги, концерты и другие праздничные мероприятия. В столице президент страны торжественно возложил венки к московскому памятнику Минину и Пожарскому.

Современный День народного единства - праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.